ТЦО за внешней торговлей: самое «интересное» еще только начинается |
Количество просмотров 244
Автор Андрей Карпунин, председатель Клуба финансовых директоров, вице председатель МССПиР, член совета БНПА, член ОКС Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и ОКС Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь Андрей Карпунин, председатель Клуба финансовых директоров, вице председатель МССПиР, член совета БНПА, член ОКС Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и ОКС Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Автор ТЦО, ТЦО, ВЭД, ВЭД, налоги, налоги, проверки проверки
ТЦО за внешней торговлей: самое «интересное» еще только начинается

В Беларуси сама методология контроля за трансфертным ценообразованием появилась всего несколько лет назад. Сначала анализировались только сделки с недвижимостью, а с 2016 года в Налоговом кодексе нормы расширили и на товарные контракты.

Единичные примеры доначисления налогов по сделкам с недвижимостью и совсем скудная официальная информация об итогах контроля и доначисленных суммах по товарным контрактам не означают, что власти решили не развивать эту тему. В кулуарах звучит пример одного витебского предприятия, которому доначисляют 4 млн долларов налога на прибыль в рамках ТЦО за отгрузки готовой продукции в адрес его же товаропроводящей сети в России. Громкие уголовные дела последних лет по известным бизнесменам, применявшим «скидки-наценки» и оставлявшим прибыль в других юрисдикциях, — это тоже повод внимательнее относиться к методам контроля. Однозначно нужно понимать, что ТЦО это не шуточки, а вполне такой боевой инструмент.

Теперь сосредоточимся на нашем скором будущем. Так, проектом Налогового кодекса на 2019 год предусмотрено увеличение стоимостных критериев, при превышении которых сделки признаются контролируемыми для целей ТЦО: с 1 млн бел. руб. (примерно 485 тыс. долл. США) до 2 млн бел. руб. (970 тыс. долл.) для внешнеторговых сделок крупных налогоплательщиков, совершенных с взаимозависимыми лицами, и сделок со стратегическими товарами и со 100 тыс. бел. руб. (48 тыс. долл. США) до 400 тыс. бел. руб. (195 тыс. долл.) — для внешнеторговых сделок с взаимозависимыми лицами, совершенных иными налогоплательщиками.

С 2019 г. в отношении сделок, совершенных крупными налогоплательщиками с взаимозависимыми лицами, а также в отношении внешнеторговых сделок со стратегическими товарами, если сумма таких сделок за год с одним лицом превысит 2 млн бел. руб. (970 тыс. долл. США), налогоплательщики будут обязаны ежегодно до 1 июня года, следующего за отчетным, представлять в налоговый орган документацию по трансфертному ценообразованию.

Существенно расширится перечень взаимозависимых лиц, что важно для применения правил ТЦО и тонкой капитализации: взаимозависимым будет признаваться лицо, которое прямо или косвенно влияет на условия или экономические результаты деятельности другого лица.

Обратите внимание, что с 2019 года любое отклонение от диапазона рыночных цен (показателей рентабельности) по контролируемым сделкам может стать причиной доначислений. Сейчас правилами ТЦО допускается 20% отклонения от диапазона рыночных цен.

С наступлением следующего года у нас появится возможность заключать с МНС соглашение о ценообразовании, в котором мы можем согласовать методику определения рыночной цены. Это позволит не составлять документацию, подтверждающую экономическую обоснованность примененной цены, а налоговики не будут осуществлять выездную проверку, если документы подтвердят выполнение соглашения. Правда, за подписание соглашения будут взимать госпошлину.

Тем, кто привык заглядывать в будущее и строить долгосрочные планы, полезно будет обратить внимание на источник, из которого черпают новые подходы белорусские методологи. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в начале августа опубликовала новый документ по теме ТЦО в рамках финансовых транзакций. Публикация имеет самое прямое отношение к п. 8–10 Плана мероприятий по противодействию размытию налоговой базы и перемещению прибыли — Base Erosion and Profit Shifting («BEPS»): «Разработка правил трансфертного ценообразования в части нематериальных активов»; «Разработка правил трансфертного ценообразования в части рисков и капитала»; «Разработка правил трансфертного ценообразования в части других транзакций с высоким риском».

Основная задача — прояснить применение ключевых принципов, изложенных в руководстве по трансфертному ценообразованию от ОЭСР 2017 года, в первую очередь в отношении опять-таки финансовых транзакций. Также отдельно рассмотрены специфические вопросы ценообразования в рамках внутригрупповых займов, объединения денежных средств, кэптивного страхования (страхования самих себя путем создания собственной страховой организации) и проч.

Принимая во внимание наше белорусское отставание, можно смело спрогнозировать, что через три года мы получим еще более изощренный контроль с элементами национального колорита.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:


Материалы по теме:

Оцените систему с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами портала Findirector.by

Войдите под своей учетной записью

Свежие статьи
Сейчас читают

1. Что принесет белорусам 2019 год? Прогноз экспертов

В обсуждении прогноза участвовали: ведущий исследователь Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Катерина Борнукова, директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований Арсений Сивицкий, руководитель проекта «Кошт урада» в рамках проекта BIPART Владимир Ковалкин, аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS) Вадим Можейко.

2. О проекте нового порядка заключения, исполнения и расторжения договоров долевого строительства

На спецсчет застройщика будут зачисляться средства не только на строительство объекта, но и на затраты застройщика, не включенные в сводный сметный расчет стоимости строительства, но относимые на эту стоимость. К ним относятся затраты на регистрацию дома, проценты по кредитам, взятым на проектные работы и т.д. Прибыль застройщика будет направляться отдельно, на его расчетный счет, что позволит усилить защиту от недобросовестных застройщиков.

3. Комментарий Минтруда и соцзащиты к Указу № 19 «Об оплате труда работников бюджетных организаций»

Минтруда прокомментировало принятый Указ от 18 января 2019 №27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций», которым определены основные подходы по комплексному изменению системы оплаты труда работников бюджетных организаций. В соответствии с Указом с 1 января 2020 года вместо действующей 27-разрядной Единой тарифной сетки работников Беларуси вводится 18-разрядная тарифная сетка для определения размеров оплаты труда работников бюджетных организаций.

4. Экономика Беларуси начинает год с низкого старта - Белстат

Белстат обнародовал сведения о ВВП страны за 2018 год. Согласно с официальными цифрами, ВВП Беларуси за январь-декабрь прошлого года вырос чуть больше, чем на 3%. Это значительно ниже, чем планировало правительство (3,5%). С учетом низкой вероятности выполнения целевого прогноза в текущем году, власти уже сейчас проваливают всю пятилетку.

5. Основные тезисы отчета МВФ по итогам ежегодных консультаций с Беларусью

Директора МВФ призвали официальные органы страны осуществлять мониторинг фискальных рисков, связанных с государственными предприятиями, и постепенно переходить к финансированию за счет размещения долговых обязательств, выраженных в белорусских рублях, чтобы снизить чувствительность долга к колебаниям обменного курса.

6. Исследование Nielsen: что беспокоит белорусов и на что они тратят деньги

Глобальный индекс потребительского доверия остается в диапазоне оптимизма и вырос в 3-м квартале 2018 года на 2 пункта до 106 пунктов. Индекс потребительского доверия в Беларуси остался одним из минимальных и составляет 67 пунктов. При этом Беларусь переместилась с шестого на четвертое место среди наиболее пессимистично настроенных стран в мире, принимавших участие в исследовании.

7. Нацбанк о совершенствовании правового регулирования международного лизинга

В Указе № 16 учтены такие практические аспекты заключения и исполнения международной лизинговой сделки, как период ожидания, предусмотренный Правилами добровольного страхования экспортных рисков лизинговых организаций, и размер безусловной франшизы при возмещении ущерба, причиненного страхователю.
Актуальные новости

1. Расследование крупной кражи из инновационного фонда Мингорисполкома |

Унитарное предприятие в 2013−2016 годах получило из инновационного фонда Мингорисполкома более 7 миллионов BYN (3,5 млн USD). Деньги шли на разработку опытного образца многоместной гипобарокамеры многоцелевого использования. Но до сих пор образец барокамеры не изготовлен. Некоторые закупленные для этого товары, работы и услуги не использовались, а отдельные работы фирма не выполнила вовсе.

2. О применении УСН унитарными предприятиями основанными некоммерческими юрлицами |

В 2019 году не имеют право применять упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции (деятельность) с цифровыми знаками (токенами) по их приобретению (добыче, получению), отчуждению (передаче, размещению, использованию), иные чем отчуждение (приобретение) цифровых знаков (токенов) за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги и обмен их на иные цифровые знаки (токены).

3. Международный лизинг: детальный анализ норм Указа № 16 |

В целях создания дополнительных условий для развития международного лизинга, ориентированного на продвижение в зарубежных странах товаров, произведенных в нашей стране Президентом подписан Указ от 14.01.2019 № 16 «О развитии международного лизинга» . Есть ряд существенных отличий от ранее действовавших норм валютного, таможенного и налогового законодательства. Это важно понимать производителям и экспортерам, так как при правильном применении позволит дать положительный финансовый эффект.

4. Директор стройпредприятия присвоил деньги от продажи металлолома |

Под благовидным предлогом улучшения финансового положения предприятия, обремененного большими долгами, директор принял решение о продаже коммерческой фирме неиспользуемого строительного комплекса, оборудования и площадки, на которой они размещались. При этом, как установили оперативники финансовой милиции, руководитель реализовал и собственный план личного обогащения.

5. МВД уведомило дырах в белорусском «интернет-банкинга» |

По данным МВД, за прошлый год резко выросло число хищений с помощью компьютерной техники. Если в 2017-м году было зафиксировано 2318 таких случаев, то в 2018-м — 3585. При этом увеличился удельный вес краж с помощью несанкционированного доступа к системе «интернет-банкинг». В большинстве краж злоумышленники использовали зарубежные IP-адреса, что свидетельствует либо о том, что преступники находятся за рубежом, либо используются средства анонимизации.

6. Обзор основных изменений, предусмотренных новой редакцией Налогового кодекса в 2019 году |

Предлагаем обзор основных изменений, предусмотренных новой редакцией Налогового кодекса, подготовленный специалистами SBH Law Offices. Подробный комментарий новаций налогового законодательства Вы можете прочитать в Книге "Налоговый кодекс Республики Беларусь - 2019" нашего Издательства. Общий объем комментария составил более 200 страниц.  

7. КГК: задолженности по зарплате и платежам в бюджет не мешают госорганизациям приобретать автомобили |

В 2013 году Александр Лукашенко Указом №119 запретил юридическим лицам покупать служебные легковые автомобили при наличии в течение последних трех календарных месяцев до даты их приобретения просроченной задолженности по выплате заработной платы, платежам за потребленные энергоресурсы, обязательным платежам в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды.