Первые итоги КЭФ: Парк высоких технологий как образец. Решатся ли власти на снижение налогов? |
Количество просмотров 88
Автор налоги, налоги, бизнес-климат бизнес-климат
Первые итоги КЭФ: Парк высоких технологий как образец. Решатся ли власти на снижение налогов?

Более половины своих доходов белорусы тратят на уплату налогов. Если быть точными, то эта цифра, по данным исследования компании PricewaterhouseCoopers совместно с группой Всемирного банка, составляет 52,9%, что является одним из самых больших показателей на всем европейском континенте.
Исследование «PricewaterhouseCoopers» совместно с группой Всемирного банка

Для сравнения, среди стран Европы большую часть своего дохода отдают государству жители только двух стран – Бельгии (57,1%) и Франции (62,2%). У среднего жителя стран западной Европы государство забирает в виде налогов примерно 39,6% дохода, жителя региона Восточной Европы и Центральной Азии, куда относится и Беларусь, – 33,4%. То есть, если средний европеец тратит на налоги около трети своих кровно заработанных, средний белорус – более половины.

Для сравнения, в Канаде этот показатель составляет 20,9%, в США – 43,8%, Японии – 47,4%. И снова меньше, чем в Беларуси!

Какие же налоги платят белорусы?

Во-первых, это подоходный налог. Он колеблется в зависимости от категории плательщика. Так, сотрудники Парка высоких технологий платят 9% от своей зарплаты, обычные лица – 13%. Во-вторых, это обязательная выплата работниками 1% в пенсионный фонд. В-третьих, наниматели платят за своего работника 34% от номинальной зарплаты каждого сотрудника. Также есть налог на добавочную стоимость (от 0,5% до 20%), который находится в стоимости товаров и услуг, акцизы, транспортный и земельный налоги, налог на недвижимость и т.д.

Как следствие, за 2017 год в белорусский бюджет поступило 26,34 млрд рублей налоговых доходов. В частности, государство собрало 9,2 млрд рублей НДС, 2,9 млрд рублей налога на прибыль, 2,3 млрд акцизов, в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) поступило 12,4 млрд рублей.

И хотя осенью 2015 года, перед президентскими выборами, Александр Лукашенко в своей программе и обещал запрет на повышение старых и введение новых налогов в течение пяти лет, а любые изменения налогов – только в сторону уменьшения и упрощения, своих обещаний он так и не выполнил.

Так, уже в декабре 2015 года коэффициент к ставке налога на неэффективно используемую недвижимость вырос в 20 раз. Через год ставки единого налога для физических лиц и ИП увеличили в среднем на 12%, а еще через год НДС на услуги электросвязи вырос с 20% до 25%. В очередной раз весной 2018 года выросли ставки единого налога с ИП и физлиц (примерно на 7,5% в зависимости от региона), а также ставки налога для минчан, которые сдают квартиры (в среднем на 6,3%).

Уменьшить нагрузку

Снижать налоговую нагрузку на граждан власти не собираются, хотя и понимают такую необходимость. Так, как заявил 31 октября на встрече с депутатами Палаты представителей премьер-министр Сергей Румас, «к выработке путей снижения отчисления в ФСЗН пока не подошли, хотя есть понимание, что эту нагрузку надо постепенно переводить с предприятий на работников – постепенно, может , по 1% в год».

Как отметила в комментарии Belsat.eu академический директор Центра экономических исследований BEROC Екатерина Борнукова, белорусские власти не рискуют уменьшать для работодателей процент отчислений в ФСЗН, так как боятся снижения финансовых поступлений фонда. Однако, подчеркнула собеседник, в Беларуси уже есть положительный опыт снижения подоходного налога, в результате чего сборы по нему наоборот выросли за счет выхода части доходов из тени.

«Такой же эффект могло бы иметь и снижение ФСЗН – высокие взносы это основная причина занижения белых зарплат. Кроме того, это оказало бы положительное воздействие на экономику, особенно на отрасли с высокой производительностью труда и соответственно высокими зарплатами. Конечно, стимулирующий эффект сработает не сразу, а наполнять ФСЗН нужно уже сегодня, что и объясняет страхи правительства», – считает экономист.

Катерина Борнукова также видит смысл в том, чтобы передать функции по сбору отчислений ФСЗН министерству по налогам и сборам. Тогда бы только одно ведомство занималось всеми выплатами, что упростило бы жизнь бизнесу. Более того, можно было бы уменьшить расходы за счет сокращения двойных функций по сбору налогов и взносов. «А ФСЗН бы тогда занялся непосредственно распоряжением средств», – подчеркнула собеседница.

В целом эксперт выступила против дальнейшего роста налогов и социальных сборов, которые сегодня и так являются очень высокими. Их дальнейшее повышение, по мнению экономиста, приведет к экономическому спаду и ухода части экономики в тень. В качестве положительного примера действия сниженных налогов Катерина Борнукова привела Парк высоких технологий, где снижение взносов ФСЗН стало основной налоговой льготой, «которая позволила развиваться трудоемкому сектору с высокой производительностью».


Источник: МГ, графика belsat.eu

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:


Материалы по теме:

Оцените систему с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами портала Findirector.by

Войдите под своей учетной записью

Свежие статьи
Сейчас читают

1. Что принесет белорусам 2019 год? Прогноз экспертов

В обсуждении прогноза участвовали: ведущий исследователь Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Катерина Борнукова, директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований Арсений Сивицкий, руководитель проекта «Кошт урада» в рамках проекта BIPART Владимир Ковалкин, аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS) Вадим Можейко.

2. О проекте нового порядка заключения, исполнения и расторжения договоров долевого строительства

На спецсчет застройщика будут зачисляться средства не только на строительство объекта, но и на затраты застройщика, не включенные в сводный сметный расчет стоимости строительства, но относимые на эту стоимость. К ним относятся затраты на регистрацию дома, проценты по кредитам, взятым на проектные работы и т.д. Прибыль застройщика будет направляться отдельно, на его расчетный счет, что позволит усилить защиту от недобросовестных застройщиков.

3. Комментарий Минтруда и соцзащиты к Указу № 19 «Об оплате труда работников бюджетных организаций»

Минтруда прокомментировало принятый Указ от 18 января 2019 №27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций», которым определены основные подходы по комплексному изменению системы оплаты труда работников бюджетных организаций. В соответствии с Указом с 1 января 2020 года вместо действующей 27-разрядной Единой тарифной сетки работников Беларуси вводится 18-разрядная тарифная сетка для определения размеров оплаты труда работников бюджетных организаций.

4. Экономика Беларуси начинает год с низкого старта - Белстат

Белстат обнародовал сведения о ВВП страны за 2018 год. Согласно с официальными цифрами, ВВП Беларуси за январь-декабрь прошлого года вырос чуть больше, чем на 3%. Это значительно ниже, чем планировало правительство (3,5%). С учетом низкой вероятности выполнения целевого прогноза в текущем году, власти уже сейчас проваливают всю пятилетку.

5. Основные тезисы отчета МВФ по итогам ежегодных консультаций с Беларусью

Директора МВФ призвали официальные органы страны осуществлять мониторинг фискальных рисков, связанных с государственными предприятиями, и постепенно переходить к финансированию за счет размещения долговых обязательств, выраженных в белорусских рублях, чтобы снизить чувствительность долга к колебаниям обменного курса.

6. Исследование Nielsen: что беспокоит белорусов и на что они тратят деньги

Глобальный индекс потребительского доверия остается в диапазоне оптимизма и вырос в 3-м квартале 2018 года на 2 пункта до 106 пунктов. Индекс потребительского доверия в Беларуси остался одним из минимальных и составляет 67 пунктов. При этом Беларусь переместилась с шестого на четвертое место среди наиболее пессимистично настроенных стран в мире, принимавших участие в исследовании.

7. Нацбанк о совершенствовании правового регулирования международного лизинга

В Указе № 16 учтены такие практические аспекты заключения и исполнения международной лизинговой сделки, как период ожидания, предусмотренный Правилами добровольного страхования экспортных рисков лизинговых организаций, и размер безусловной франшизы при возмещении ущерба, причиненного страхователю.
Актуальные новости

1. Расследование крупной кражи из инновационного фонда Мингорисполкома |

Унитарное предприятие в 2013−2016 годах получило из инновационного фонда Мингорисполкома более 7 миллионов BYN (3,5 млн USD). Деньги шли на разработку опытного образца многоместной гипобарокамеры многоцелевого использования. Но до сих пор образец барокамеры не изготовлен. Некоторые закупленные для этого товары, работы и услуги не использовались, а отдельные работы фирма не выполнила вовсе.

2. О применении УСН унитарными предприятиями основанными некоммерческими юрлицами |

В 2019 году не имеют право применять упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции (деятельность) с цифровыми знаками (токенами) по их приобретению (добыче, получению), отчуждению (передаче, размещению, использованию), иные чем отчуждение (приобретение) цифровых знаков (токенов) за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги и обмен их на иные цифровые знаки (токены).

3. Международный лизинг: детальный анализ норм Указа № 16 |

В целях создания дополнительных условий для развития международного лизинга, ориентированного на продвижение в зарубежных странах товаров, произведенных в нашей стране Президентом подписан Указ от 14.01.2019 № 16 «О развитии международного лизинга» . Есть ряд существенных отличий от ранее действовавших норм валютного, таможенного и налогового законодательства. Это важно понимать производителям и экспортерам, так как при правильном применении позволит дать положительный финансовый эффект.

4. Директор стройпредприятия присвоил деньги от продажи металлолома |

Под благовидным предлогом улучшения финансового положения предприятия, обремененного большими долгами, директор принял решение о продаже коммерческой фирме неиспользуемого строительного комплекса, оборудования и площадки, на которой они размещались. При этом, как установили оперативники финансовой милиции, руководитель реализовал и собственный план личного обогащения.

5. МВД уведомило дырах в белорусском «интернет-банкинга» |

По данным МВД, за прошлый год резко выросло число хищений с помощью компьютерной техники. Если в 2017-м году было зафиксировано 2318 таких случаев, то в 2018-м — 3585. При этом увеличился удельный вес краж с помощью несанкционированного доступа к системе «интернет-банкинг». В большинстве краж злоумышленники использовали зарубежные IP-адреса, что свидетельствует либо о том, что преступники находятся за рубежом, либо используются средства анонимизации.

6. Обзор основных изменений, предусмотренных новой редакцией Налогового кодекса в 2019 году |

Предлагаем обзор основных изменений, предусмотренных новой редакцией Налогового кодекса, подготовленный специалистами SBH Law Offices. Подробный комментарий новаций налогового законодательства Вы можете прочитать в Книге "Налоговый кодекс Республики Беларусь - 2019" нашего Издательства. Общий объем комментария составил более 200 страниц.  

7. КГК: задолженности по зарплате и платежам в бюджет не мешают госорганизациям приобретать автомобили |

В 2013 году Александр Лукашенко Указом №119 запретил юридическим лицам покупать служебные легковые автомобили при наличии в течение последних трех календарных месяцев до даты их приобретения просроченной задолженности по выплате заработной платы, платежам за потребленные энергоресурсы, обязательным платежам в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды.