Итоги 2018 года: обзор изменений курсов валют стран бывшего СССР |
Количество просмотров 63
Автор курсы валют, курсы валют, анализ, анализ, РФ, РФ, Беларусь, Беларусь, Казахстан, Казахстан, Украина, Украина, Армения, Армения, Азербайджан Азербайджан
Итоги 2018 года: обзор изменений курсов валют стран бывшего СССР
Прошедший год ударил практически по всем региональным валютам СНГ. Ситуацию на рынках осложнили падающая нефть, санкции и "импорт" девальвации из России.

Большинство валют стран бывшего СССР закончили минувший год по отношению к доллару США в минусе (в качестве данных используются официальные курсы соответствующих центральных банков на 31 декабря 2017 и 2018 гг.). Лидером снижения стал российский рубль (-17,09%). За ним идут казахский тенге (-13,50%), белорусский рубль (-8,66%), таджикский сомони (-6,48%), грузинский лари (-3,15%), узбекский сум (-2,63%), кыргызский сом (-1,45%) и молдавский лей (-0,25%). В плюсе оказались только украинская гривна (+1,37%) и армянский драм (+0,07%). Две валюты с фиксированным курсом к доллару, азербайджанский и туркменский манат, не изменились.

Снижение большинства региональных валют к доллару – вполне естественный результат на фоне роста самой американской валюты. Индекс доллара DXY вырос за год с 92,0 п. до 96,2 п. (+4,6%). Валютная пара EUR/USD снизилась за год (т. е. доллар укрепился к евро) с 1,2030 до 1,1390 (-5,3%). Однако рост доллара, безусловно, не объясняет полностью глубокого снижения ряда валют.


Свою роль сыграло и снижение нефтяных цен, которого большую часть года никто не ожидал, так как первые три квартала они устойчиво росли, с $66,7 за баррель марки Brent в начале года до $86,6 к началу октября. Но IV квартал спутал все карты благодаря резкому росту добычи "черного золота" в США, России и Саудовской Аравии. К концу года сорт Brent подешевел до $53,6 за бочку (-19,6% к началу года и -38,1% к октябрьским максимумам).

Снижение нефтяных цен больно ударило в первую очередь по рублю и тенге, валютам нефтедобывающих стран региона с плавающими курсами. Этой участи избежал Азербайджан с жестко фиксированным курсом маната, но можно только догадываться, к каким макроэкономическим дисбалансам это может привести в будущем.

Дополнительным фактором давления на рубль были, во-первых, новые санкции, введенные в апреле и августе, во-вторых, ожидания еще больших финансовых санкций, которые могут в будущем затронуть госдолг и ряд государственных банков, что спровоцировало отток капитала, и, в-третьих, на это наложились глобальные проблемы в виде кризиса валют развивающихся стран, который стремительно пронесся по миру в августе-сентябре.



Падение казахстанского тенге отчасти объясняется тем же падением нефтяных цен, отчасти – "импортом" девальвации из России в силу близких экономических связей.

Похожая картина складывается и с белорусским рублем. Как это ни странно, белорусская экономика тоже весьма чувствительна к снижению нефтяных цен. Ее сложно отнести к числу крупных нефтяных держав, годовая добыча нефти составляет около 1,6-1,7 млн тонн, которые полностью тратятся на собственные нужды. Но важнейшим элементом белорусской экономики являются два нефтеперерабатывающих завода, Мозырьский и Новополоцкий ("Нафтан"). А со снижением цен на нефть (и, как следствие, нефтепродуктов) падает рентабельность нефтепереработки.


Как и для Казахстана, для Беларуси можно отметить "импорт" российской девальвации. В силу структуры валютной корзины белорусского рубля (50% - российский рубль, 30% - доллар США, 20% - евро) любое движение доллара к российскому рублю практически автоматически приводит к вдвое меньшему движению доллара к рублю белорусскому. Иными словами, рост доллара к рублю на 1% почти автоматически приведет к тому, что в Беларуси доллар подорожает на 0,5% к белорусской валюте, а российский рубль настолько же к ней подешевеет. Можно обратить внимание, что снижение белорусского рубля к доллару составило половину от снижения рубля российского. В то же время сложно говорить по итогам года о девальвации белорусского "зайчика". С точки зрения стоимости валютной корзины он даже незначительно укрепился (приблизительно на 1%), из-за укрепления белорусского рубля к российскому.

И в заключение несколько слов об успехе украинской гривны. Тут сработал тоже целый ряд факторов. Во-первых, страна является импортером углеводородного сырья, и снижение цен идет ей на пользу. Во-вторых, можно отметить относительно благоприятные мировые цены на основные компоненты украинского экспорта, включая руду, черные металлы и сельхозпродукцию. Ну и, в-третьих, под самый конец прошлого года Украина согласовала кредитную программу stand-by с МВФ на сумму $3,9 млрд, что также пошло на пользу гривне.

Вадим Иосуб, старший аналитик информационно-аналитического центра "Альпари"  vestifinance

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:


Материалы по теме:

Оцените систему с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами портала Findirector.by

Войдите под своей учетной записью

Свежие статьи
Сейчас читают

1. Главный экономист ООН: Риски в мировой экономике продолжают накапливаться

Главный экономист ООН выразил сожаление из-за того, что страны все больше отворачиваются от многостороннего экономического сотрудничества, отдавая предпочтение экономическому национализму. По его мнению, такой подход является понятным, учитывая неудовлетворенность результатами глобальной экономики, но он создает дополнительные угрозы. В частности, в случае глобального экономического спада, достичь координации чрезвычайных мер, которая наблюдалась 10 лет назад, будет значительно сложнее.

2. Совмин утвердил новый порядок финансирования капремонта жилфонда Беларуси

Рассмотрим основные изменения в порядок планирования, проведения и финансирования капитального ремонта жилищного фонда, утвержденные Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 января 2019 года № 39. Документом внесены изменения и дополнения в Положение о порядке планирования, проведения и финансирования капитального ремонта жилищного фонда, утвержденное постановлением Правительства от 21 апреля 2016 г. № 324.

3. Жанна Тарасевич: Законодатели предлагают возложить ответственность за прилегающие территории на бизнес

Палата представителей Национального собрания (ППНС) в первом чтении приняла проект закона «О внесении изменений и дополнений в закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». В частности, изменения статей 43, 44 и 45 предоставляют местным органам власти право обязывать субъектов хозяйствования и граждан за собственный счет благоустраивать прилегающие к их участкам территории, то есть земли, не находящихся в собственности или аренде у этих субъектов.

4. Бизнес-союзы: Зарубежные сети угрожают суверенитету Беларуси

«Фактически монопольные позиции в сфере розничной торговли в стране захватывают структуры, либо принадлежащие иностранным контрагентам, либо получившие огромное финансирование из-за рубежа на осуществление своей экспансии. Чаще — и первое, и второе. В обозримой перспективе именно эти сети будут определять, кто из белорусских производителей будет полноценно поставлять на белорусский рынок свой товар, а кто — нет», — говорится в обращении бизнес- союзов.

5. Владимир Карягин: Пришло время изменить подход к работе ОКС при министерствах

По мнению Владимира Карягина, одним из наиболее активных общественно-консультативных советов сегодня является совет при МАРТе, Минэкономики, ГКНТ, Министерстве по налогам и сборам. - Есть советы и в других ведомствах, но их активность не так заметна, - высказывает свое мнение Владимир Карягин. – Плохо, что повестка дня советов формируется не деловым сообществом, а министерствами. При советах нужно формировать экспертные группы, допускать на заседания советов тех, кто не входит в их состав.

6. Что принесет белорусам 2019 год? Прогноз экспертов

В обсуждении прогноза участвовали: ведущий исследователь Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Катерина Борнукова, директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований Арсений Сивицкий, руководитель проекта «Кошт урада» в рамках проекта BIPART Владимир Ковалкин, аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS) Вадим Можейко.

7. О проекте нового порядка заключения, исполнения и расторжения договоров долевого строительства

На спецсчет застройщика будут зачисляться средства не только на строительство объекта, но и на затраты застройщика, не включенные в сводный сметный расчет стоимости строительства, но относимые на эту стоимость. К ним относятся затраты на регистрацию дома, проценты по кредитам, взятым на проектные работы и т.д. Прибыль застройщика будет направляться отдельно, на его расчетный счет, что позволит усилить защиту от недобросовестных застройщиков.
Актуальные новости

1. Расследование крупной кражи из инновационного фонда Мингорисполкома |

Унитарное предприятие в 2013−2016 годах получило из инновационного фонда Мингорисполкома более 7 миллионов BYN (3,5 млн USD). Деньги шли на разработку опытного образца многоместной гипобарокамеры многоцелевого использования. Но до сих пор образец барокамеры не изготовлен. Некоторые закупленные для этого товары, работы и услуги не использовались, а отдельные работы фирма не выполнила вовсе.

2. О применении УСН унитарными предприятиями основанными некоммерческими юрлицами |

В 2019 году не имеют право применять упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции (деятельность) с цифровыми знаками (токенами) по их приобретению (добыче, получению), отчуждению (передаче, размещению, использованию), иные чем отчуждение (приобретение) цифровых знаков (токенов) за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги и обмен их на иные цифровые знаки (токены).

3. Международный лизинг: детальный анализ норм Указа № 16 |

В целях создания дополнительных условий для развития международного лизинга, ориентированного на продвижение в зарубежных странах товаров, произведенных в нашей стране Президентом подписан Указ от 14.01.2019 № 16 «О развитии международного лизинга» . Есть ряд существенных отличий от ранее действовавших норм валютного, таможенного и налогового законодательства. Это важно понимать производителям и экспортерам, так как при правильном применении позволит дать положительный финансовый эффект.

4. Директор стройпредприятия присвоил деньги от продажи металлолома |

Под благовидным предлогом улучшения финансового положения предприятия, обремененного большими долгами, директор принял решение о продаже коммерческой фирме неиспользуемого строительного комплекса, оборудования и площадки, на которой они размещались. При этом, как установили оперативники финансовой милиции, руководитель реализовал и собственный план личного обогащения.

5. Комментарий Минтруда и соцзащиты к Указу № 19 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» |

Минтруда прокомментировало принятый Указ от 18 января 2019 №27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций», которым определены основные подходы по комплексному изменению системы оплаты труда работников бюджетных организаций. В соответствии с Указом с 1 января 2020 года вместо действующей 27-разрядной Единой тарифной сетки работников Беларуси вводится 18-разрядная тарифная сетка для определения размеров оплаты труда работников бюджетных организаций.

6. МВД уведомило о дырах в белорусском «интернет-банкинге» |

По данным МВД, за прошлый год резко выросло число хищений с помощью компьютерной техники. Если в 2017-м году было зафиксировано 2318 таких случаев, то в 2018-м — 3585. При этом увеличился удельный вес краж с помощью несанкционированного доступа к системе «интернет-банкинг». В большинстве краж злоумышленники использовали зарубежные IP-адреса, что свидетельствует либо о том, что преступники находятся за рубежом, либо используются средства анонимизации.

7. Экономика Беларуси начинает год с низкого старта - Белстат |

Белстат обнародовал сведения о ВВП страны за 2018 год. Согласно с официальными цифрами, ВВП Беларуси за январь-декабрь прошлого года вырос чуть больше, чем на 3%. Это значительно ниже, чем планировало правительство (3,5%). С учетом низкой вероятности выполнения целевого прогноза в текущем году, власти уже сейчас проваливают всю пятилетку.