Председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей Александр Швец о необходимости введения административной и уголовной ответственности за уклонение от погашения кредиторской задолженности |
Количество просмотров 260
Автор пресс-служба РОО «Белорусская научно-промышленная ассоциация» пресс-служба РОО «Белорусская научно-промышленная ассоциация»
Автор дебиторская задолженность, дебиторская задолженность, бизнес-климат бизнес-климат
Председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей Александр Швец о необходимости введения административной и уголовной ответственности за уклонение от погашения кредиторской задолженности

Председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей Александр Швец предложил обсудить необходимость введения административной и уголовной ответственности за уклонение от погашения кредиторской задолженности. Площадкой для этого мог бы стать Совет по развитию предпринимательства, членом которого Швец является. Глава бизнес-союза обозначал свое видение проблемы.

— Одна из основных проблем белорусской экономики — неисполнение обязательств перед поставщиками. Распределяется она неравномерно. Некоторые предприятия рассчитываются аккуратно или пытаются это делать по мере возможности. Другие вообще игнорируют свои обязательства, пользуясь почти полной безнаказанностью.

По данным статистики просроченная кредиторская задолженность крупных и средних предприятий в Беларуси на 1 июля т.г. составила 7,63 млрд рублей — 16,3% к общей сумме кредиторской задолженности. Из этой суммы 14,9% приходится на задолженность за топливно-энергетические ресурсы, 2,5% — по налогам и сборам, социальному страхованию и обеспечению. Таким образом, 82,6% просроченной кредиторской задолженности — это долги за товары, работы и услуги. Несколько меньше просроченная задолженность по кредитам и займам — 2,539 млрд рублей — всего 3,7% общей задолженности перед банками. Просроченная кредиторская задолженность за 6 месяцев 2018 г. увеличилась на 5,5%, просроченная дебиторская задолженность — на 13%, а по абсолютному значению эти показатели почти равны. Таким образом, неплатежи порождают своеобразный кумулятивный эффект: темп роста сомнительной дебиторской задолженности у кредиторов более чем в 2,5 раза выше, чем просроченных обязательств у должников. При этом оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности в целом по республике несколько улучшилась, но остается достаточно низкой, а у отдельных предприятий — чрезвычайно низкой.

По отраслям просроченные долги распределены довольно неравномерно. Так, на сельское хозяйство приходится 35,4% просроченной кредиторской задолженности при том, что в АПК получено всего 5,1% совокупной выручки на промышленность — 40,3% против 53,2%, строительство — 7,5% против 4,1%. На торговлю приходится только 9% просроченной кредиторской задолженности, транспорт — 2,9%, профессиональная, научная и техническая деятельность — 3,0%. Удельный вес просроченной кредиторской задолженности в общей сумме кредиторской задолженности в АПК достигает 35,5%, в промышленности — 15,6%, строительстве — 17%. На 1 июля 2018 г. просроченную кредиторскую задолженность имели 1168 организаций промышленности, или 72,9% (на 1 июля 2017 г. — 74,6%), просроченную дебиторскую задолженность — 1412 организаций промышленности, или 88,3% (на 1 июля 2017 г. — 88,9%). Еще менее равномерно распределяются долги по формам госсобственности. На 1 июля т.г. на госсектор приходится60,4% выручки, полученной в целом по республике, и, одновременно 78,9% просроченной дебиторской задолженности, 76,2% просроченной кредиторской задолженности, а также 85,1% просроченной задолженности по кредитам и займам.

Эти цифры дают только внешнюю картину долговой проблемы. Одна из ее причин — череда девальваций и несколько лет высокой инфляции. Они привели к значительным потерям оборотных средств, резкому росту затрат в рублях, в том числе — на обслуживание кредитов. Но, помимо объективных внешних факторов, имеются и субъективные. Многие госпредприятия откровенно не заинтересованы в добросовестном исполнении своих обязательств. При этом им практически ничего не грозит по следующим причинам:

1) традиционные меры взыскания не работают. Взыскать долг по исполнительной надписи нотариуса, путем обращения взыскания на дебиторов через ИМНС достаточно сложно и не всегда удается. В случае обращения в суд и удовлетворения иска, судебные решения часто не исполняются, судебные исполнители не справляются со своими обязанностями;

2) значительная часть выручки госпредприятий поступает на спецсчета, на которые взыскание не обращается;

3) суды, удовлетворяя иски о взыскании долгов, зачастую принимают решение о снижении штрафных санкций, полагая, что они несоразмерны последствиям нарушения обязательств. Однако, применение статьи 314 ГК не учитывает, что убытки кредиторов от неисполнения обязательств должниками не покрываются в полном объеме штрафными санкциями даже в размерах, установленных законодательством и договорами;

4) в ряде случаев решение об очередности платежей принимается даже не на предприятии, а в управлениях областных или районных исполкомов;

5) в силу особенностей отечественного законодательства такие предприятия лишь в исключительных случаях могут быть признаны банкротами;

6) в республике практически отсутствует ответственность должностных лиц госпредприятий и их вышестоящих организаций за непогашение кредиторской задолженности. Состав и санкции по статье 242 УК данную проблему никак не решают;

7) непрозрачность очередности погашения кредиторской задолженности приводит к стимулированию роста числа коррупционных преступлений.

Особым звеном в этой проблеме стоит сельское хозяйство, так как предполагается, что кредиторам для возврата их долга вместо простого денежного возмещения, в том числе с учетом положений Указа Президента Республики Беларусь от 02.10.2018 года № 399 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций», предложат следующие варианты:

1) конвертация долгов в акции, дополнительно выпускаемые сельхозорганизациями;

2) предоставление отсрочки на 3 года + рассрочка на 5 лет' при условии осуществления текущих платежей;

3) мировое соглашение об изменении порядка исполнения денежного обязательства;

4) эмиссия обл- и райисполкомами ценных бумаг для перевода задолженности на местные органы власти или передачи в ОАО «Агентство по управлению активами».

Если согласие с кредиторами сельхозорганизации не достигнуто, то последние все равно получат отсрочку на 3 года с последующей рассрочкой на 5 лет. Для этого надо лишь иметь «результативный бизнес-план». А если его не будет, комиссия облисполкома примет решение о нецелесообразности дальнейшего функционирования предприятия с направлением его в суд в общеустановленном порядке. При таком раскладе, поставщики будут находиться в конце очереди кредиторов и соответственно получить что-то с ликвидируемой сельскохозяйственной организации будет крайне маловероятно.

Предлагаемая конвертация задолженности в акции тоже не является эффективным решением ввиду того, что частная организация, становясь миноритарным акционером предприятия — фактического банкрота, не имеет ни реальной возможности влиять на принимаемые решения, ни надежды получить дивиденды через 5−10 лет. А не расчет, в свою очередь, приводит к убыткам и долгам частных предприятий, а после — к банкротству.

Получается, что гораздо больше защищаются не добросовестные кредиторы, а неэффективные агропромышленные предприятия и их реальные руководители в областных и районных исполнительных комитетах. В результате, хроническая платежная недисциплинированность порождает появления компаний, которыене обладают достаточным денежным потоком для погашения своих обязательств. Долги таких предприятий становятся «токсичными» активами, заражающими кредиторов, которые, в свою очередь, оказываются не в состоянии исполнять свои обязательства и становятся неплатежеспособными должниками.

Наиболее уязвимыми к этим проблемам являются малые и средние частные предприятия. Для них неплатежи по одному единственному крупному контракту означают полное и немедленное банкротство. При этом, в силу названных причин, взыскать долги с контрагента — госпредприятия для них крайне сложно, а зачастую вообще нереально. Однако отказаться от сотрудничества с госпредприятиями невозможно: госсектор занимает доминирующее положение в основных отраслях экономики (кроме торговли), а потому выбирать приходится между рисками неплатежей и уходом с рынка. Это особенно явно проявляется в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве.

Таким образом, любые меры господдержки малого бизнеса оказываются неэффективными. Даже если крупные предприятия обязать соблюдать квоту закупок у малого бизнеса, это ничего хорошего не даст, если с такими поставщиками не будут своевременно рассчитываться. А кредиты и иные формы финансовой поддержки окажутся лишь малой частью средств, направляемых на ликвидацию кассового разрыва, вызванного неплатежами.

С другой стороны, долговой кризис является благодатной почвой для коррупции. Чтобы решить пресловутую проблему просроченной задолженности, при неэффективности исполнения судебных решений, иные компании готовы приплатить руководителю предприятия-должника чтобы получить свои деньги — это гораздо дешевле и надежнее, чем выбивать их судом или иными способами. Источником денег для взяток может являться «обналичка» через обращение к услугам лжепредпринимательских структур и уклонение от налогов — что порождает новый виток правонарушений.

Для решения проблемы неплатежей необходимо следующее:

— пересмотр законодательства о банкротстве;

— совершенствование судебной практики;

— неукоснительное соблюдение равенства всех форм собственности при проведении расчетов;

— исключение вмешательства представителей местных органов власти в хозяйственную деятельность предприятий и исполнение ими договорных обязательств;

— установление справедливой и прозрачной для кредиторов очередности погашения задолженности;

— организация взаимозачета долгов госпредприятий и задолженности их дебиторов по налогам, сборам и отчислениям в ФСЗН;

— создание реестров предприятий-должников, в т.ч. неплатежеспособных предприятий, со свободным доступом, содержащий информацию о долгах и финансовом положении госпредприятий. Форма раскрытия информации должна быть единой.

Кроме того следовало бы обсудить необходимость введения административной и уголовной ответственности за уклонение от погашения кредиторской задолженности, а также препятствование погашению кредиторской задолженности со стороны должностных лиц предприятий-должников и государственных органов.

Подготовлено на основании доклада А. И. Швеца и с использованием дополнительных материалов портала tut.by

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:


Материалы по теме:

Оцените систему с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами портала Findirector.by

Войдите под своей учетной записью

Свежие статьи
Сейчас читают

1. Что принесет белорусам 2019 год? Прогноз экспертов

В обсуждении прогноза участвовали: ведущий исследователь Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Катерина Борнукова, директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований Арсений Сивицкий, руководитель проекта «Кошт урада» в рамках проекта BIPART Владимир Ковалкин, аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS) Вадим Можейко.

2. О проекте нового порядка заключения, исполнения и расторжения договоров долевого строительства

На спецсчет застройщика будут зачисляться средства не только на строительство объекта, но и на затраты застройщика, не включенные в сводный сметный расчет стоимости строительства, но относимые на эту стоимость. К ним относятся затраты на регистрацию дома, проценты по кредитам, взятым на проектные работы и т.д. Прибыль застройщика будет направляться отдельно, на его расчетный счет, что позволит усилить защиту от недобросовестных застройщиков.

3. Комментарий Минтруда и соцзащиты к Указу № 19 «Об оплате труда работников бюджетных организаций»

Минтруда прокомментировало принятый Указ от 18 января 2019 №27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций», которым определены основные подходы по комплексному изменению системы оплаты труда работников бюджетных организаций. В соответствии с Указом с 1 января 2020 года вместо действующей 27-разрядной Единой тарифной сетки работников Беларуси вводится 18-разрядная тарифная сетка для определения размеров оплаты труда работников бюджетных организаций.

4. Экономика Беларуси начинает год с низкого старта - Белстат

Белстат обнародовал сведения о ВВП страны за 2018 год. Согласно с официальными цифрами, ВВП Беларуси за январь-декабрь прошлого года вырос чуть больше, чем на 3%. Это значительно ниже, чем планировало правительство (3,5%). С учетом низкой вероятности выполнения целевого прогноза в текущем году, власти уже сейчас проваливают всю пятилетку.

5. Основные тезисы отчета МВФ по итогам ежегодных консультаций с Беларусью

Директора МВФ призвали официальные органы страны осуществлять мониторинг фискальных рисков, связанных с государственными предприятиями, и постепенно переходить к финансированию за счет размещения долговых обязательств, выраженных в белорусских рублях, чтобы снизить чувствительность долга к колебаниям обменного курса.

6. Исследование Nielsen: что беспокоит белорусов и на что они тратят деньги

Глобальный индекс потребительского доверия остается в диапазоне оптимизма и вырос в 3-м квартале 2018 года на 2 пункта до 106 пунктов. Индекс потребительского доверия в Беларуси остался одним из минимальных и составляет 67 пунктов. При этом Беларусь переместилась с шестого на четвертое место среди наиболее пессимистично настроенных стран в мире, принимавших участие в исследовании.

7. Нацбанк о совершенствовании правового регулирования международного лизинга

В Указе № 16 учтены такие практические аспекты заключения и исполнения международной лизинговой сделки, как период ожидания, предусмотренный Правилами добровольного страхования экспортных рисков лизинговых организаций, и размер безусловной франшизы при возмещении ущерба, причиненного страхователю.
Актуальные новости

1. Расследование крупной кражи из инновационного фонда Мингорисполкома |

Унитарное предприятие в 2013−2016 годах получило из инновационного фонда Мингорисполкома более 7 миллионов BYN (3,5 млн USD). Деньги шли на разработку опытного образца многоместной гипобарокамеры многоцелевого использования. Но до сих пор образец барокамеры не изготовлен. Некоторые закупленные для этого товары, работы и услуги не использовались, а отдельные работы фирма не выполнила вовсе.

2. О применении УСН унитарными предприятиями основанными некоммерческими юрлицами |

В 2019 году не имеют право применять упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции (деятельность) с цифровыми знаками (токенами) по их приобретению (добыче, получению), отчуждению (передаче, размещению, использованию), иные чем отчуждение (приобретение) цифровых знаков (токенов) за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги и обмен их на иные цифровые знаки (токены).

3. Международный лизинг: детальный анализ норм Указа № 16 |

В целях создания дополнительных условий для развития международного лизинга, ориентированного на продвижение в зарубежных странах товаров, произведенных в нашей стране Президентом подписан Указ от 14.01.2019 № 16 «О развитии международного лизинга» . Есть ряд существенных отличий от ранее действовавших норм валютного, таможенного и налогового законодательства. Это важно понимать производителям и экспортерам, так как при правильном применении позволит дать положительный финансовый эффект.

4. Директор стройпредприятия присвоил деньги от продажи металлолома |

Под благовидным предлогом улучшения финансового положения предприятия, обремененного большими долгами, директор принял решение о продаже коммерческой фирме неиспользуемого строительного комплекса, оборудования и площадки, на которой они размещались. При этом, как установили оперативники финансовой милиции, руководитель реализовал и собственный план личного обогащения.

5. МВД уведомило дырах в белорусском «интернет-банкинга» |

По данным МВД, за прошлый год резко выросло число хищений с помощью компьютерной техники. Если в 2017-м году было зафиксировано 2318 таких случаев, то в 2018-м — 3585. При этом увеличился удельный вес краж с помощью несанкционированного доступа к системе «интернет-банкинг». В большинстве краж злоумышленники использовали зарубежные IP-адреса, что свидетельствует либо о том, что преступники находятся за рубежом, либо используются средства анонимизации.

6. Обзор основных изменений, предусмотренных новой редакцией Налогового кодекса в 2019 году |

Предлагаем обзор основных изменений, предусмотренных новой редакцией Налогового кодекса, подготовленный специалистами SBH Law Offices. Подробный комментарий новаций налогового законодательства Вы можете прочитать в Книге "Налоговый кодекс Республики Беларусь - 2019" нашего Издательства. Общий объем комментария составил более 200 страниц.  

7. КГК: задолженности по зарплате и платежам в бюджет не мешают госорганизациям приобретать автомобили |

В 2013 году Александр Лукашенко Указом №119 запретил юридическим лицам покупать служебные легковые автомобили при наличии в течение последних трех календарных месяцев до даты их приобретения просроченной задолженности по выплате заработной платы, платежам за потребленные энергоресурсы, обязательным платежам в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды.