Управленческий учет и бюджетирование как обязательное условие повышения эффективности деятельности коммерческой организации | Findirector.by

Управленческий учет и бюджетирование как обязательное условие повышения эффективности деятельности коммерческой организации |

Автор Никита Лабынцевичюс, СЕО Никита Лабынцевичюс, СЕО
Автор управление предприятием, управление предприятием, бюджетирование бюджетирование
Управленческий учет и бюджетирование как обязательное условие повышения эффективности деятельности коммерческой организации

В настоящее время целью создания и постоянного совершенствования системы управленческого учета является управление микроэкономикой, финансами и финансовым состоянием компании. В рамках этого актуальной является структуризация учета в целях управления во взаимосвязи с аналогичной структуризацией бюджетирования. Это достигается путем введения дополнительных аналитических уровней учета и планирования, избрания центров затрат и центров ответственности в качестве самостоятельных планово-учетных объектов, выделения центров финансовой ответственности в системе управления и учета соответствующих им доходов и расходов. При этом разработка бюджетов является важнейшей составляющей планово-аналитической работы компаний всех без исключения отраслей экономики. Бюджетирование способствует уменьшению нерационального использования средств предприятий благодаря своевременному планированию хозяйственных операций, товарно-материальных и финансовых потоков, а также контролю за их реальным осуществлением.

Бюджетное планирование до сих пор остается слабым местом управления бизнесом предприятий. Сегодня в большинстве компаний отсутствуют базовые элементы сквозного управленческого планирования (бюджетирования), основными из которых являются: планирование ключевых показателей деятельности всех участников воспроизводства в конкретных величинах доходов, расходов и финансовых результатах; оперативное отслеживание отклонений фактических результатов указанной деятельности от поставленных целей, выявление и анализ причин этих отклонений, своевременное и аргументированное принятие решений о проведении регулирующих мероприятий; эффективный контроль за расходованием материальных и финансовых ресурсов; прогнозирование возможных финансовых последствий конкретных управленческих решений (проведение сценарного анализа) и выбор наиболее выгодных условий их реализации.

Следует отметить, что технология бюджетного процесса во взаимосвязи с приемами управленческого учета существенно варьируется с учетом отраслевой специфики предприятия. Стандартного решения, как вводить систему бюджетирования во взаимосвязи с управленческим учетом, не существует. Причинами этого являются: определяющее влияние на процесс постановки системы бюджетирования специфики компании и ее организационной структуры и некоторые отличия применяемых методических подходов к построению системы.

Отличительной чертой экономики последнего десятилетия стало массовое внедрение новых управленческих технологий. Все большее число компаний активно начали внедрять такие элементы управления, как: логистика, маркетинг, риск-менеджмент, оценка на основе системы сбалансированных показателей. И первая проблема, с которой они столкнулись, — это отсутствие адекватного информационного обеспечения. Решение этой задачи оказалось невозможным без использования управленческого учета и бюджетирования. Как следствие, на микроуровне начался процесс широкомасштабного внедрения данных инструментов управления.

Одним из таких инструментов явился управленческий учет, интерес к которому проявился с началом внедрения рыночных приемов управления в коммерческой деятельности. Большой ресурс для реализации такого интереса был дан международной практикой ведения управленческого учета. Однако не менее важен опыт применения калькуляционных приемов, широко используемых в годы централизованного планирования. В комплексе это позволило развить новые подходы к организации управленческого учета и подойти к необходимости организации его взаимосвязи с приемами бюджетирования.

Однако следует отметить имеющиеся проблемы на этапе организации бюджетирования. Повышение интереса к внедрению бюджетирования сопряжено с дефицитом кадров, имеющих разносторонние знания в области планирования экономической деятельности на микроэкономическом уровне. Это объясняется тем, что в течение ряда лет, особенно в малом бизнесе, соответствующие специалисты не были востребованы, и это привело к сокращению функций планирования на предприятиях.

Нередко планирование сводится к прогнозированию общих экономических показателей, таких как объем продаж, себестоимость, прибыль в целом по предприятию, без их детализации по центрам прибыли или местам возникновения затрат. На малых предприятиях зачастую и это не востребовано. В связи с этим планирование до сих пор остается слабым местом управления бизнесом. В ряде крупных компаний отсутствуют даже базовые элементы сквозного управленческого планирования.

Наконец, существенным препятствием в процессе широкомасштабного внедрения бюджетирования является отсутствие понимания необходимости формирования единой взаимосвязи подсистем управления. На уровне микроэкономики системным элементом взаимосвязи всех информационных автоматизированных программ предприятия должен стать управленческий учет, основной поставщик информации, необходимой для принятия как оперативных, так и долгосрочных управленческих решений. Именно он дает основной информационный ресурс для объективного бюджетирования всех ключевых показателей на коммерческом предприятии.

Продолжение читайте в статье.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку


Материалы по теме:






Оцените систему с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами сайта Findirector.by

Войдите под своей учетной записью

Свежие статьи
Сейчас читают

1. Белорусские фаундеры и СЕО — о том, что можно успеть за 10 лет

Известные предприниматели, СЕО, инвесторы, лидеры мнений в белорусском ИТ рассказывают и делятся секретами какие ноу-хау они применяют и в чём залог успеха. Юрий Мельничек, сооснователь Bulba Ventures. Михаил Дубаков, основатель и CEO Targetprocess. Пётр Скоромный, основатель компании Apalon. Юрий Гурский, серийный ИТ-предприниматель, сооснователь фонда Haxus, компании Flo. Виктор Хаменок, основатель и CEO Rozum Robotics. Олег Кондрашов, генеральный директор EnCata, инвестор и инженер. Леонид Лознер, сооснователь EPAM. Борис Концевой, президент и СЕО Intetics Inc.. Алексей Мелешкевич, основатель компаний Melesta Games и Total Games


2. Исследование ИПМ (Комментарий 2). Белорусы больше всего осуждают кражи, наркоманию и домашнее насилие

На вопрос о том, что заслуживает общественного порицания, большинство поставило на первое место кражу чужой собственности — так ответили 94,4% респондентов. На втором месте оказалась наркомания — 94,1% , на третьем ответ “если муж избивает жену” — 91,3%. Меньше всего порицается религиозность, рождение детей вне брака, разводы и сексуальные отношения до брака.

3. Исследование ИПМ (Комментарий 1). Каждому по труду: откуда у белорусов культ зарплаты

Быть успешными и делиться своими достижениями белорусы не сильно стремятся. Скорее всего, это связано с особенностями менталитета — скрытностью и сдержанностью. Традиционно в обществе не принято бурно выражать ни позитивные, ни негативные чувства. Не зря белорусов назвали одной из самых неэмоциональных наций.

4. Мировой эксперт по кибербезопасности назвал декрет № 8 образцом для мировой IT-экосистемы

Автор книги, Павел Дуггал, юрист из Индии и председатель Международной комиссии по кибербезопасности считает, что у Беларуси есть все шансы преуспеть в мировой гонке за будущее в новой цифровой реальности, а ее подход к регулированию «может стать примером» для других государств. Проект «О развитии цифровой экономики» призван превратить Беларусь в «первую в мире юрисдикцию с комплексным правовым регулированием бизнеса на основе технологии блокчейн и первое в мире государство, легализовавшее смарт-контракты».

5. Минфин об усовершенствовании системы планирования госфинансов

Подготовка среднесрочных макроэкономических прогнозов должна рассматриваться как непрерывный процесс, методология должна совершенствоваться, актуализироваться с точки зрения времени и подстраиваться под реалии, подчеркнул замминистра. Требуется принятие своевременных и адекватных мер реагирования на складывающуюся ситуацию. Все эти меры в большинстве своем базируются на развитии экономики, т.е. прогнозе социально-экономического развития.

6. Всемирная Неделя предпринимательства приглашает в Белэкспо 13 и 14 ноября

С 12 по 18 ноября в Минске состоится Всемирная Неделя Предпринимательства (GEW Belarus) – главное мероприятие ноября для предпринимателей и стартаперов страны. Ключевым событием Недели станет уникальная для Беларуси Выставка-Форум инновационных компаний и стартапов, которая пройдет 13 и 14 ноября в залах Национального выставочного центра БелЭкспо.

7. Конференция KEF-2018 «Беларусь в дивном новом мире» пройдет 5-6 ноября 2018 года

Кастрычніцкі эканамічны форум «Беларусь в дивном новом мире» пройдет в Минске 5-6 ноября 2018 года в DoubleTree by Hilton (Минск, пр-т Победителей, 9). Ознакомиться с программой, спикерами и зарегистрироваться для участия в KEF-2018 можно на сайте KEF.by.
Актуальные новости

1. Бывший руководитель стройорганизации в Пинске обвиняется в хищении и халатности |

Обвиняемый дал указание подчиненным, чтобы они переместили транспортное средство организации в иное место хранения, которое не было для этого предусмотрено. Оттуда автомобиль исчез. Также обвиняемый сообщил ложные сведения о начале строительства объекта организации, после чего дал указания подчиненным переместить бетонные и железобетонные изделия предприятия на земельный участок, который планировал получить. Таким образом, по данным следствия, организации был причинен ущерб на общую сумму свыше 40 тысяч BYN.

2. В Минске уборщица нашла в мусорке более 5 тысяч USD |

«Прибывшим сотрудникам женщина пояснила, что утром приступила к уборке в гаражном кооперативе «Малиновка» и при сборе мусора увидела пачку денег. Общая сумма найденного составляет 5 400 долларов США. Минчанка стала искать хозяина средств среди владельцев гаражей, но не нашла и потому обратилась в милицию», — рассказала официальный представитель Московского РУВД.

3. Председателя Горецкого райпо задержали за злоупотребления на предыдущей работе |

Согласно криминальным сводкам и публикациям, Могилевский мясокомбинат стал скандально известным в 2015 году, когда силовики начали раскрывать одно за другим коррупционные дела, в которых были замешаны руководители предприятия.

4. В Беларуси раскрыта преступная схема изготовления поддельных документов об утильсборе |

Фигурантами уголовного дела стали девять граждан Беларуси в возрасте от 29 до 55 лет. По материалам следствия, преступная группа с апреля по сентябрь 2018 года изготавливали поддельные официальные документы, отражающие исчисление и уплату физическими лицами утилизационного сбора в отношении ввезенных в Беларусь из России транспортных средств. Фальшивый документ сбывали гражданам, которые в последующем предоставляли его при постановке автомобиля на учет в ГАИ.

5. О новом порядке госрегистрации и госучета транспортных средств в Беларуси |

Документ направлен на упрощение порядка осуществления процедур госрегистрации и снятия с учета транспортных средств на основании заявлений граждан и юридических лиц. Так, согласно новой редакции Положения, предоставляется возможность  снятия с учета транспортного средства в любом  регистрационном  подразделении независимо от места регистрации.

6. Итоги совещания у первого вице-премьера А. Г. Турчина по проблемным вопросам проекта Налогового кодекса |

Поступающие в Совет по развитию предпринимательства обращения, а также публикации в прессе свидетельствуют, что наибольшую озабоченность у делового сообщества вызвали положения проекта НК, касающиеся контроля применения трансфертных цен (Глава 11 Общей части) и порядка признания иностранных организаций белорусскими налоговыми резидентами (ст.15-16 Общей части проекта). Именно эти вопросы и стали предметом обсуждения.

7. Правительство разъяснило, какой должна быть служба "Одно окно" |

Помещения службы «Одно окно» представляют собой, как правило, площади с открытой планировкой и отдельным входом. Места информирования оборудуются информационными стендами, столами и стульями, обеспечиваются канцелярскими принадлежностями.В помещении должно быть достаточное количество сидячих мест, питьевая вода и иные удобства. Также должна быть создана безбарьерная среда для инвалидов. Помещения, в том числе рабочие места сотрудников, должны быть оборудованы системами видеонаблюдения.