Украина скрыто повышает тарифы на грузоперевозки: Насколько это ударит по белорусским грузам |
Количество просмотров 91
Автор транспорт, транспорт, логистика, логистика, экспорт, экспорт, Украина Украина
Украина скрыто повышает тарифы на грузоперевозки: Насколько это ударит по белорусским грузам

После повышения тарифов на грузоперевозки в октябре 2017 года сразу на 15% "Укрзализныця" в этом году применила практику скрытого повышения. Стоимость грузоперевозок госкомпания повышает, увеличивая цену различных составляющих тарифа и дополнительных услуг. Сейчас есть несколько новых инициатив, в результате которых общие дополнительные затраты на транспортировку грузов только для промышленности могут достичь порядка 20 млрд грн. Если так пойдет и дальше, металлургические предприятия будут вынуждены сворачивать инвестиционные программы, зернотрейдеры – понижать закупочные цены, а кондитеры – пересматривать ассортимент продукции. 

Как УЗ повышает тарифы для бизнеса

Государственный монополист железнодорожных перевозок "Укрзализныця" 31 октября 2017 года повысила тарифы на грузоперевозки сразу на 15%. Тогда этот шаг УЗ вызвал протесты бизнеса. По словам председателя федерации металлургов Украины Сергея Беленького, это привело к дополнительным затратам грузоотправителей на 6,5 млрд грн в год.

Теперь госмонополист решил повышать тарифы скрыто. Первым шагом в этом направлении стала так называемая дерегуляция вагонной составляющей тарифа в феврале нынешнего года. Ее проведение увеличило нагрузку на бизнес еще на 6,5 млрд грн. "Раньше вагоны инвентарного парка УЗ стоили дешевле, чем вагоны частных операторов, и за них постоянно происходила борьба. При стоимости вагонов УЗ менее 200 грн рыночная цена частных вагонов достигала 500 грн в сутки. На разнице наживались посреднические компании, имела место коррупционная составляющая в самой УЗ, поскольку все, естественно, хотели получить более дешевые вагоны. Презентуя инициативу, в УЗ заявляли, что с помощью дерегуляции вагонной составляющей негативные явления удастся преодолеть, рынок насытится большим количеством вагонов УЗ по адекватным ценам и общая рыночная цена на вагоны даже упадёт на 10%. На практике, когда 19 февраля 2018 г. УЗ повысила цену на свои вагоны до 542 грн (без НДС), рынок через короткий срок подскочил до 1-1,2 тыс. грн", - рассказал 112.ua Сергей Беленький.  

Очередное скрытое повышение произошло 28 июля - УЗ снова повысила цену на свои вагоны: до 600 грн. 

Отметим, по данным участников рынка, на сегодняшний день собственных вагонов УЗ больше половины всего парка – 11 тыс. вагонов (всего в парке УЗ – 19 тыс. вагонов). 

Еще одним проявлением скрытого повышения тарифов стало изменение УЗ коэффициента Т-дополнительный (он предполагает, что ко времени использования вагона добавляется цена одних суток на оформление документов на груз), говорит Беленький: "Сейчас даже на подачу пустых вагонов УЗ добавила еще плюс одни сутки. Считаем такое решение не только нелогичным, но и незаконным. Грузоотправителям это выльется в дополнительные 1,2 млрд грн в год".

 Осенью новое повышение тарифов на перевозки?

Серьезнейшую обеспокоенность у бизнеса вызывает проект приказа Министерства инфраструктуры "О внесении изменений к Коэффициентам, которые применяются к тарифам Сборника тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом в границах Украины и связанные с ними услуги, в отношении унификации тарифной политики на перевозку пустых вагонов", согласно которому повышение расценок на транспортировку продолжится.

 "Согласно документу, предусмотрено уравнивание классов грузов, пока только на подачу пустых вагонов", - пояснил Беленький. По его словам, сейчас грузы делятся на три класса: сырьевые (например, уголь, руда), сырьё и полуфабрикаты (например, зерно, кокс, лес), маржинальную продукцию (например, металлопрокат, светлые нефтепродукты). Внеклассовые грузы (песок, щебень) перевозились по самому дешевому тарифу. Тарифы рассчитывались с учетом этой дифференциации – чем выше класс груза, тем выше стоимость его перевозки. "Мы подсчитали, что для грузов первого класса и внеклассных грузов уравнивание даст повышение на не менее чем 95%. То есть в два раза одномоментно. В целом в случае успеха этой инициативы удорожание для промышленности составит дополнительно еще около 5 млрд грн в год", - сказал 112.ua председатель Федерации металлургов Украины.

Беленький также не исключает, что уже осенью УЗ вернется к вопросу прямого повышения тарифов на грузоперевозки: "Будут ссылаться на инфляцию, девальвацию, потребность в инвестициях, необходимость обслуживать кредиты. Почему мы должны все это оплачивать монополисту, который фактически бесконтрольно явно и скрыто поднимает тарифы и расценки на прочие услуги? Рентабельность направления грузоперевозок УЗ не менее 23% - нет никаких предпосылок постоянно доить бизнес, методично увеличивая на него нагрузку".

Серьезные последствия для всех

Действия УЗ затрагивают интересы предприятий из практически всех бюджетообразующих отраслей.

"Повышение платы за вагоны УЗ с 28 июля уже привело к росту транспортной составляющей на 3-4 долл. на тонне зерна. Зернотрейдеры обеспокоены ростом транспортной составляющей и ожидают от УЗ дальнейших шагов по повышению стоимости перевозок – не обязательно через индексацию тарифов, но методами скрытого повышения. Такие действия УЗ будут оказывать давление на закупочную цену на внутреннем рынке, что чревато последствиями: чем ниже будут цены, тем меньше средств будут иметь аграрии для инвестиций в интенсификацию производства, повышение урожайности", - сказал 112.ua президент "Украинской зерновой ассоциации" Николай Горбачев.

В Ассоциации "Укркондпром" сообщили, что в связи с изменением процедуры определения стоимости использования собственных вагонов УЗ стоимость использованных крытых и изотермических вагонов, которые необходимы для экспорта кондитерской продукции, сразу возросли в три раза – с 213,6 грн до 684 грн за сутки. После повышения с 28 июля ставки выросли еще на 19,5% - до 817,2 грн за сутки. Таким образом, только за 5 месяцев текущего года вагонная составляющая стоимости железнодорожных перевозок выросла почти в четыре раза, сообщили в Ассоциации.

Промышленники сетуют, что своими действиями УЗ выбивает украинских кондитеров с рынков Центральной Азии, на которые приходится четверть (25%) всего объема экспорта. В свете того, что Россия заблокировала транзит украинским производителям, такие действия госкомпании играют ей на руку, отметил глава Асооциации "Укркондпром" Александр Балдынюк: "Продукцию приходится переправлять через Черное море паромами – стоимость доставки выросла в 2,5 раза. Мы балансируем на грани рентабельности в Центральной Азии. Я разговаривал с представителями кондитерских компаний, говорят, уже после первого подорожания (вагонной составляющей) у них из экспорта вылетело по нескольку товарных позиций".

"Мы говорим об общих дополнительных расходах для промышленных предприятий порядка 20 млрд грн. Они могли бы быть инвестированы в крайне необходимую модернизацию производственных мощностей, реализацию социальных и экологических проектов. Но теперь эти деньги мы должны отдать УЗ. Снова авансом, в надежде на позитивные изменения в работе железной дороги, которых, к слову, куда меньше, чем хотелось бы", - сказал 112.ua Сергей Беленький.

По словам главы Федерации металлургов Украины, большинство промышленников не могут повысить свои отпускные цены: они работают в очень конкурентных рынках. "Компании будут постоянно сокращать свою рентабельность, а по достижении ею отрицательных значений - останавливать предприятия. Объемы основных позиций украинского экспорта пока еще заметно не просели, но если так пойдет и дальше, менее чем через год мы уже будем фиксировать серьезное падение экспорта, а это валютная выручка и курс гривны", - уверен Беленький.

Еще одним следствием повышения тарифов УЗ может стать рост цен на уголь для внутреннего рынка, говорит Беленький: "Это неотвратимо приведет к повышению цен на коммунальные услуги. Угольщики уже заявили, что их транспортные затраты возрастут минимум на 600 млн грн в год".

По словам Беленького, профильные ассоциации неоднократно обращались к премьер-министру Владимиру Гройсману, вице-премьеру Владимиру Кистиону, министру транспорта и инфраструктуры Владимиру Омеляну, и. о. председателя УЗ Евгению Кравцову с просьбой повлиять на ситуацию. Но пока все безрезультатно: "Учитывая, что УЗ является естественной госмонополией в сфере железнодорожных перевозок, бизнес настаивает на скорейшем создании независимого органа, который будет определять тарифную политику УЗ с учётом баланса интересов бизнеса и государства, - Национальной комиссии регулирования транспорта. До создания этого органа говорить о каких-либо обоснованных повышениях железнодорожных тарифов не приходится. Имеет место лишь монопольное доминирование госкомпании, которая может вечно оставаться неэффективной, работая исключительно в тепличных для себя условиях".

Против повышения стоимости ж/д перевозок до момента создания Национальной комиссии по вопросам транспорта и утверждения общегосударственной модели тарифообразования выступают и компании-члены Американской торговой палаты.

 

Елена Голубева, журналист 112.ua, Украина

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:

Оцените систему с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами портала Findirector.by

Войдите под своей учетной записью

Свежие статьи
Сейчас читают

1. Что принесет белорусам 2019 год? Прогноз экспертов

В обсуждении прогноза участвовали: ведущий исследователь Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Катерина Борнукова, директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований Арсений Сивицкий, руководитель проекта «Кошт урада» в рамках проекта BIPART Владимир Ковалкин, аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS) Вадим Можейко.

2. О проекте нового порядка заключения, исполнения и расторжения договоров долевого строительства

На спецсчет застройщика будут зачисляться средства не только на строительство объекта, но и на затраты застройщика, не включенные в сводный сметный расчет стоимости строительства, но относимые на эту стоимость. К ним относятся затраты на регистрацию дома, проценты по кредитам, взятым на проектные работы и т.д. Прибыль застройщика будет направляться отдельно, на его расчетный счет, что позволит усилить защиту от недобросовестных застройщиков.

3. Комментарий Минтруда и соцзащиты к Указу № 19 «Об оплате труда работников бюджетных организаций»

Минтруда прокомментировало принятый Указ от 18 января 2019 №27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций», которым определены основные подходы по комплексному изменению системы оплаты труда работников бюджетных организаций. В соответствии с Указом с 1 января 2020 года вместо действующей 27-разрядной Единой тарифной сетки работников Беларуси вводится 18-разрядная тарифная сетка для определения размеров оплаты труда работников бюджетных организаций.

4. Экономика Беларуси начинает год с низкого старта - Белстат

Белстат обнародовал сведения о ВВП страны за 2018 год. Согласно с официальными цифрами, ВВП Беларуси за январь-декабрь прошлого года вырос чуть больше, чем на 3%. Это значительно ниже, чем планировало правительство (3,5%). С учетом низкой вероятности выполнения целевого прогноза в текущем году, власти уже сейчас проваливают всю пятилетку.

5. Основные тезисы отчета МВФ по итогам ежегодных консультаций с Беларусью

Директора МВФ призвали официальные органы страны осуществлять мониторинг фискальных рисков, связанных с государственными предприятиями, и постепенно переходить к финансированию за счет размещения долговых обязательств, выраженных в белорусских рублях, чтобы снизить чувствительность долга к колебаниям обменного курса.

6. Исследование Nielsen: что беспокоит белорусов и на что они тратят деньги

Глобальный индекс потребительского доверия остается в диапазоне оптимизма и вырос в 3-м квартале 2018 года на 2 пункта до 106 пунктов. Индекс потребительского доверия в Беларуси остался одним из минимальных и составляет 67 пунктов. При этом Беларусь переместилась с шестого на четвертое место среди наиболее пессимистично настроенных стран в мире, принимавших участие в исследовании.

7. Нацбанк о совершенствовании правового регулирования международного лизинга

В Указе № 16 учтены такие практические аспекты заключения и исполнения международной лизинговой сделки, как период ожидания, предусмотренный Правилами добровольного страхования экспортных рисков лизинговых организаций, и размер безусловной франшизы при возмещении ущерба, причиненного страхователю.
Актуальные новости

1. Расследование крупной кражи из инновационного фонда Мингорисполкома |

Унитарное предприятие в 2013−2016 годах получило из инновационного фонда Мингорисполкома более 7 миллионов BYN (3,5 млн USD). Деньги шли на разработку опытного образца многоместной гипобарокамеры многоцелевого использования. Но до сих пор образец барокамеры не изготовлен. Некоторые закупленные для этого товары, работы и услуги не использовались, а отдельные работы фирма не выполнила вовсе.

2. О применении УСН унитарными предприятиями основанными некоммерческими юрлицами |

В 2019 году не имеют право применять упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции (деятельность) с цифровыми знаками (токенами) по их приобретению (добыче, получению), отчуждению (передаче, размещению, использованию), иные чем отчуждение (приобретение) цифровых знаков (токенов) за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги и обмен их на иные цифровые знаки (токены).

3. Международный лизинг: детальный анализ норм Указа № 16 |

В целях создания дополнительных условий для развития международного лизинга, ориентированного на продвижение в зарубежных странах товаров, произведенных в нашей стране Президентом подписан Указ от 14.01.2019 № 16 «О развитии международного лизинга» . Есть ряд существенных отличий от ранее действовавших норм валютного, таможенного и налогового законодательства. Это важно понимать производителям и экспортерам, так как при правильном применении позволит дать положительный финансовый эффект.

4. Директор стройпредприятия присвоил деньги от продажи металлолома |

Под благовидным предлогом улучшения финансового положения предприятия, обремененного большими долгами, директор принял решение о продаже коммерческой фирме неиспользуемого строительного комплекса, оборудования и площадки, на которой они размещались. При этом, как установили оперативники финансовой милиции, руководитель реализовал и собственный план личного обогащения.

5. МВД уведомило дырах в белорусском «интернет-банкинга» |

По данным МВД, за прошлый год резко выросло число хищений с помощью компьютерной техники. Если в 2017-м году было зафиксировано 2318 таких случаев, то в 2018-м — 3585. При этом увеличился удельный вес краж с помощью несанкционированного доступа к системе «интернет-банкинг». В большинстве краж злоумышленники использовали зарубежные IP-адреса, что свидетельствует либо о том, что преступники находятся за рубежом, либо используются средства анонимизации.

6. Обзор основных изменений, предусмотренных новой редакцией Налогового кодекса в 2019 году |

Предлагаем обзор основных изменений, предусмотренных новой редакцией Налогового кодекса, подготовленный специалистами SBH Law Offices. Подробный комментарий новаций налогового законодательства Вы можете прочитать в Книге "Налоговый кодекс Республики Беларусь - 2019" нашего Издательства. Общий объем комментария составил более 200 страниц.  

7. КГК: задолженности по зарплате и платежам в бюджет не мешают госорганизациям приобретать автомобили |

В 2013 году Александр Лукашенко Указом №119 запретил юридическим лицам покупать служебные легковые автомобили при наличии в течение последних трех календарных месяцев до даты их приобретения просроченной задолженности по выплате заработной платы, платежам за потребленные энергоресурсы, обязательным платежам в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды.