Декрет № 10: изменение в налоговых льготах для участников инвестдоговоров |
Количество просмотров 304
Автор Нина Зельман Нина Зельман
Автор налоги, налоги, инвестиции, инвестиции, законодательство законодательство
Декрет № 10: изменение в налоговых льготах для участников инвестдоговоров

В июльском номере «ФД» (см. с. 6, № 7, 2018) мы начали разговор о том, какие новые нормы Декрета Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь» (далее — Декрет № 10) и когда вступят в силу. Мы считаем важным знать и понимать, как это отразится на уже заключенных договорах и что новое будет предложено в льготах и гарантиях для привлечения отечественных и иностранных инвесторов в рамках договоров с госорганами в скором будущем. Подобные новации мы просто обязаны анализировать заранее и быть готовыми для правильного диалога с инвесторами.

При разработке проекта Декрета № 10 Министерством экономики был проанализирован опыт реализации инвестиционных проектов в рамках заключенных с Республикой Беларусь инвестиционных договоров‚ приняты во внимание предложения, направленные заинтересованными государственными органами, исполкомами, иными ведомствами.

В проекте Декрета № 10 предусмотрены новшества, которые ранее не были определены инвестиционным законодательством, в частности проект Декрета № 10:

1) Расширяет круг лиц, имеющих право на заключение инвестиционного договора от имени Республики Беларусь;

В действующей редакции Декрета № 10 только Управление делами Президента Республики Беларусь имеет право на заключение инвестиционного договора (как организация, подчиненная Президенту Республики Беларусь). Однако в целях реализации отдельных инвестиционных проектов Глава государства издает указы, в которых устанавливает государственные органы (организации), ответственные за заключение инвестиционного договора от имени Республики Беларусь. При этом встречаются случаи, когда таким государственным органом (организацией) выступает не только Управление делами Президента Республики Беларусь.

В целях более широкого охвата круга лиц для заключения инвестиционных договоров, а также возможности применения постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19.07. 2016 № 563 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10» предлагается внести соответствующую корректировку в Декрет № 10;

2) вводит единый размер ответственности (неустойку) инвестора (инвесторов) и (или) организации за нарушение сроков реализации инвестиционного договора и (или) этапа (этапов) реализации (при их наличии).

Принимая во внимание, что стороной по инвестиционному договору выступает Республика Беларусь, а также в целях единообразного применения условий инвестиционного договора на всей территории Республики Беларусь, полагаем необходимым установить единый максимальный размер неустойки. При этом за госорганом остается право на изменение неустойки и установление ее в инвестиционном договоре в меньшем размере;

3) устанавливает обязательное закрепление в инвестиционном договоре нормы о форс-мажорных обстоятельствах, при которых не наступает ответственность сторон по инвестиционному договору.

Сегодня во многих инвестиционных договорах закреплены положения о форс-мажорных обстоятельствах. Вместе с тем Декрет № 10 позволяет не предъявлять к инвестору требования о возмещении льгот и (или) преференций и об уплате неустойки (штрафа, пени) лишь в случае нарушения им условий реализации инвестиционного проекта в связи с незаконными действиями (бездействием) должностных лиц государственного органа или исполкома, заключивших инвестиционный договор, и (или) иного государственного органа (организации) при отсутствии вины инвестора (инвесторов) и (или) организации и не предусматривает аналогичного подхода в случае действия обстоятельств непреодолимой силы, в том числе на которые инвестор не мог повлиять либо которые он не мог предвидеть.

Декрет № 10 устанавливает, но не ограничивает перечень обстоятельств чрезвычайной и непреодолимой силы, что позволяет сторонам инвестиционного договора устанавливать широкий круг наступления таких обстоятельств;

4) освобождает инвестора (инвесторов) и (или) организацию от компенсационных посадок (кроме случаев удаления объектов растительного мира, произрастающих на землях общего пользования населенных пунктов).

Декрет № 10 освобождает инвестора (инвесторов) и (или) организацию от компенсационных выплат стоимости удаляемых объектов растительного мира, но при этом у инвестора (инвесторов) и (или) организации возникает обязанность в обеспечении компенсационных посадок объектов растительного мира. Таким образом, действующая льгота носит «мнимый» характер и порождает непонимание со стороны инвесторов (особенно иностранных);

5) предоставляет возможность реализовать инвестиционный проект в рамках инвестиционного договора без применения меры ответственности, предусмотренной п. 1.15 Указа Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности».

Мера, предусмотренная Указом Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности», является мерой ответственности, связанной с арендной платой за земельные участки, используемые не по целевому назначению, не используемые в течение сроков, определенных законодательными актами, занятые до оформления правоудостоверяющих документов.

При этом в случае, если у инвестора (инвесторов) заключен инвестиционный договор, ответственность за его неисполнение (ненадлежащее исполнение) также установлена в таком инвестиционном договоре.

Таким образом, возникает два вида ответственности за одно нарушение, что негативно сказывается на финансовом состоянии инвестора, его возможности реализовать (завершить) инвестиционный проект, а также на условиях осуществления инвестиций в Республике Беларусь.

Кроме того, распространение данной нормы на инвестиционные договоры, реализуемые в соответствии с Декретом № 10 (даже с учетом всех изменений и дополнений), с даты вступления в силу предлагаемых поправок в Декрет № 10 позволит дополнительно обеспечить финансовую стабильность инвестора и снять возможные претензии в случае длительного принятия решения государственным органом, исполкомом (в целях приведения его в соответствие с Декретом № 10) и насчитанной за данный период суммы арендной платы за земельные участки с применением повышающих коэффициентов;

6) обеспечивает единообразное понимание и применение норм Декрета № 10 и Указа Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (далее — Указ № 667) в части невзимания платы за право заключения договора аренды земельного участка при действующем инвестиционном договоре в случае нарушения нормативного срока строительства.

Декретом № 10 установлен случай, когда инвестор (инвесторы ) и (или) организация обязаны возместить льготы и (или) преференции — это прекращение инвестиционного договора по основаниям иным, чем исполнение инвестором (инвесторами) и (или) организацией своих обязательств по инвестиционному договору.

Вместе с тем Указ № 667 содержит положение, согласно которому при нарушении в период действия инвестиционных договоров нормативных сроков строительства объектов, предусмотренных такими инвестиционными договорами, с инвестора взимается плата за право заключения договоров аренды земельных участков.

Таким образом, на практике наблюдается ситуация, когда гарантированная Декретом № 10 льгота расходится с Указом № 667, что, безусловно, сказывается как на финансовом состоянии инвестора, так и на инвестиционном имидже страны в целом;

7) определяет размер платы за право заключения договора аренды, вносимой инвестором (инвесторами) и (или) организацией в случае прекращения инвестиционного договора по основаниям иным, чем исполнение инвестором (инвесторами) и (или) организацией своих обязательств по инвестиционному договору.

Размер платы за право заключения договора аренды определяется из срока фактического занятия земельного участка, а не за весь срок, на который земельный участок был предоставлен, на основании решения местного исполнительного комитета. Применение такого расчета позволит наиболее объективно рассчитать размер платы за право заключения договора аренды в случае прекращения инвестиционного договора по основаниям иным, чем исполнение инвестором (инвесторами) и (или) организацией своих обязательств по инвестиционному договору;

8) наделяет государственное учреждение «Национальное агентство инвестиций и приватизации» функциями, повышающими качество работы с инвесторами.

Государственное учреждение «Национальное агентство инвестиций и приватизации» будет рассматривать проекты инвестиционных договоров, дополнительных соглашений к ним, а также прекращение инвестиционных договоров, что позволит обеспечить более качественную проработку указанных вопросов и снизить количество жалоб со стороны инвесторов;

9) упрощает процедуру прекращения инвестиционных договоров.

В действующей редакции Декрета № 10 предусматривается осуществлять прекращение инвестиционного договора в случае его исполнения путем принятия решения Совета Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, если инвестиционный договор был заключен на основании решения Совета Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Проект Декрета № 10 устанавливает, что инвестиционный договор прекращает свое действие в случае принятия решения о прекращении инвестиционного договора Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, когда такой инвестиционный договор заключен на основании решения Совета Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, и такой порядок будет применяться только при прекращении такого договора по основаниям иным, чем исполнение инвестором (инвесторами) и (или) организацией своих обязательств по инвестиционному договору. Во всех иных случаях инвестиционный договор будет прекращать свое действие на основании решения государственного органа, исполкома, заключивших (подписавших) такой инвестиционный договор;

10) распространяет п. 6.3 Декрета № 10 на инвестиционные договоры, заключенные (прекращенные) до вступления в силу Декрета Президента Республики Беларусь от 12.11.2015 № 8 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь» и не приведенные в соответствие с ним, в случае обращения инвестора (инвесторов), с которым заключен (прекращен) такой инвестиционный договор, в государственный орган, исполком, заключившие (подписавшие) такой инвестиционный договор, с соответствующим заявлением.

Пункт 6.3 Декрета № 10 позволяет обеспечить предоставление земельного участка (с уплатой за право заключения договора аренды земельного участка) после прекращения инвестиционного договора и окончания договора аренды земельного участка, а также предоставить местным исполкомам право продажи не завершенного строительством незаконсервированного объекта.

Реализация подходов, заложенных в проекте Декрета № 10, позволит завершить начатое строительство или ввести в хозяйственный оборот путем продажи не завершенного строительством незаконсервированного объекта независимо от даты заключения инвестиционного договора.

В связи с отсутствием в настоящее время правового регулирования данных вопросов такой подход полностью соответствует принципам ст. 72 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (устранение и преодоление пробелов);

11) изменяет модель контроля за соблюдением условий инвестиционного проекта и инвестиционного договора.

В целях оптимизации проверок исполнения этапов реализации инвестиционного проекта, соблюдения условий инвестиционного договора государственный орган, исполком, заключившие инвестиционный договор, осуществляют контроль только в рамках такого инвестиционного договора. Иной контроль государственные органы осуществляют в соответствии с функциями, установленными законодательством о контрольной (надзорной) деятельности.

Проект Декрета № 10 предусматривает иные изменения в правовом регулировании инвестиций в рамках инвестдоговоров с Республикой Беларусь, направленные на совершенствование механизма взаимодействия инвестора и госоргана (исполкома), заключивших от имени Республики Беларусь инвестиционный договор.

После вступления в силу норм проекта Декрета № 10 потребуется срочная корректировка ряда других действующих нормативных правовых актов, поэтому в течение нескольких месяцев будет тяжелая работа на стыке новых и отмененных, но еще присутствующих норм в различных актах законодательства. 


Для подготовки этого обзора был использован итоговый текст проекта и официальное обоснование к нему, что позволяет досконально раскрыть весь масштаб новаций и подготовиться к правильным действиям по работе с инвесторами и госорганами, избежать поспешных или неправильных выводов. Мы благодарим Совет по развитию предпринимательства при Президенте Республики Беларусь за оказание поддержки при подготовке этого материала.


<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:


Материалы по теме:

Оцените систему с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами портала Findirector.by

Войдите под своей учетной записью

Свежие статьи
Сейчас читают

1. Что принесет белорусам 2019 год? Прогноз экспертов

В обсуждении прогноза участвовали: ведущий исследователь Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Катерина Борнукова, директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований Арсений Сивицкий, руководитель проекта «Кошт урада» в рамках проекта BIPART Владимир Ковалкин, аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS) Вадим Можейко.

2. О проекте нового порядка заключения, исполнения и расторжения договоров долевого строительства

На спецсчет застройщика будут зачисляться средства не только на строительство объекта, но и на затраты застройщика, не включенные в сводный сметный расчет стоимости строительства, но относимые на эту стоимость. К ним относятся затраты на регистрацию дома, проценты по кредитам, взятым на проектные работы и т.д. Прибыль застройщика будет направляться отдельно, на его расчетный счет, что позволит усилить защиту от недобросовестных застройщиков.

3. Комментарий Минтруда и соцзащиты к Указу № 19 «Об оплате труда работников бюджетных организаций»

Минтруда прокомментировало принятый Указ от 18 января 2019 №27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций», которым определены основные подходы по комплексному изменению системы оплаты труда работников бюджетных организаций. В соответствии с Указом с 1 января 2020 года вместо действующей 27-разрядной Единой тарифной сетки работников Беларуси вводится 18-разрядная тарифная сетка для определения размеров оплаты труда работников бюджетных организаций.

4. Экономика Беларуси начинает год с низкого старта - Белстат

Белстат обнародовал сведения о ВВП страны за 2018 год. Согласно с официальными цифрами, ВВП Беларуси за январь-декабрь прошлого года вырос чуть больше, чем на 3%. Это значительно ниже, чем планировало правительство (3,5%). С учетом низкой вероятности выполнения целевого прогноза в текущем году, власти уже сейчас проваливают всю пятилетку.

5. Основные тезисы отчета МВФ по итогам ежегодных консультаций с Беларусью

Директора МВФ призвали официальные органы страны осуществлять мониторинг фискальных рисков, связанных с государственными предприятиями, и постепенно переходить к финансированию за счет размещения долговых обязательств, выраженных в белорусских рублях, чтобы снизить чувствительность долга к колебаниям обменного курса.

6. Исследование Nielsen: что беспокоит белорусов и на что они тратят деньги

Глобальный индекс потребительского доверия остается в диапазоне оптимизма и вырос в 3-м квартале 2018 года на 2 пункта до 106 пунктов. Индекс потребительского доверия в Беларуси остался одним из минимальных и составляет 67 пунктов. При этом Беларусь переместилась с шестого на четвертое место среди наиболее пессимистично настроенных стран в мире, принимавших участие в исследовании.

7. Нацбанк о совершенствовании правового регулирования международного лизинга

В Указе № 16 учтены такие практические аспекты заключения и исполнения международной лизинговой сделки, как период ожидания, предусмотренный Правилами добровольного страхования экспортных рисков лизинговых организаций, и размер безусловной франшизы при возмещении ущерба, причиненного страхователю.
Актуальные новости

1. Расследование крупной кражи из инновационного фонда Мингорисполкома |

Унитарное предприятие в 2013−2016 годах получило из инновационного фонда Мингорисполкома более 7 миллионов BYN (3,5 млн USD). Деньги шли на разработку опытного образца многоместной гипобарокамеры многоцелевого использования. Но до сих пор образец барокамеры не изготовлен. Некоторые закупленные для этого товары, работы и услуги не использовались, а отдельные работы фирма не выполнила вовсе.

2. О применении УСН унитарными предприятиями основанными некоммерческими юрлицами |

В 2019 году не имеют право применять упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции (деятельность) с цифровыми знаками (токенами) по их приобретению (добыче, получению), отчуждению (передаче, размещению, использованию), иные чем отчуждение (приобретение) цифровых знаков (токенов) за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги и обмен их на иные цифровые знаки (токены).

3. Международный лизинг: детальный анализ норм Указа № 16 |

В целях создания дополнительных условий для развития международного лизинга, ориентированного на продвижение в зарубежных странах товаров, произведенных в нашей стране Президентом подписан Указ от 14.01.2019 № 16 «О развитии международного лизинга» . Есть ряд существенных отличий от ранее действовавших норм валютного, таможенного и налогового законодательства. Это важно понимать производителям и экспортерам, так как при правильном применении позволит дать положительный финансовый эффект.

4. Директор стройпредприятия присвоил деньги от продажи металлолома |

Под благовидным предлогом улучшения финансового положения предприятия, обремененного большими долгами, директор принял решение о продаже коммерческой фирме неиспользуемого строительного комплекса, оборудования и площадки, на которой они размещались. При этом, как установили оперативники финансовой милиции, руководитель реализовал и собственный план личного обогащения.

5. МВД уведомило дырах в белорусском «интернет-банкинга» |

По данным МВД, за прошлый год резко выросло число хищений с помощью компьютерной техники. Если в 2017-м году было зафиксировано 2318 таких случаев, то в 2018-м — 3585. При этом увеличился удельный вес краж с помощью несанкционированного доступа к системе «интернет-банкинг». В большинстве краж злоумышленники использовали зарубежные IP-адреса, что свидетельствует либо о том, что преступники находятся за рубежом, либо используются средства анонимизации.

6. Обзор основных изменений, предусмотренных новой редакцией Налогового кодекса в 2019 году |

Предлагаем обзор основных изменений, предусмотренных новой редакцией Налогового кодекса, подготовленный специалистами SBH Law Offices. Подробный комментарий новаций налогового законодательства Вы можете прочитать в Книге "Налоговый кодекс Республики Беларусь - 2019" нашего Издательства. Общий объем комментария составил более 200 страниц.  

7. КГК: задолженности по зарплате и платежам в бюджет не мешают госорганизациям приобретать автомобили |

В 2013 году Александр Лукашенко Указом №119 запретил юридическим лицам покупать служебные легковые автомобили при наличии в течение последних трех календарных месяцев до даты их приобретения просроченной задолженности по выплате заработной платы, платежам за потребленные энергоресурсы, обязательным платежам в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды.