Павел Царев: Многие ходовые схемы налоговой оптимизации, считавшиеся безопасными, могут стать токсичными |
Количество просмотров 159
Автор Павел Царев, председатель Палаты налоговых консультантов Республики Беларусь, управляющий партнер Baker Tilly Bel Павел Царев, председатель Палаты налоговых консультантов Республики Беларусь, управляющий партнер Baker Tilly Bel
Автор Указ № 488, Указ № 488, Налоговый кодекс, Налоговый кодекс, оптимизация оптимизация
Павел Царев: Многие ходовые схемы налоговой оптимизации, считавшиеся безопасными, могут стать токсичными

В частности, отмечает управляющий партнер  Baker Tilly Bel Павел Царев, важно обратить внимание на регулирование, приходящее взамен указа № 488, который, как ожидалось, прекращает действие с 1 января.

Речь идет о нормах, направленных на пресечение деятельности лжепредпринимательских структур.

В соответствии с пунктом 4 ст. 33 нового НК налоговая база и сумма подлежащего уплате (возврату) налога по результатам проверки подлежат корректировке при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

— установление искажения сведений о фактах совершения хозяйственных операций, об объектах налогообложения, подлежащих отражению плательщиком в бухгалтерском или налоговом учете либо налоговой отчетности плательщика;

— основной целью совершения хозяйственной операции является неуплата (неполная уплата) или зачет (возврат) суммы налога;

— отсутствие реальности совершения хозяйственной операции (включая случаи, когда фактически не поступил товар, не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права).

«Первое и третье основание прямо заимствованы из указа № 488. Но при этом отсутствует процедура направления писем с требованиями о доплате налогов из-за сотрудничества с теми, кто попал в реестр. Да и самого реестра в прежнем виде НК не предусматривает», — отмечает Царев.

Сохраняется также обязанность плательщиков обеспечивать проверку первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства, а в случае их оформления от имени белорусской организации или индивидуального предпринимателя — также на предмет принадлежности отправителю товара и действительности бланка такого документа, информация о котором размещается в электронном банке данных. Одновременно плательщикам дается право для проверки благонадежности деловой репутации своих контрагентов использовать информацию, не составляющую налоговую тайну и содержащуюся в государственных информационных ресурсах на едином портале электронных услуг. Эта информация отчасти заменит «лжепредпринимательский» реестр, хотя и с менее негативным эффектом, отмечает юрист.

«Второе из перечисленных выше оснований — об основной цели совершения хозяйственной операции — появится в отечественном законодательстве впервые. Однако сама по себе доктрина деловой цели и необоснованной налоговой выгоды давно известна в мировой практике. Она означает, что налоговую базу можно уменьшить, не только если партнер исполнил обязательство, а хозяйственная операция реально осуществлена, но и если ее основной целью не было уменьшение налогов», — поясняет Павел Царев.

«Оценка основной цели операции у бизнесмена и у проверяющего может быть различной в силу субъективного восприятия. Теоретически можно оспаривать деловую цель очень многих действий, если видеть в них стремление получить исключительно налоговую выгоду», — предупреждает юрист.

Он приводит примеры распространенных хозяйственных операций, относительно основной цели которых могут появиться вопросы в условиях нового регулирования:

— экспорт-импорт товаров через зарубежную «дочку»,

— привлечение процентных займов от связанных компаний,

— замена штатного директора на ИП-управляющего,

— дробление или слияние компаний,

— привлечение посреднических структур,

— формирование продажной стоимости основного средства, продаваемого родственнику директора и т.п.

В России доктрина необоснованной налоговой выгоды впервые была сформулирована в постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда в 2006 году, а в 2017 году закрепилась в ст. 54.1 Налогового кодекса РФ. Но, чтобы пользоваться этим инструментом, российским налоговикам пришлось разработать сложную систему критериев и методов, отмечает эксперт. Причем данный процесс сопровождался обширной судебной практикой. В ряде писем ФНС РФ разъясняются признаки сделок, направленных на уход от налогов, способы их выявления и доказывания.

«Полагаем, что и нашему налоговому ведомству также не обойтись без регламентации методики и критериев оценки, которые позволят определить основную цель хозяйственной операции. Важна также будет судебная практика по рассмотрению споров, связанных с получением необоснованной налоговой выгоды в связи с отсутствием деловой цели. Но уже сейчас с уверенностью можно сказать, что многие популярные схемы налоговой оптимизации, которые до сих пор считались совершенно безопасными, могут оказаться токсичными с точки зрения поиска деловой цели совершаемых операций. Поэтому целесообразно тщательно проанализировать свои сделки с точки зрения новых требований», — предупреждает управляющий партнер Baker Tilly Bel.

Эксперты обращают внимание на то, что новое регулирование распространит свое действие даже на проводимые на момент вступления в силу проекта НК камеральные проверки и проверки, назначенные после 1 января 2019 года.

Наличие хотя бы одного из перечисленных трех оснований будет устанавливаться с учетом доказательств, собранных органом, проводившим проверку, или представленных правоохранительными органами.

Что произойдет, если будет установлено его наличие? В таком случае налоговая база или сумма подлежащего уплате налога определяются контролирующим органом не на основании отвергнутых документов, а используя следующие данные:

— фактические сведения об объектах налогообложения;

— фактические обстоятельств совершения хозяйственных операций;

— имеющихся данных о совершении хозяйственных операций при возможности их установления, в том числе на основании документов (информации, материалов), предоставленных плательщиком, государственными органами, иными организациями и физическими лицами.

Кроме того, налогоплательщик вправе до назначения проверки самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и суммы подлежащего уплате налога.

«Хотя в проекте НК речь идет не о занижении налоговой базы как основной цели недопустимой хозяйственной операции, а о неуплате (неполной уплате) налога, есть все основания предполагать, что анализ основной цели будет охватывать хозяйственные операции, влияющие и на налоговую базу, и на применение пониженных налоговых ставок, и на использование налоговых льгот, поскольку все эти элементы налогообложения в конечном счете влияют на сумму уплаченного налога. Поэтому можно прогнозировать, что круг лиц, а также сделок, к которым могут быть применены корректировки по результатам теста основной цели хозяйственной операции, окажется гораздо шире, чем сфера применения указа № 488», — резюмирует Павел Царев.

источник: news.tut.by/economics

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:


Материалы по теме:

Оцените систему с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами портала Findirector.by

Войдите под своей учетной записью

Свежие статьи
Сейчас читают

1. Главный экономист ООН: Риски в мировой экономике продолжают накапливаться

Главный экономист ООН выразил сожаление из-за того, что страны все больше отворачиваются от многостороннего экономического сотрудничества, отдавая предпочтение экономическому национализму. По его мнению, такой подход является понятным, учитывая неудовлетворенность результатами глобальной экономики, но он создает дополнительные угрозы. В частности, в случае глобального экономического спада, достичь координации чрезвычайных мер, которая наблюдалась 10 лет назад, будет значительно сложнее.

2. Совмин утвердил новый порядок финансирования капремонта жилфонда Беларуси

Рассмотрим основные изменения в порядок планирования, проведения и финансирования капитального ремонта жилищного фонда, утвержденные Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 января 2019 года № 39. Документом внесены изменения и дополнения в Положение о порядке планирования, проведения и финансирования капитального ремонта жилищного фонда, утвержденное постановлением Правительства от 21 апреля 2016 г. № 324.

3. Жанна Тарасевич: Законодатели предлагают возложить ответственность за прилегающие территории на бизнес

Палата представителей Национального собрания (ППНС) в первом чтении приняла проект закона «О внесении изменений и дополнений в закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». В частности, изменения статей 43, 44 и 45 предоставляют местным органам власти право обязывать субъектов хозяйствования и граждан за собственный счет благоустраивать прилегающие к их участкам территории, то есть земли, не находящихся в собственности или аренде у этих субъектов.

4. Бизнес-союзы: Зарубежные сети угрожают суверенитету Беларуси

«Фактически монопольные позиции в сфере розничной торговли в стране захватывают структуры, либо принадлежащие иностранным контрагентам, либо получившие огромное финансирование из-за рубежа на осуществление своей экспансии. Чаще — и первое, и второе. В обозримой перспективе именно эти сети будут определять, кто из белорусских производителей будет полноценно поставлять на белорусский рынок свой товар, а кто — нет», — говорится в обращении бизнес- союзов.

5. Владимир Карягин: Пришло время изменить подход к работе ОКС при министерствах

По мнению Владимира Карягина, одним из наиболее активных общественно-консультативных советов сегодня является совет при МАРТе, Минэкономики, ГКНТ, Министерстве по налогам и сборам. - Есть советы и в других ведомствах, но их активность не так заметна, - высказывает свое мнение Владимир Карягин. – Плохо, что повестка дня советов формируется не деловым сообществом, а министерствами. При советах нужно формировать экспертные группы, допускать на заседания советов тех, кто не входит в их состав.

6. Что принесет белорусам 2019 год? Прогноз экспертов

В обсуждении прогноза участвовали: ведущий исследователь Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Катерина Борнукова, директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований Арсений Сивицкий, руководитель проекта «Кошт урада» в рамках проекта BIPART Владимир Ковалкин, аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS) Вадим Можейко.

7. О проекте нового порядка заключения, исполнения и расторжения договоров долевого строительства

На спецсчет застройщика будут зачисляться средства не только на строительство объекта, но и на затраты застройщика, не включенные в сводный сметный расчет стоимости строительства, но относимые на эту стоимость. К ним относятся затраты на регистрацию дома, проценты по кредитам, взятым на проектные работы и т.д. Прибыль застройщика будет направляться отдельно, на его расчетный счет, что позволит усилить защиту от недобросовестных застройщиков.
Актуальные новости

1. Расследование крупной кражи из инновационного фонда Мингорисполкома |

Унитарное предприятие в 2013−2016 годах получило из инновационного фонда Мингорисполкома более 7 миллионов BYN (3,5 млн USD). Деньги шли на разработку опытного образца многоместной гипобарокамеры многоцелевого использования. Но до сих пор образец барокамеры не изготовлен. Некоторые закупленные для этого товары, работы и услуги не использовались, а отдельные работы фирма не выполнила вовсе.

2. О применении УСН унитарными предприятиями основанными некоммерческими юрлицами |

В 2019 году не имеют право применять упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции (деятельность) с цифровыми знаками (токенами) по их приобретению (добыче, получению), отчуждению (передаче, размещению, использованию), иные чем отчуждение (приобретение) цифровых знаков (токенов) за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги и обмен их на иные цифровые знаки (токены).

3. Международный лизинг: детальный анализ норм Указа № 16 |

В целях создания дополнительных условий для развития международного лизинга, ориентированного на продвижение в зарубежных странах товаров, произведенных в нашей стране Президентом подписан Указ от 14.01.2019 № 16 «О развитии международного лизинга» . Есть ряд существенных отличий от ранее действовавших норм валютного, таможенного и налогового законодательства. Это важно понимать производителям и экспортерам, так как при правильном применении позволит дать положительный финансовый эффект.

4. Директор стройпредприятия присвоил деньги от продажи металлолома |

Под благовидным предлогом улучшения финансового положения предприятия, обремененного большими долгами, директор принял решение о продаже коммерческой фирме неиспользуемого строительного комплекса, оборудования и площадки, на которой они размещались. При этом, как установили оперативники финансовой милиции, руководитель реализовал и собственный план личного обогащения.

5. Комментарий Минтруда и соцзащиты к Указу № 19 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» |

Минтруда прокомментировало принятый Указ от 18 января 2019 №27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций», которым определены основные подходы по комплексному изменению системы оплаты труда работников бюджетных организаций. В соответствии с Указом с 1 января 2020 года вместо действующей 27-разрядной Единой тарифной сетки работников Беларуси вводится 18-разрядная тарифная сетка для определения размеров оплаты труда работников бюджетных организаций.

6. МВД уведомило о дырах в белорусском «интернет-банкинге» |

По данным МВД, за прошлый год резко выросло число хищений с помощью компьютерной техники. Если в 2017-м году было зафиксировано 2318 таких случаев, то в 2018-м — 3585. При этом увеличился удельный вес краж с помощью несанкционированного доступа к системе «интернет-банкинг». В большинстве краж злоумышленники использовали зарубежные IP-адреса, что свидетельствует либо о том, что преступники находятся за рубежом, либо используются средства анонимизации.

7. Экономика Беларуси начинает год с низкого старта - Белстат |

Белстат обнародовал сведения о ВВП страны за 2018 год. Согласно с официальными цифрами, ВВП Беларуси за январь-декабрь прошлого года вырос чуть больше, чем на 3%. Это значительно ниже, чем планировало правительство (3,5%). С учетом низкой вероятности выполнения целевого прогноза в текущем году, власти уже сейчас проваливают всю пятилетку.