Проблемы правоприменительной практики Указа № 488 и новых формулировок Налогового кодекса |
Количество просмотров 103
Автор Наталья Звороно, член правления, эксперт Ассоциации налогоплательщиков, советник SBH Law Office Наталья Звороно, член правления, эксперт Ассоциации налогоплательщиков, советник SBH Law Office
Автор Указ № 488, Указ № 488, Налоговый кодекс 2019, Налоговый кодекс 2019, лжепредпринимательство лжепредпринимательство
Проблемы правоприменительной практики Указа № 488 и новых формулировок Налогового кодекса

На протяжении года редакцию Указа № 488 пытались изменить общими усилиями представители государства и бизнеса. Над совместной редакцией изменений в Указ № 488 трудились лучшие адвокаты, юристы, аудиторы, прокуроры, сотрудники ДФР КГК и налоговых органов, представители бизнес-союзов, но предпринятые усилия были тщетны.

Напомним, что Указ № 488 вступил в силу с 1 января 2013 г. и за 5 лет на его счету:

  • акты проверок с миллиардными допричислениями сумм налогов, которые так и не поступят в бюджет страны ввиду отсутствия финансовых ресурсов у субъектов, которым насчитывались налоги по Указу № 488;

  • многочисленные банкротства, вызванные начислением абсурдных сумм налогов к одномоментной уплате в бюджет;

  • субсидиарная ответственность физических лиц (руководителей, бухгалтеров, учредителей даже в тех случаях, когда учредитель не принимал активных действий по управлению предприятием, на него возлагалась субсидиарная ответственность за бездействие);

  • запреты на выезд за пределы страны руководителей и учредителей таких предприятий;

  • возбужденные уголовные дела и привлечение к уголовной ответственности должностных лиц предприятий, в отношении которых составлены акты проверок и допричислены налоги по основаниям Указа № 488.

С самого начала применения Указа № 488 перед бизнесом остро стал вопрос невозможности доказать факт совершения хозяйственной операции, даже в тех случаях, когда фактически операция была совершена и товар был передан от одной стороны другой стороне. Ссылки бизнеса на проверку принадлежности бланков накладных, которыми оформлена хозяйственная операция контрагенту в момент совершения хозяйственной операции не имели значения. Так же, как не имели значения призывы бизнеса о  применении к ним пресловутого принципа «добросовестности». Отметим, что данный принцип положен в основу Декрета № 7 и в настоящее время включен в законопроект о внесении дополнений и изменений в НК на 2019 год.

Именно с принятием Декрета № 7 стала меняться правоприменительная практика при неизменности самих норм Указа № 488.

Надо сказать, что до принятия Декрета № 7, как это ни странно, но в целях применения Указа № 488 ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь, которая содержит определение предпринимательской деятельности, работала против самих предпринимателей. В то время, когда предприниматели просили о применении в отношении них принципа добросовестности, доказывая, что они не могли и не обязаны проверять добросовестность своего контрагента, им мотивированно оппонировали положениями ст. 1 ГК, согласно которой предпринимательская деятельность это деятельность на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность. Это, безусловно, так, предпринимательство — это риск, но риск не должен влечь необъективную финансовую ответственность действительно добросовестных субъектов.

В первые годы применения норм Указа № 488 действительно было достаточно много фактов, когда первичные учетные документы составлялись по заведомо бестоварным сделкам. Обстоятельства их составления опровергались доказательствами, собранными в ходе проверок и описанными в актах. Однако практика применения стала развиваться однобоко и привела к тому, что даже физическое наличие товара и фактическое поступление оплаты за него не меняли ситуацию. Если в ходе опросов по каким-либо причинам представитель одной из сторон по сделке заявлял о том, что именно он не подписывал первичный учетный документ, то нормы Указа № 488 применялись фактически автоматически. Для второй стороны становилось невозможным доказать обратное, даже предъявив купленный товар. При этом нормы Указа № 488 работали как в отношении хозяйственных операций, совершаемых внутри страны, так и с нерезидентами.

Какие правовые последствия наступали для субъекта предпринимательской деятельности, чьи первичные учетные документы, признавались не имеющими юридической силы?

Подробнее читайте в статье.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:


Материалы по теме:

Оцените систему с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами портала Findirector.by

Войдите под своей учетной записью

Свежие статьи
Сейчас читают

1. Главный экономист ООН: Риски в мировой экономике продолжают накапливаться

Главный экономист ООН выразил сожаление из-за того, что страны все больше отворачиваются от многостороннего экономического сотрудничества, отдавая предпочтение экономическому национализму. По его мнению, такой подход является понятным, учитывая неудовлетворенность результатами глобальной экономики, но он создает дополнительные угрозы. В частности, в случае глобального экономического спада, достичь координации чрезвычайных мер, которая наблюдалась 10 лет назад, будет значительно сложнее.

2. Совмин утвердил новый порядок финансирования капремонта жилфонда Беларуси

Рассмотрим основные изменения в порядок планирования, проведения и финансирования капитального ремонта жилищного фонда, утвержденные Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 января 2019 года № 39. Документом внесены изменения и дополнения в Положение о порядке планирования, проведения и финансирования капитального ремонта жилищного фонда, утвержденное постановлением Правительства от 21 апреля 2016 г. № 324.

3. Жанна Тарасевич: Законодатели предлагают возложить ответственность за прилегающие территории на бизнес

Палата представителей Национального собрания (ППНС) в первом чтении приняла проект закона «О внесении изменений и дополнений в закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». В частности, изменения статей 43, 44 и 45 предоставляют местным органам власти право обязывать субъектов хозяйствования и граждан за собственный счет благоустраивать прилегающие к их участкам территории, то есть земли, не находящихся в собственности или аренде у этих субъектов.

4. Бизнес-союзы: Зарубежные сети угрожают суверенитету Беларуси

«Фактически монопольные позиции в сфере розничной торговли в стране захватывают структуры, либо принадлежащие иностранным контрагентам, либо получившие огромное финансирование из-за рубежа на осуществление своей экспансии. Чаще — и первое, и второе. В обозримой перспективе именно эти сети будут определять, кто из белорусских производителей будет полноценно поставлять на белорусский рынок свой товар, а кто — нет», — говорится в обращении бизнес- союзов.

5. Владимир Карягин: Пришло время изменить подход к работе ОКС при министерствах

По мнению Владимира Карягина, одним из наиболее активных общественно-консультативных советов сегодня является совет при МАРТе, Минэкономики, ГКНТ, Министерстве по налогам и сборам. - Есть советы и в других ведомствах, но их активность не так заметна, - высказывает свое мнение Владимир Карягин. – Плохо, что повестка дня советов формируется не деловым сообществом, а министерствами. При советах нужно формировать экспертные группы, допускать на заседания советов тех, кто не входит в их состав.

6. Что принесет белорусам 2019 год? Прогноз экспертов

В обсуждении прогноза участвовали: ведущий исследователь Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Катерина Борнукова, директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований Арсений Сивицкий, руководитель проекта «Кошт урада» в рамках проекта BIPART Владимир Ковалкин, аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS) Вадим Можейко.

7. О проекте нового порядка заключения, исполнения и расторжения договоров долевого строительства

На спецсчет застройщика будут зачисляться средства не только на строительство объекта, но и на затраты застройщика, не включенные в сводный сметный расчет стоимости строительства, но относимые на эту стоимость. К ним относятся затраты на регистрацию дома, проценты по кредитам, взятым на проектные работы и т.д. Прибыль застройщика будет направляться отдельно, на его расчетный счет, что позволит усилить защиту от недобросовестных застройщиков.
Актуальные новости

1. Расследование крупной кражи из инновационного фонда Мингорисполкома |

Унитарное предприятие в 2013−2016 годах получило из инновационного фонда Мингорисполкома более 7 миллионов BYN (3,5 млн USD). Деньги шли на разработку опытного образца многоместной гипобарокамеры многоцелевого использования. Но до сих пор образец барокамеры не изготовлен. Некоторые закупленные для этого товары, работы и услуги не использовались, а отдельные работы фирма не выполнила вовсе.

2. О применении УСН унитарными предприятиями основанными некоммерческими юрлицами |

В 2019 году не имеют право применять упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции (деятельность) с цифровыми знаками (токенами) по их приобретению (добыче, получению), отчуждению (передаче, размещению, использованию), иные чем отчуждение (приобретение) цифровых знаков (токенов) за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги и обмен их на иные цифровые знаки (токены).

3. Международный лизинг: детальный анализ норм Указа № 16 |

В целях создания дополнительных условий для развития международного лизинга, ориентированного на продвижение в зарубежных странах товаров, произведенных в нашей стране Президентом подписан Указ от 14.01.2019 № 16 «О развитии международного лизинга» . Есть ряд существенных отличий от ранее действовавших норм валютного, таможенного и налогового законодательства. Это важно понимать производителям и экспортерам, так как при правильном применении позволит дать положительный финансовый эффект.

4. Директор стройпредприятия присвоил деньги от продажи металлолома |

Под благовидным предлогом улучшения финансового положения предприятия, обремененного большими долгами, директор принял решение о продаже коммерческой фирме неиспользуемого строительного комплекса, оборудования и площадки, на которой они размещались. При этом, как установили оперативники финансовой милиции, руководитель реализовал и собственный план личного обогащения.

5. Комментарий Минтруда и соцзащиты к Указу № 19 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» |

Минтруда прокомментировало принятый Указ от 18 января 2019 №27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций», которым определены основные подходы по комплексному изменению системы оплаты труда работников бюджетных организаций. В соответствии с Указом с 1 января 2020 года вместо действующей 27-разрядной Единой тарифной сетки работников Беларуси вводится 18-разрядная тарифная сетка для определения размеров оплаты труда работников бюджетных организаций.

6. МВД уведомило о дырах в белорусском «интернет-банкинге» |

По данным МВД, за прошлый год резко выросло число хищений с помощью компьютерной техники. Если в 2017-м году было зафиксировано 2318 таких случаев, то в 2018-м — 3585. При этом увеличился удельный вес краж с помощью несанкционированного доступа к системе «интернет-банкинг». В большинстве краж злоумышленники использовали зарубежные IP-адреса, что свидетельствует либо о том, что преступники находятся за рубежом, либо используются средства анонимизации.

7. Экономика Беларуси начинает год с низкого старта - Белстат |

Белстат обнародовал сведения о ВВП страны за 2018 год. Согласно с официальными цифрами, ВВП Беларуси за январь-декабрь прошлого года вырос чуть больше, чем на 3%. Это значительно ниже, чем планировало правительство (3,5%). С учетом низкой вероятности выполнения целевого прогноза в текущем году, власти уже сейчас проваливают всю пятилетку.