Декрет № 10: изменение в налоговых льготах для участников инвестдоговоров |

Автор Нина Зельман Нина Зельман
Автор налоги, налоги, инвестиции, инвестиции, законодательство законодательство
Декрет № 10: изменение в налоговых льготах для участников инвестдоговоров

В июльском номере «ФД» (см. с. 6, № 7, 2018) мы начали разговор о том, какие новые нормы Декрета Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь» (далее — Декрет № 10) и когда вступят в силу. Мы считаем важным знать и понимать, как это отразится на уже заключенных договорах и что новое будет предложено в льготах и гарантиях для привлечения отечественных и иностранных инвесторов в рамках договоров с госорганами в скором будущем. Подобные новации мы просто обязаны анализировать заранее и быть готовыми для правильного диалога с инвесторами.

При разработке проекта Декрета № 10 Министерством экономики был проанализирован опыт реализации инвестиционных проектов в рамках заключенных с Республикой Беларусь инвестиционных договоров‚ приняты во внимание предложения, направленные заинтересованными государственными органами, исполкомами, иными ведомствами.

В проекте Декрета № 10 предусмотрены новшества, которые ранее не были определены инвестиционным законодательством, в частности проект Декрета № 10:

1) Расширяет круг лиц, имеющих право на заключение инвестиционного договора от имени Республики Беларусь;

В действующей редакции Декрета № 10 только Управление делами Президента Республики Беларусь имеет право на заключение инвестиционного договора (как организация, подчиненная Президенту Республики Беларусь). Однако в целях реализации отдельных инвестиционных проектов Глава государства издает указы, в которых устанавливает государственные органы (организации), ответственные за заключение инвестиционного договора от имени Республики Беларусь. При этом встречаются случаи, когда таким государственным органом (организацией) выступает не только Управление делами Президента Республики Беларусь.

В целях более широкого охвата круга лиц для заключения инвестиционных договоров, а также возможности применения постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19.07. 2016 № 563 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10» предлагается внести соответствующую корректировку в Декрет № 10;

2) вводит единый размер ответственности (неустойку) инвестора (инвесторов) и (или) организации за нарушение сроков реализации инвестиционного договора и (или) этапа (этапов) реализации (при их наличии).

Принимая во внимание, что стороной по инвестиционному договору выступает Республика Беларусь, а также в целях единообразного применения условий инвестиционного договора на всей территории Республики Беларусь, полагаем необходимым установить единый максимальный размер неустойки. При этом за госорганом остается право на изменение неустойки и установление ее в инвестиционном договоре в меньшем размере;

3) устанавливает обязательное закрепление в инвестиционном договоре нормы о форс-мажорных обстоятельствах, при которых не наступает ответственность сторон по инвестиционному договору.

Сегодня во многих инвестиционных договорах закреплены положения о форс-мажорных обстоятельствах. Вместе с тем Декрет № 10 позволяет не предъявлять к инвестору требования о возмещении льгот и (или) преференций и об уплате неустойки (штрафа, пени) лишь в случае нарушения им условий реализации инвестиционного проекта в связи с незаконными действиями (бездействием) должностных лиц государственного органа или исполкома, заключивших инвестиционный договор, и (или) иного государственного органа (организации) при отсутствии вины инвестора (инвесторов) и (или) организации и не предусматривает аналогичного подхода в случае действия обстоятельств непреодолимой силы, в том числе на которые инвестор не мог повлиять либо которые он не мог предвидеть.

Декрет № 10 устанавливает, но не ограничивает перечень обстоятельств чрезвычайной и непреодолимой силы, что позволяет сторонам инвестиционного договора устанавливать широкий круг наступления таких обстоятельств;

4) освобождает инвестора (инвесторов) и (или) организацию от компенсационных посадок (кроме случаев удаления объектов растительного мира, произрастающих на землях общего пользования населенных пунктов).

Декрет № 10 освобождает инвестора (инвесторов) и (или) организацию от компенсационных выплат стоимости удаляемых объектов растительного мира, но при этом у инвестора (инвесторов) и (или) организации возникает обязанность в обеспечении компенсационных посадок объектов растительного мира. Таким образом, действующая льгота носит «мнимый» характер и порождает непонимание со стороны инвесторов (особенно иностранных);

5) предоставляет возможность реализовать инвестиционный проект в рамках инвестиционного договора без применения меры ответственности, предусмотренной п. 1.15 Указа Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности».

Мера, предусмотренная Указом Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности», является мерой ответственности, связанной с арендной платой за земельные участки, используемые не по целевому назначению, не используемые в течение сроков, определенных законодательными актами, занятые до оформления правоудостоверяющих документов.

При этом в случае, если у инвестора (инвесторов) заключен инвестиционный договор, ответственность за его неисполнение (ненадлежащее исполнение) также установлена в таком инвестиционном договоре.

Таким образом, возникает два вида ответственности за одно нарушение, что негативно сказывается на финансовом состоянии инвестора, его возможности реализовать (завершить) инвестиционный проект, а также на условиях осуществления инвестиций в Республике Беларусь.

Кроме того, распространение данной нормы на инвестиционные договоры, реализуемые в соответствии с Декретом № 10 (даже с учетом всех изменений и дополнений), с даты вступления в силу предлагаемых поправок в Декрет № 10 позволит дополнительно обеспечить финансовую стабильность инвестора и снять возможные претензии в случае длительного принятия решения государственным органом, исполкомом (в целях приведения его в соответствие с Декретом № 10) и насчитанной за данный период суммы арендной платы за земельные участки с применением повышающих коэффициентов;

6) обеспечивает единообразное понимание и применение норм Декрета № 10 и Указа Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (далее — Указ № 667) в части невзимания платы за право заключения договора аренды земельного участка при действующем инвестиционном договоре в случае нарушения нормативного срока строительства.

Декретом № 10 установлен случай, когда инвестор (инвесторы ) и (или) организация обязаны возместить льготы и (или) преференции — это прекращение инвестиционного договора по основаниям иным, чем исполнение инвестором (инвесторами) и (или) организацией своих обязательств по инвестиционному договору.

Вместе с тем Указ № 667 содержит положение, согласно которому при нарушении в период действия инвестиционных договоров нормативных сроков строительства объектов, предусмотренных такими инвестиционными договорами, с инвестора взимается плата за право заключения договоров аренды земельных участков.

Таким образом, на практике наблюдается ситуация, когда гарантированная Декретом № 10 льгота расходится с Указом № 667, что, безусловно, сказывается как на финансовом состоянии инвестора, так и на инвестиционном имидже страны в целом;

7) определяет размер платы за право заключения договора аренды, вносимой инвестором (инвесторами) и (или) организацией в случае прекращения инвестиционного договора по основаниям иным, чем исполнение инвестором (инвесторами) и (или) организацией своих обязательств по инвестиционному договору.

Размер платы за право заключения договора аренды определяется из срока фактического занятия земельного участка, а не за весь срок, на который земельный участок был предоставлен, на основании решения местного исполнительного комитета. Применение такого расчета позволит наиболее объективно рассчитать размер платы за право заключения договора аренды в случае прекращения инвестиционного договора по основаниям иным, чем исполнение инвестором (инвесторами) и (или) организацией своих обязательств по инвестиционному договору;

8) наделяет государственное учреждение «Национальное агентство инвестиций и приватизации» функциями, повышающими качество работы с инвесторами.

Государственное учреждение «Национальное агентство инвестиций и приватизации» будет рассматривать проекты инвестиционных договоров, дополнительных соглашений к ним, а также прекращение инвестиционных договоров, что позволит обеспечить более качественную проработку указанных вопросов и снизить количество жалоб со стороны инвесторов;

9) упрощает процедуру прекращения инвестиционных договоров.

В действующей редакции Декрета № 10 предусматривается осуществлять прекращение инвестиционного договора в случае его исполнения путем принятия решения Совета Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, если инвестиционный договор был заключен на основании решения Совета Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Проект Декрета № 10 устанавливает, что инвестиционный договор прекращает свое действие в случае принятия решения о прекращении инвестиционного договора Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, когда такой инвестиционный договор заключен на основании решения Совета Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, и такой порядок будет применяться только при прекращении такого договора по основаниям иным, чем исполнение инвестором (инвесторами) и (или) организацией своих обязательств по инвестиционному договору. Во всех иных случаях инвестиционный договор будет прекращать свое действие на основании решения государственного органа, исполкома, заключивших (подписавших) такой инвестиционный договор;

10) распространяет п. 6.3 Декрета № 10 на инвестиционные договоры, заключенные (прекращенные) до вступления в силу Декрета Президента Республики Беларусь от 12.11.2015 № 8 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь» и не приведенные в соответствие с ним, в случае обращения инвестора (инвесторов), с которым заключен (прекращен) такой инвестиционный договор, в государственный орган, исполком, заключившие (подписавшие) такой инвестиционный договор, с соответствующим заявлением.

Пункт 6.3 Декрета № 10 позволяет обеспечить предоставление земельного участка (с уплатой за право заключения договора аренды земельного участка) после прекращения инвестиционного договора и окончания договора аренды земельного участка, а также предоставить местным исполкомам право продажи не завершенного строительством незаконсервированного объекта.

Реализация подходов, заложенных в проекте Декрета № 10, позволит завершить начатое строительство или ввести в хозяйственный оборот путем продажи не завершенного строительством незаконсервированного объекта независимо от даты заключения инвестиционного договора.

В связи с отсутствием в настоящее время правового регулирования данных вопросов такой подход полностью соответствует принципам ст. 72 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (устранение и преодоление пробелов);

11) изменяет модель контроля за соблюдением условий инвестиционного проекта и инвестиционного договора.

В целях оптимизации проверок исполнения этапов реализации инвестиционного проекта, соблюдения условий инвестиционного договора государственный орган, исполком, заключившие инвестиционный договор, осуществляют контроль только в рамках такого инвестиционного договора. Иной контроль государственные органы осуществляют в соответствии с функциями, установленными законодательством о контрольной (надзорной) деятельности.

Проект Декрета № 10 предусматривает иные изменения в правовом регулировании инвестиций в рамках инвестдоговоров с Республикой Беларусь, направленные на совершенствование механизма взаимодействия инвестора и госоргана (исполкома), заключивших от имени Республики Беларусь инвестиционный договор.

После вступления в силу норм проекта Декрета № 10 потребуется срочная корректировка ряда других действующих нормативных правовых актов, поэтому в течение нескольких месяцев будет тяжелая работа на стыке новых и отмененных, но еще присутствующих норм в различных актах законодательства. 


Для подготовки этого обзора был использован итоговый текст проекта и официальное обоснование к нему, что позволяет досконально раскрыть весь масштаб новаций и подготовиться к правильным действиям по работе с инвесторами и госорганами, избежать поспешных или неправильных выводов. Мы благодарим Совет по развитию предпринимательства при Президенте Республики Беларусь за оказание поддержки при подготовке этого материала.


<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:


Материалы по теме:

Статьи на портале PROnalogi.by

Оцените систему с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами сайта Findirector.by

Войдите под своей учетной записью

Свежие статьи
Сейчас читают

1. Когда в Беларуси снизят ставку рефинансирования?

"В проектах основных документов на следующий год прогнозных. В рамках сценариев, которые запланированы, предусматривается, что ставка рефинансирования на конец следующего года может составить 9,5-10%. То есть такое небольшое снижение", - сообщил начальник управления Нацбанка. Правда, он поспешил оговориться, что если возрастут экономические риски или появятся непредвиденные обстоятельства, в этом случае ставка рефинансирования будет повышена.

2. Китай делает ставку на рынок интеллектуального производства и назвал 17 приоритетных направлений для развития

Объем выпуска промышленных роботов в 2017 г. вырос на 68,1% по сравнению с предыдущим годом и превысил 130 тыс. единиц, что составляет треть мирового рынка. Китай сформировал четыре основных кластера интеллектуального производства, включая дельту реки Янцзы, где наблюдается наиболее высокая экономическая активность и наиболее быстрое продвижение интеллектуального производства. Роботизация производства может превратить Китай в центр хайтек-инноваций.

3. Текущие проблемы S&P 500 - это пока не кризис

Американский индекс S&P 500, в сентябре достигший рекордных 2940 пунктов, в октябре резко упал до 2603 пунктов (-11,5% от максимумов). Падали прежде всего акции высокотехнологичных компаний, равно как и другие индексы США. Не начало ли это полноценного кризиса а ля 2008 год? Внешний фон таким мыслям способствует: здесь и подъем ставок Федрезервом, и сжатие денежной базы в США, и торговые войны. Еще один важный показатель, отражающий настроения в экономике, - это рынок грузовиков. Тяжелые грузовые автомобили – инвестиционный товар, и если спрос на них уверенно растет – значит, дела в экономике идут хорошо.

4. Мировой лидер контейнерных перевозок Moller-Maersk оценил потери из-за Трампа

Контейнерный гигант предупредил, что глобальная торговля уже ощущает влияние тарифной войны между США и Китаем. Последствия торговой войны, развязанной Трампом, ударят по мировой торговле и грузоперевозкам, прогнозирует Moller-Maersk. В III квартале глобальная контейнерная торговля показала "гораздо более медленные темпы роста", увеличившись всего на 4,2% по сравнению с ростом на 5,8%, зарегистрированным за тот же период в 2017 г., заявили в Moller-Maersk. По инерции рынок контейнерных перевозок вырастет на 3-4% в 2018 г., прогнозирует датская группа.

5. PwC: торговая война не помешает азиатским компаниям увеличить прибыль

Как показывают результаты исследования PwC, в котором приняли участие 1189 руководителей компаний из 21 страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), в росте выручки полностью уверены 35% респондентов, что немного ниже показателя прошлого года (37%), при этом 51% компаний в следующем году планируют увеличить свои инвестиции.

6. Гринспен предупредил о рисках растущего долга США и об ускорении инфляции

Бывший председатель Федеральной резервной системы (ФРС) Алан Гринспен заявил, что растущая долговая нагрузка США может подорвать нынешний рост, и предупредил, что низкая безработица может спровоцировать ускорение инфляции. "Снижение налогов действительно обеспечило стимул, и мы все еще чувствуем это, но этого недостаточно, чтобы компенсировать дефицит, - сказал Гринспен. - Вы не можете снизить налоги, не найдя доходы в другом месте, иначе вы столкнетесь с проблемами".

7. Декрету № 7 ровно год: что нужно для саморегулирования бизнеса в беларуси?

Год назад, 23 ноября был подписан Декрет № 7 «О развитии предпринимательства». Это один был из самых ожидаемых документов. Реализация его норм должна создать условия для развития деловой инициативы и внедрить ряд механизмов, способных качественно улучшить регулирование предпринимательской деятельности. В частности, речь идет о саморегулировании (СР) – принципе, на котором должно основываться взаимодействие государства и бизнеса.
Актуальные новости

1. Deutsche Bank, BofA и JPMorgan оказались втянуты в дело Danske Bank |

Указанные банки являлись банками-корреспондентами эстонского подразделения Danske Bank, которое подозревается в совершении подозрительных транзакций в объеме порядка 200 млрд евро. По словам источников, правоохранительные органы проверяют, проводили ли банки должную проверку операций с эстонским банком. При этом расследование находится на начальной стадии, и нет оснований предполагать, что сами банки подозреваются в незаконной деятельности.

2. В балтийской рыбе обнаружен "химический СПИД" |

При покупке рыбы, особенно пойманной в Балтийском море, латвийские ученые рекомендуют приобретать особь меньшего размера, поскольку она меньше накапливает вредных веществ. Употреблять рыбу из балтийского моря — например, балтийский лосось или кильку — можно. Но ученые рекомендуют это делать не больше одного раза в месяц, а беременным женщинам и вовсе воздержаться.

3. Единый подход при классификации продукции в качестве медизделий на территории ЕАЭС |

Единые подходы к классификации пограничных товаров позволят снизить нагрузку на бизнес, облегчив подготовку документации, необходимой для регистрации продукции, а также обеспечить ее единое обращение в ЕАЭС.

4. Крах General Electric - первая ласточка глобального кризиса? |

Глава GE Лоуренс Калп-младший заявил, что компания будет в срочном порядке продавать активы для решения проблемы долговой нагрузки и дефицита ликвидности. В связи с тем, что GE не имеет доступа к рынку краткосрочных обязательств, ей приходится полагаться на револьверные кредиты и щедрость банков. Согласно данным Deutsche Bank рыночная капитализация GE сегодня составляет 69,5 млрд USD, что делает ее 80-й по величине компанией в S&P 500.

5. Итоги международной конференции «Взаимодействие государства и бизнеса в странах ЕС и ЕАЭС» |

Если говорить о том, почему белорусский бизнес мало инвестирует за рубеж, – есть несколько причин. Основная масса экспортеров – государственные предприятия. Они имеют достаточно консервативный подход в управлении. И вопрос их слабой конкурентоспособности связан именно с этим. В управление практически не внедряются современные технологии. Кроме того, инициатива госпредприятий достаточно приземленная. Часто директору госпредприятия легче вообще ничего не делать, чем делать что-то.

6. Уже через 3-4 месяца после отключения SWIFT любая страна мира, независимо от размера и силы, гарантированно полетит в пропасть |

Россия сегодня тоже на всякий случай и сама готовится к возможному удару "нагайкой" в виде отключения SWIFT (идея обсуждается в политических кругах с самого начала агрессии против Украины в 2014 году). Российские СМИ сообщают, что Центробанк РФ уже тестирует систему передачи трансграничных финансовых сообщений и расчетов на базе распределенного реестра (СПФС), к которому вроде бы присоединилось уже 400 российских участников, включая банки, казначейства и юридические лица.

7. Катерина Борнукова: Без реформирования госсектора мы не сможем вернуться к темпам роста ВВП в 6-7% |

Сегодня нет детальных статистических данных по деятельности частных компаний, и поэтому достаточно сложно оценить результаты принятых мер по либерализации  климата для ведения бизнеса. «Детальные статистические данные позволили бы увидеть, как воздействуют на экономику те реформы, которые происходят сейчас. Мы видим, что принимаемые документы делают жизнь бизнеса легче, но как реализация этих мер выглядит в финансовых результатах, пока неизвестно».