Материалы Пленума Верховного Суда, посвященного вопросам применения законодательства о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования |
Количество просмотров 132
Автор пресс-служба Верховного Суда Республики Беларусь пресс-служба Верховного Суда Республики Беларусь
Автор суд, суд, ликвидация, ликвидация, банкротство, банкротство, законодательство законодательство
Материалы Пленума Верховного Суда, посвященного вопросам применения законодательства о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования

20 декабря 2018 года состоялось заседание Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, посвященное некоторым вопросам применения законодательства при рассмотрении судами экономических дел, связанных с государственной регистрацией и ликвидацией (прекращением деятельности) субъектов хозяйствования.

Ликвидация в судебном порядке (в настоящее время)

Процесс создания субъектов хозяйствования и прекращения их деятельности происходит непрерывно. Их государственная регистрация обеспечивает легитимность предпринимательской деятельности и является одним из базовых условий существования бизнеса.

Принятый в 2009 году Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 года № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» закрепил как заявительный принцип государственной регистрации, предусматривающий совершение регистрационных действий в день обращения при наличии установленного законодательством перечня необходимых документов на основании уведомления соответствующего государственного органа, так и презумпцию достоверности сведений и документов, представляемых заявителем для государственной регистрации. За предоставление ложной информации в момент государственной регистрации Декретом № 1 определены последствия в виде признания в судебном порядке государственной регистрации недействительной, взыскания полученных субъектом хозяйствования доходов и ликвидации. Законодатель таким образом обеспечил понятный и простой путь входа в бизнес.

В последнее время происходит дальнейшее упрощение правил ведения бизнеса. В Декрет № 1 неоднократно вносились изменения, последние – в феврале 2017 года. В частности, изменен подход к признанию госрегистрации недействительной, установлены сроки для обращения в суд. В прошлом году был принят целый пакет документов по либерализации бизнеса, среди которых ключевой – Декрет № 7 «О развитии предпринимательства». Декретом № 7 заложена основа для пересмотра законодательства во всех сферах, связанных с осуществлением предпринимательства, а также внесены изменения в Декрет № 1. В частности, исключены нормы, связанные с использованием субъектами хозяйствования печати; усовершенствован порядок электронного обращения, представления электронных документов; установлены изъятия для Палаты налоговых консультантов, особенности для отдельных финансовых организаций.

Ликвидация в судебном порядке (новый подход)

Выступая с докладом на заседании Пленума, заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь Юрий Викторович Кобец отметил ряд важных моментов. В частности, он обратил внимание на то, что в 2017 году в стране было зарегистрировано порядка 43 000 субъектов хозяйствования. При этом в 2017 году экономическими судами принято менее 100 решений о признании государственной регистрации недействительной, что свидетельствует о добросовестности подавляющего большинства участников предпринимательской деятельности при государственной регистрации. Наряду с этим ежегодно экономическими судами принимается не более 140 решений о ликвидации субъектов хозяйствования.

Судебная практика по делам о ликвидации стабильна и единообразна, принятые решения в вышестоящие инстанции обжаловались в единичных случаях и после вступления в законную силу не отменялись.

Вместе с тем обобщение судебной практики по делам о признании недействительной регистрации субъектов хозяйствования выявило ряд проблемных вопросов рассмотрения данной категории дел.

Так, экономическими судами по-разному определялся вид судопроизводства и сроки рассмотрения таких дел, допускались ошибки в применении норм материального права при принятии решения об удовлетворении заявленных требований, что влекло за собой отмену судебных постановлений, как в апелляционном, так и в кассационном порядке.

Юрий Кобец подчеркнул, что в таких условиях «рассмотрение Пленумом Верховного Суда судебной практики применения экономическими судами законодательства о государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования является последовательным шагом. Во-первых, по реализации Декрета № 7; во-вторых, к переходу от потерявшего актуальность судебного контроля над ликвидацией к возложению судом обязанности по ликвидации на лицо, принявшее решение о создании субъекта хозяйствования. С учетом проведенных в стране реформ, направленных на либерализацию экономики страны судебный порядок ликвидации должен соответствовать экономическим интересам государства на современном этапе. Прекращать хозяйственную деятельность должны лица, которые ответственны за создание субъекта хозяйствования и осуществление хозяйственной (предпринимательской) деятельности. В-третьих, это шаг в обеспечении единообразия судебной практики и определенности при применении судами законодательства по делам названной категории».

С результатами аналитики проблемных вопросов, выявленных в ходе изучения и обобщения судебной практики, участников заседания Пленума ознакомила судья Верховного Суда Республики Беларусь Ольга Николаевна Синкевич.

Особый акцент был сделан на необходимости пересмотра подходов к ликвидации субъектов хозяйствования. Ликвидация в судебном порядке предполагает полное судебное сопровождение – от принятия решения вплоть до исключения субъекта из госрегистра. Рассмотрение дела, назначение ликвидационной комиссии, принятие требований кредиторов, предоставление суду промежуточного баланса, расчеты с кредиторами – сегодня на это уходит до полугода в лучшем случае.

Дело усложняется, если имущества для расчетов недостаточно. Тогда возбуждается дело о банкротстве, а дело о ликвидации откладывается. Но и в добровольном порядке бизнес ликвидируется тоже достаточно долго: строгость процедуры диктуется защитой интересов кредиторов и государства.

С учетом проведенных в стране реформ, направленных на либерализацию экономики страны судебный порядок ликвидации должен соответствовать экономическим интересам государства на современном этапе. Прекращать хозяйственную деятельность должны лица, которые ответственны за создание субъекта хозяйствования и осуществление хозяйственной (предпринимательской) деятельности.

Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь принято соответствующее постановление, в котором судам даны разъяснения и рекомендации по правильному и единообразному применению законодательства при рассмотрении данной категории дел.

По сообщению официального портала системы судов общей юрисдикции
(инфографика – пресс-служба Верховного Суда)

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:


Материалы по теме:

Оцените систему с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами портала Findirector.by

Войдите под своей учетной записью

Свежие статьи
Сейчас читают

1. Главный экономист ООН: Риски в мировой экономике продолжают накапливаться

Главный экономист ООН выразил сожаление из-за того, что страны все больше отворачиваются от многостороннего экономического сотрудничества, отдавая предпочтение экономическому национализму. По его мнению, такой подход является понятным, учитывая неудовлетворенность результатами глобальной экономики, но он создает дополнительные угрозы. В частности, в случае глобального экономического спада, достичь координации чрезвычайных мер, которая наблюдалась 10 лет назад, будет значительно сложнее.

2. Совмин утвердил новый порядок финансирования капремонта жилфонда Беларуси

Рассмотрим основные изменения в порядок планирования, проведения и финансирования капитального ремонта жилищного фонда, утвержденные Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 января 2019 года № 39. Документом внесены изменения и дополнения в Положение о порядке планирования, проведения и финансирования капитального ремонта жилищного фонда, утвержденное постановлением Правительства от 21 апреля 2016 г. № 324.

3. Жанна Тарасевич: Законодатели предлагают возложить ответственность за прилегающие территории на бизнес

Палата представителей Национального собрания (ППНС) в первом чтении приняла проект закона «О внесении изменений и дополнений в закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». В частности, изменения статей 43, 44 и 45 предоставляют местным органам власти право обязывать субъектов хозяйствования и граждан за собственный счет благоустраивать прилегающие к их участкам территории, то есть земли, не находящихся в собственности или аренде у этих субъектов.

4. Бизнес-союзы: Зарубежные сети угрожают суверенитету Беларуси

«Фактически монопольные позиции в сфере розничной торговли в стране захватывают структуры, либо принадлежащие иностранным контрагентам, либо получившие огромное финансирование из-за рубежа на осуществление своей экспансии. Чаще — и первое, и второе. В обозримой перспективе именно эти сети будут определять, кто из белорусских производителей будет полноценно поставлять на белорусский рынок свой товар, а кто — нет», — говорится в обращении бизнес- союзов.

5. Владимир Карягин: Пришло время изменить подход к работе ОКС при министерствах

По мнению Владимира Карягина, одним из наиболее активных общественно-консультативных советов сегодня является совет при МАРТе, Минэкономики, ГКНТ, Министерстве по налогам и сборам. - Есть советы и в других ведомствах, но их активность не так заметна, - высказывает свое мнение Владимир Карягин. – Плохо, что повестка дня советов формируется не деловым сообществом, а министерствами. При советах нужно формировать экспертные группы, допускать на заседания советов тех, кто не входит в их состав.

6. Что принесет белорусам 2019 год? Прогноз экспертов

В обсуждении прогноза участвовали: ведущий исследователь Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Катерина Борнукова, директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований Арсений Сивицкий, руководитель проекта «Кошт урада» в рамках проекта BIPART Владимир Ковалкин, аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS) Вадим Можейко.

7. О проекте нового порядка заключения, исполнения и расторжения договоров долевого строительства

На спецсчет застройщика будут зачисляться средства не только на строительство объекта, но и на затраты застройщика, не включенные в сводный сметный расчет стоимости строительства, но относимые на эту стоимость. К ним относятся затраты на регистрацию дома, проценты по кредитам, взятым на проектные работы и т.д. Прибыль застройщика будет направляться отдельно, на его расчетный счет, что позволит усилить защиту от недобросовестных застройщиков.
Актуальные новости

1. Расследование крупной кражи из инновационного фонда Мингорисполкома |

Унитарное предприятие в 2013−2016 годах получило из инновационного фонда Мингорисполкома более 7 миллионов BYN (3,5 млн USD). Деньги шли на разработку опытного образца многоместной гипобарокамеры многоцелевого использования. Но до сих пор образец барокамеры не изготовлен. Некоторые закупленные для этого товары, работы и услуги не использовались, а отдельные работы фирма не выполнила вовсе.

2. О применении УСН унитарными предприятиями основанными некоммерческими юрлицами |

В 2019 году не имеют право применять упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции (деятельность) с цифровыми знаками (токенами) по их приобретению (добыче, получению), отчуждению (передаче, размещению, использованию), иные чем отчуждение (приобретение) цифровых знаков (токенов) за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги и обмен их на иные цифровые знаки (токены).

3. Международный лизинг: детальный анализ норм Указа № 16 |

В целях создания дополнительных условий для развития международного лизинга, ориентированного на продвижение в зарубежных странах товаров, произведенных в нашей стране Президентом подписан Указ от 14.01.2019 № 16 «О развитии международного лизинга» . Есть ряд существенных отличий от ранее действовавших норм валютного, таможенного и налогового законодательства. Это важно понимать производителям и экспортерам, так как при правильном применении позволит дать положительный финансовый эффект.

4. Директор стройпредприятия присвоил деньги от продажи металлолома |

Под благовидным предлогом улучшения финансового положения предприятия, обремененного большими долгами, директор принял решение о продаже коммерческой фирме неиспользуемого строительного комплекса, оборудования и площадки, на которой они размещались. При этом, как установили оперативники финансовой милиции, руководитель реализовал и собственный план личного обогащения.

5. Комментарий Минтруда и соцзащиты к Указу № 19 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» |

Минтруда прокомментировало принятый Указ от 18 января 2019 №27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций», которым определены основные подходы по комплексному изменению системы оплаты труда работников бюджетных организаций. В соответствии с Указом с 1 января 2020 года вместо действующей 27-разрядной Единой тарифной сетки работников Беларуси вводится 18-разрядная тарифная сетка для определения размеров оплаты труда работников бюджетных организаций.

6. МВД уведомило о дырах в белорусском «интернет-банкинге» |

По данным МВД, за прошлый год резко выросло число хищений с помощью компьютерной техники. Если в 2017-м году было зафиксировано 2318 таких случаев, то в 2018-м — 3585. При этом увеличился удельный вес краж с помощью несанкционированного доступа к системе «интернет-банкинг». В большинстве краж злоумышленники использовали зарубежные IP-адреса, что свидетельствует либо о том, что преступники находятся за рубежом, либо используются средства анонимизации.

7. Экономика Беларуси начинает год с низкого старта - Белстат |

Белстат обнародовал сведения о ВВП страны за 2018 год. Согласно с официальными цифрами, ВВП Беларуси за январь-декабрь прошлого года вырос чуть больше, чем на 3%. Это значительно ниже, чем планировало правительство (3,5%). С учетом низкой вероятности выполнения целевого прогноза в текущем году, власти уже сейчас проваливают всю пятилетку.