Комментарий МНС о вступивших 23 мая новых правилах заполнения декларации по НДС |
Количество просмотров 323
Автор пресс-служба Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь пресс-служба Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
Автор отчетность, отчетность, декларация, декларация, НДС НДС
Комментарий МНС о вступивших 23 мая новых правилах заполнения декларации по НДС

Постановлением МНС Республики Беларусь от 10 апреля 2018 г. № 11 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь» (далее – постановление МНС № 11) внесены изменения в том числе и в постановление МНС от 24 декабря 2014 г. № 42 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов (пошлин), иных платежей, контроль за исчислением и уплатой которых осуществляют налоговые органы». Постановление МНС № 11 вступило в силу 23 мая 2018 г.

1. В форме налоговой декларации (расчета) по НДС (приложение 1 к постановлению № 42, далее – декларация по НДС) раздел I части I дополнен строкой 3.3 «При реализации иных товаров». Это позволит отражать операции по ставке НДС в размере 10 процентов, возникающие у резидентов свободных экономических зон по товарам, отгруженным ими до 1 января 2017 года с применением ставки НДС в размере 10 процентов согласно пункту 5-1 статьи 327 Налогового кодекса Республики Беларусь (в редакции, действующей до 1 января 2017 г.).
Такими операциями в настоящее время являются:

  • увеличение налоговой базы на суммы штрафов, пеней, которое облагается также по ставке НДС в размере 10 % как и реализация самого товара согласно пункту 5-1 статьи 327 НК (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г.);
  • уменьшение налоговой базы в связи с возвратом товара, отгруженного по ставке НДС в размере 10 % согласно пункту 5-1 статьи 327 НК (в редакции, действовавшей до 1 января 20217 г.).
Справочно: Согласно пункту 5-1 статьи 327 НК (в редакции, действующей до 1 января 2017 г.) обороты по реализации резидентами СЭЗ на территории Республики Беларусь товаров собственного производства, которые были произведены ими на территории СЭЗ и являлись импортозамещающими в соответствии с перечнем импортозамещающих товаров, кроме случаев, указанных в пункте 5 статьи 326 НК, облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере десять (10) процентов. Эта ставка налога на добавленную стоимость применялась в отношении товаров, отгруженных до 1 января 2017 года. 


Соответственно строка 3 декларации по НДС «По операциям, облагаемым по ставке 10 процентов, в том числе:» будет рассчитываться по формуле:
строка 3.1 «при реализации производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), дикорастущих ягод, орехов и иных плодов, грибов, другой дикорастущей продукции, пчеловодства, животноводства (за исключением производства пушнины) и рыбоводства»
+ строка 3.2 «при реализации продовольственных товаров и товаров для детей по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь»
+ строка 3.3 «при реализации иных товаров».
Данная корректировка формы декларации по НДС позволит устранить возникающие вопросы о порядке и корректности заполнения строки 3 раздела I части I декларации по НДС указанной категорией плательщиков. 


Таким образом, плательщики, которыми отчетным периодом по НДС избран календарный месяц, в декларации по НДС за январь-май 2018 года, представляемой по сроку 20 июня 2018 года, заполняют нарастающим итогом с начала года соответствующие строки 3, 3.1, 3.2, 3.3 раздела I. 


2. В форме декларации по НДС раздел I части I дополнен строками:
7.1 «нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, определяющими такой порядок вычета сумм НДС»;
7.2 «подпунктом 23.4 пункта 23 статьи 107 Налогового кодекса Республики Беларусь»;
7.3 «подпунктами 23.6 и 23.7 пункта 23 статьи 107 Налогового кодекса Республики Беларусь» 
для отражения освобождаемых (необлагаемых) операций, вычет по которым осуществляется в полном объеме, в разрезе оснований. 


Следовательно, строка 7 «По операциям по реализации товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС (освобождаемых от НДС), вычет сумм НДС по которым производится в полном объеме» раздела I части I декларации по НДС будет рассчитываться по формуле: строка 7.1 +строка 7.2+ строка 7.3. 


Справочно: Согласно подпункту 23.4 пункта 23 статьи 107 НК вычет сумм НДС производится в полном объеме по товарам, освобождаемым от налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1.44 пункта 1 статьи 94 НК, то есть по товарам собственного производства продавцом - налоговым резидентом Республики Беларусь согласно договору купли-продажи с лизингодателем – налоговым резидентом Республики Беларусь, приобретающим данные товары в собственность для их последующей передачи по договору международного лизинга за пределы Республики Беларусь с правом выкупа. 


Согласно подпункту 23.6 пункта 23 статьи 107 НК вычет сумм НДС производится в полном объеме по товарам, отгруженным покупателям – иностранным организациям и (или) физическим лицам с мест хранения на территории иностранных государств и (или) с выставок-ярмарок, проводимых на территории иностранных государств, если такие товары были вывезены с территории Республики Беларусь в соответствии с таможенной процедурой экспорта, договоры заключены плательщиком с покупателями – иностранными организациями и (или) физическими лицами после вывоза товаров с территории Республики Беларусь. 


В соответствии с подпунктом 23.7. пункта 23 статьи 107 НК вычет сумм НДС производится в полном объеме по товарам, отгруженным покупателям – иностранным организациям и (или) физическим лицам с мест хранения, с выставок-ярмарок на территории государств – членов Евразийского экономического союза, если такие товары были вывезены с территории Республики Беларусь в целях их последующей реализации (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь), договоры заключены плательщиком с покупателями – иностранными организациями и (или) физическими лицами после вывоза товаров с территории Республики Беларусь.

  • Если основания такого вычета (в полном объеме) установлены актами Главы государства, то оборот, вычет под который производится в полном объеме отражается в строке 7.1 «нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, определяющими такой порядок вычета сумм НДС» раздела I декларации по НДС, а в последующем – в графе 5 «Размер льготируемой налоговой базы» сведений о размере и составе использованных льгот (приложение 1 к форме декларации по НДС). При этом, показатель графы 6 «Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с использованием льготы» приложения 1 к форме налоговой декларации по НДС определяется путем умножения показателя графы 5 на 20 процентов и деления на 100.
  • Если основанием такого вычета (в полном объеме) является подпункт 23.4 пункта 23 статьи 107 НК, то освобождаемый оборот, вычет под который производится в полном объеме, отражается в строке 7.2 «подпунктом 23.4 пункта 23 статьи 107 Налогового кодекса Республики Беларусь», а в последующем – в графе 5 сведений о размере и составе использованных льгот (приложение 1 к форме декларации по НДС). При этом, показатель графы 6 «Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с использованием льготы» приложения 1 к форме налоговой декларации по НДС определяется путем умножения показателя графы 5 на 20 процентов и деления на 100.
  • Если основаниями такого вычета (в полном объеме) являются подпункты 23.6 и 23.7 пункта 23 статьи 107 НК, то заполняется строка 7.3 «подпунктами 23.6 и 23.7 пункта 23 статьи 107 Налогового кодекса Республики Беларусь». Операции, вычет по которым осуществляется в полном объеме согласно подпункту 23.6 и 23.7 пункта 23 статьи 107 НК, отражаются в соответствующих приложениях 4 «Реестр документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы Республики Беларусь и их реализацию с мест хранения, с выставок-ярмарок на территории государств – членов Евразийского экономического союза» и 5 «Реестр документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы Республики Беларусь и их реализацию с мест хранения на территории иностранных государств и (или) с выставок-ярмарок, проводимых на территории иностранного государства» к форме декларации по НДС.
Таким образом, плательщиками, которыми отчетным периодом по НДС избран календарный месяц, в декларации по НДС за январь-май 2018 года, представляемой по сроку 20 июня 2018 года, заполняются нарастающим итогом с начала года соответствующие строки 7, 7.1, 7.2, 7.3 раздела I. Приложение 1 к декларации по НДС заполняется плательщиком однократно по истечении календарного года и представляется в налоговый орган одновременно с декларацией по НДС за январь-декабрь 2018 года. 


3. Учитывая алгоритмы камерального контроля, заложенные в АИС «Учет счетов – фактур», в пункт 17 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок внесены уточнения относительно порядка заполнения строк 2 «Суммы НДС, не принятые к вычету в прошлом налоговом периоде» и 11 «Суммы НДС, не принятые к вычету на конец отчетного периода» раздела IV декларации по НДС. Так, уточнено, что показатель строки 11 раздела IV декларации по НДС за последний отчетный период предшествующего налогового периода должен быть равен показателю строки 2 текущего налогового периода у плательщиков, не применяющих положения Указа Президента Республики Беларусь от 26 февраля 2015 г. № 99 «О взимании налога на добавленную стоимость» (далее – Указ № 99). То есть у плательщиков, применяющих Указ № 99, в ситуации, когда сумма «ввозного» НДС уплачена в прошлом налоговом периоде (например, в 2017 г), а основания ее вычета возникают по истечении срока отсрочки (например, в 2018 г.), могут не совпадать показатели строки 2 декларации по НДС за 2018 г с показателем строки 11 декларации по НДС за 2017 г. Такое несовпадение обусловлено тем, что в декларации по НДС за 2017 год строка 11 раздела IV подлежит заполнению по суммам «ввозного» НДС, основания вычета по которым не наступили и отсутствует информация по вычетам в АИС «Учет счетов – фактур». В 2018 г. в АИС «Учет счетов – фактур» по указанным суммам «ввозного» НДС информация сравнивается с вычетами текущего 2018 года – то есть, со строкой 1.3 раздела IV. Соответственно в такой ситуации такими плательщиками не заполняется строка 2 раздела IV декларации по НДС за 2018 г.

Материал опубликован полностью.


<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:


Материалы по теме:

Оцените систему с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами портала Findirector.by

Войдите под своей учетной записью

Свежие статьи
Сейчас читают

1. Главный экономист ООН: Риски в мировой экономике продолжают накапливаться

Главный экономист ООН выразил сожаление из-за того, что страны все больше отворачиваются от многостороннего экономического сотрудничества, отдавая предпочтение экономическому национализму. По его мнению, такой подход является понятным, учитывая неудовлетворенность результатами глобальной экономики, но он создает дополнительные угрозы. В частности, в случае глобального экономического спада, достичь координации чрезвычайных мер, которая наблюдалась 10 лет назад, будет значительно сложнее.

2. Совмин утвердил новый порядок финансирования капремонта жилфонда Беларуси

Рассмотрим основные изменения в порядок планирования, проведения и финансирования капитального ремонта жилищного фонда, утвержденные Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 января 2019 года № 39. Документом внесены изменения и дополнения в Положение о порядке планирования, проведения и финансирования капитального ремонта жилищного фонда, утвержденное постановлением Правительства от 21 апреля 2016 г. № 324.

3. Жанна Тарасевич: Законодатели предлагают возложить ответственность за прилегающие территории на бизнес

Палата представителей Национального собрания (ППНС) в первом чтении приняла проект закона «О внесении изменений и дополнений в закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». В частности, изменения статей 43, 44 и 45 предоставляют местным органам власти право обязывать субъектов хозяйствования и граждан за собственный счет благоустраивать прилегающие к их участкам территории, то есть земли, не находящихся в собственности или аренде у этих субъектов.

4. Бизнес-союзы: Зарубежные сети угрожают суверенитету Беларуси

«Фактически монопольные позиции в сфере розничной торговли в стране захватывают структуры, либо принадлежащие иностранным контрагентам, либо получившие огромное финансирование из-за рубежа на осуществление своей экспансии. Чаще — и первое, и второе. В обозримой перспективе именно эти сети будут определять, кто из белорусских производителей будет полноценно поставлять на белорусский рынок свой товар, а кто — нет», — говорится в обращении бизнес- союзов.

5. Владимир Карягин: Пришло время изменить подход к работе ОКС при министерствах

По мнению Владимира Карягина, одним из наиболее активных общественно-консультативных советов сегодня является совет при МАРТе, Минэкономики, ГКНТ, Министерстве по налогам и сборам. - Есть советы и в других ведомствах, но их активность не так заметна, - высказывает свое мнение Владимир Карягин. – Плохо, что повестка дня советов формируется не деловым сообществом, а министерствами. При советах нужно формировать экспертные группы, допускать на заседания советов тех, кто не входит в их состав.

6. Что принесет белорусам 2019 год? Прогноз экспертов

В обсуждении прогноза участвовали: ведущий исследователь Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Катерина Борнукова, директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований Арсений Сивицкий, руководитель проекта «Кошт урада» в рамках проекта BIPART Владимир Ковалкин, аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS) Вадим Можейко.

7. О проекте нового порядка заключения, исполнения и расторжения договоров долевого строительства

На спецсчет застройщика будут зачисляться средства не только на строительство объекта, но и на затраты застройщика, не включенные в сводный сметный расчет стоимости строительства, но относимые на эту стоимость. К ним относятся затраты на регистрацию дома, проценты по кредитам, взятым на проектные работы и т.д. Прибыль застройщика будет направляться отдельно, на его расчетный счет, что позволит усилить защиту от недобросовестных застройщиков.
Актуальные новости

1. Расследование крупной кражи из инновационного фонда Мингорисполкома |

Унитарное предприятие в 2013−2016 годах получило из инновационного фонда Мингорисполкома более 7 миллионов BYN (3,5 млн USD). Деньги шли на разработку опытного образца многоместной гипобарокамеры многоцелевого использования. Но до сих пор образец барокамеры не изготовлен. Некоторые закупленные для этого товары, работы и услуги не использовались, а отдельные работы фирма не выполнила вовсе.

2. О применении УСН унитарными предприятиями основанными некоммерческими юрлицами |

В 2019 году не имеют право применять упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции (деятельность) с цифровыми знаками (токенами) по их приобретению (добыче, получению), отчуждению (передаче, размещению, использованию), иные чем отчуждение (приобретение) цифровых знаков (токенов) за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги и обмен их на иные цифровые знаки (токены).

3. Международный лизинг: детальный анализ норм Указа № 16 |

В целях создания дополнительных условий для развития международного лизинга, ориентированного на продвижение в зарубежных странах товаров, произведенных в нашей стране Президентом подписан Указ от 14.01.2019 № 16 «О развитии международного лизинга» . Есть ряд существенных отличий от ранее действовавших норм валютного, таможенного и налогового законодательства. Это важно понимать производителям и экспортерам, так как при правильном применении позволит дать положительный финансовый эффект.

4. Директор стройпредприятия присвоил деньги от продажи металлолома |

Под благовидным предлогом улучшения финансового положения предприятия, обремененного большими долгами, директор принял решение о продаже коммерческой фирме неиспользуемого строительного комплекса, оборудования и площадки, на которой они размещались. При этом, как установили оперативники финансовой милиции, руководитель реализовал и собственный план личного обогащения.

5. Комментарий Минтруда и соцзащиты к Указу № 19 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» |

Минтруда прокомментировало принятый Указ от 18 января 2019 №27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций», которым определены основные подходы по комплексному изменению системы оплаты труда работников бюджетных организаций. В соответствии с Указом с 1 января 2020 года вместо действующей 27-разрядной Единой тарифной сетки работников Беларуси вводится 18-разрядная тарифная сетка для определения размеров оплаты труда работников бюджетных организаций.

6. МВД уведомило о дырах в белорусском «интернет-банкинге» |

По данным МВД, за прошлый год резко выросло число хищений с помощью компьютерной техники. Если в 2017-м году было зафиксировано 2318 таких случаев, то в 2018-м — 3585. При этом увеличился удельный вес краж с помощью несанкционированного доступа к системе «интернет-банкинг». В большинстве краж злоумышленники использовали зарубежные IP-адреса, что свидетельствует либо о том, что преступники находятся за рубежом, либо используются средства анонимизации.

7. Экономика Беларуси начинает год с низкого старта - Белстат |

Белстат обнародовал сведения о ВВП страны за 2018 год. Согласно с официальными цифрами, ВВП Беларуси за январь-декабрь прошлого года вырос чуть больше, чем на 3%. Это значительно ниже, чем планировало правительство (3,5%). С учетом низкой вероятности выполнения целевого прогноза в текущем году, власти уже сейчас проваливают всю пятилетку.