Замечания участников межведомственной рабочей группы по комплексной корректировке Налогового кодекса Республики Беларусь, к проекту новой редакции (по состоянию на 1 сентября 2018 г.) |

Автор пресс-служба МССПиР пресс-служба МССПиР
Автор Налоговый кодекс, Налоговый кодекс, реформа, реформа, законодательство законодательство
Замечания участников межведомственной рабочей группы по комплексной корректировке Налогового кодекса Республики Беларусь, к проекту новой редакции (по состоянию на 1 сентября 2018 г.)

Мы, участники специальной межведомственной рабочей группы по комплексной корректировке Налогового кодекса Республики Беларусь, изучив проекты новой редакции Общей и Особенной части НК, сообщаем следующее.

1. На заседаниях группы проделана большая работа по рассмотрению проблем отечественного налогового законодательства, как с точки зрения его понятности, правоприменительной практики и влияния налогов на экономику в целом, отдельные отрасли и сферы деятельности.

Особенно следует отметить конструктивный диалог представителей органов государственного управления и бизнеса, демократичность обсуждения проблем и стремление всех сторон к поиску оптимальных решений.

Новая редакция кодекса представляет собой значительный шаг по совершенствованию налоговой системы Республики Беларусь. Ряд норм стали понятнее, более обоснованными экономически и юридически. Включение в кодекс основных принципов, на которых основывается налогообложение в Республике Беларусь, а также концентрация в отдельной статье институтов, понятий и терминов, используемых в кодексе, будет способствовать лучшему пониманию налогового законодательства и может стать базой для справедливой и оптимальной налоговой системы.

Решен ряд вопросов налогового администрирования и контроля, взимания налога на добавленную стоимость, усовершенствован порядок включения некоторых расходов в затраты, учитываемые при налогообложении.

2. К сожалению, за рамками деятельности рабочей группы остались многие вопросы, являющиеся чрезвычайно актуальными для бизнеса. Ряд предложений, выдвигавшихся общественными объединениями предпринимателей, не были приняты или учтены при подготовке проекта новой редакции кодекса лишь частично. Некоторые из таких предложений даже не были зафиксированы в протоколах заседаний рабочей группы.

3. В частности, в проекте новой редакции Налогового кодекса не решены следующие проблемы:

  • не ликвидирована система отсылочных норм;

  • не включены в кодекс большинство норм налогового законодательства, которые устанавливаются иными нормативными правовыми актами;

  • не ликвидируется возможность предоставления индивидуальных льгот по налогам;

  • недостаточное стимулирование инвестиций и развития бизнеса;

  • не исключены некоторые нормы, позволяющие произвольно толковать налоговое законодательство не в пользу налогоплательщика;

  • недостаточно смягчаются финансовые санкции за недоплату налогов;

  • не пересмотрена система стандартных, социальных и имущественных вычетов по подоходному налогу;

  • сохраняется система повышающих коэффициентов по налогу на недвижимость и земельному налогу;

  • не расширяется сфера применения упрощенной системы налогообложения;

  • нормы главы 11 Общей части НК в настоящее время слишком сложны для применения и могут повлечь значительные проблемы для бизнеса, особенно для малых и средних предприятий;

  • не произойдет общее снижение налоговой нагрузки.

4. Введение с 2019 г. квартальной отчетности по доходам работников увеличит нагрузку на бухгалтеров. По нашему мнению, во введении такой отчетности нет необходимости: достаточно дополнить необходимыми сведениями отчетность, предоставляемую в Фонд социальной защиты населения, и обеспечить передачу соответствующих отчетов в инспекции Министерства по налогам и сборам.

В ходе анализа норм проекта новой редакции Налогового кодекса, представленного для ознакомления участникам рабочей группы, нами выявлен ряд недостатков, которые необходимо устранить в окончательной редакции. Перечень таких вопросов прилагается к настоящему письму.

5. За рамками деятельности рабочей группы также остались проблемы неналоговых платежей, которые представляют собой значительное обременение для бизнеса. Эти платежи необходимо упорядочить, исключить ненужные и законодательно установить на будущее порядок ввода, согласования с заинтересованными лицами и отмены.

6. По нашему мнению, норма подп. 5.1 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства», согласно которой до 2020 года не допускается повышение налоговых ставок и введение новых налогов, сборов (пошлин) трудно выполнима в условиях внешней нестабильности и угроз ухудшения конъюнктуры внешних рынков. Сама эта формулировка недостаточна, чтобы гарантировать, что фискальная политика в дальнейшем не будет носить дискреционный характер, а налоговая нагрузка не увеличится. Поэтому мы предлагаем установить, что не допускаются любые изменения налогового законодательства, влекущие увеличение налогов путем введения новых налогов и сборов пересмотра налоговой базы, ставок, субъектов и объектов налогообложения.

В числе первоочередных задач следует провести инвентаризацию и оценку эффективности налоговых льгот, установленных в кодексе и иных нормативных правовых актах. Невостребованные, необоснованные и неэффективные льготы должны быть отменены.

В ходе практического применения любого нового закона, в том числе, столь объемного, как Налоговый кодекс, неизбежно будут выявляться проблемы, неясности и разночтения, которые необходимо устранять. принцип стабильности не должен лишать налоговое законодательства гибкости, чтобы оно могло быстро и эффективно ликвидировать недостатки и пробелы нормотворчества и реагировать на любые изменения в экономике.

Поэтому необходимо, чтобы системная работе по совершенствованию налогового законодательства продолжалась непрерывно: с января каждого года, а заканчивалась в сентябре-октябре принятием закона, учитывающего все потребности экономики, и вступающего в силу со следующего года. При этом главной целью дальнейшего совершенствования налогового законодательства должно стать формирование фискальной политики, стимулирующей рост экономики, общее снижение налоговой нагрузки и ее перераспределение на основе принципов налогообложения, установленных в статье 2 проекта новой редакции Общей части Налогового кодекса.

Участники рабочей группы – представители бизнес-союзов и аудиторских организаций готовы принять самое активное участие в этой работе.

 

Члены специальной межведомственной рабочей группы по комплексной корректировке Налогового кодекса Республики Беларусь:

Быкова Татьяна Петровна, Варивода Сергей Михайлович; Веремейко Юрий Анатольевич; Герштейн Евгений Феликсович; Гольдберг Анатолий Исаакович; Грицук Светлана Александровна; Клезович Ирина Валерьевна; Нестер Владимир Петрович; Ренейский Алексей Геннадьевич; Семенюк Светлана Семеновна; Старовойтова Дина Ивановна; Тарасевич Жанна Казимировна; Труханович Анатолий Иванович; Фридкин Леонид Борисович; Четверикова Евгения Юрьевна.

    

Приложение

 

Замечания

участников специальной межведомственной рабочей группы

по комплексной корректировке Налогового кодекса Республики Беларусь, к проекту новой редакции (на 16 стр)


Подробнее со всеми замечаниями и предложениями можно ознакомиться в статье.

 

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку


Материалы по теме:

Оцените систему с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами сайта Findirector.by

Войдите под своей учетной записью

Свежие статьи
Сейчас читают

1. Главные финансовые ошибки тридцатилетних: почему нам не хватает денег?

Когда тебе тридцать, ты должен уверено стоять на ногах и иметь стабильный доход. Когда тебе тридцать, тебя посещают мысли о том, чтобы завести семью, начать путешествовать, обзавестись собственным жильем, завести ребенка. И тут, чтоб не терзать себя мыслью: «почему я не знала этого раньше?» и не вырыть гигантскую финансовую дыру в семейном бюджете, рекомендую наладить отношения с деньгами, проделав работу над главными ошибками, которые все мы совершаем из года в год.

2. Свое дело в Америке. Какие трудности ждут предпринимателя-эмигранта?

Почему же у кого-то получается стать успешным предпринимателем в США, а кто-то оказывается за бортом? Я считаю, что всё дело в способности к адаптации. Это другая страна! Неважно, хуже она или лучше, но здесь всё по-другому. И чем ты раньше это примешь, тем проще будет обустраиваться на новом месте. Я видел людей, которые переехав в Америку, бесконечно возмущались тем, что здесь всё не так, как они привыкли. Каждый раз мне хотелось задать вопрос: «А зачем же ты тогда уезжал, если хочешь, чтобы всё было как дома?»

3. Дешевле всего жить в Софии, Бухаресте и Будапеште — рейтинг европейских городов

В рейтинг вошли 77 городов со всего мира. Среди них первое место по затратам занимает Цюрих – там в месяц тратят на 17% больше, чем в Нью-Йорке (то есть 117%), на втором месте Женева (113%), на третьем Осло (108%). Будапешт занимает в рейтинге 64-ю строчку, Бухарест 66-ю, София 70-ю. В рейтинге есть и российские города: Санкт-Петербург стоит на 51-м месте (63%), а Москва на 64-м (62%). Дешевле всего оказалась жизнь в Каире – там жители живут в среднем на 35% затрат нью-йоркцев.

4. Честные описания продуктов на этикетках вдвое эффективнее при борьбе с лишним весом населения, чем налоги – минздрав Ирландии

Оказалось, что введение дополнительных налогов на вредные продукты (с высоким содержанием сахара, жиров и высокой калорийностью) сделало диету взрослых ирландцев «легче» в среднем на 2,1 килокалории в день. А вот смена недостоверных названий на правдивые помогла снизить дневную калорийность в среднем на 4,2 килокалории в день у взрослых и на 10 у детей.

5. В Нидерландах открылся «приют» для садовых растений

В городе Зейст в Нидерландах открылся «приют» для садовых растений Plantenasiel Zeist. В специальный питомник жители могут сдать растения, которые им оказались не нужны — надоевшие многолетние цветы, чересчур разросшиеся кусты и так далее – или, наоборот, забрать домой растение. Если оно окажется слишком большим, посетителю одолжат грузовой велосипед.

6. Moody’s: Белорусские банки слишком зависимы от крупных корпоративных клиентов

В среднем доля 20 крупнейших кредитов в СНГ составляет 41% от суммы всех выданных банками ссуд, отмечается в исследовании Moody’s . В Беларуси и России этот показатель  выше — около 44%. Хуже дела обстоят в Украине — более 50%, а лучше всех в СНГ  в Казахстане — менее 30%. Как отмечают эксперты, высокая концентрация кредитного портфеля негативно влияет на кредитоспособность банков, поскольку увеличивает риски возникновения кредитных потерь.

7. Дмитрий Круг: проблема долгов и внешние шоки неизбежно вызовут серьезные потери для экономики

Ситуация с накопленными долгами чревата негативными последствиями для белорусской экономики. Если же на проблему долгов наложить внешние шоки, серьезные потери для экономки просто неизбежны. Проблема осложняется еще и тем, что кроме государственного долга огромное долговое бремя еще и у белорусских предприятий.
Актуальные новости

2. В ЕС началась антимонопольная проверка крупнейшего онлайн-ритейлера Amazon |

В американской корпоративной культуре даже появилось сленговое выражение "to be amazoned", что означает пережить ущерб для бизнеса при появлении гиганта-конкурента. Как только Amazon объявлял о своих планах по выходу на новые рынки, акции работающих в этом сегменте компаний немедленно снижались.

3. Рынки потеснили российские банки в незаконной обналичке, заявил зампред Центробанка |

Российские банки в последние два года перестали активно заниматься незаконным обналичиванием денег, комиссия за такие "услуги" достигла нерентабельных 15-17%, заявил зампред Банка России Дмитрий Скобелкин. По его словам, основными каналами нелегальной обналички остаются рынки, в том числе торговые комплексы. Скобелкин также отметил, что регулятор навел порядок в ситуации с обналичиванием средств в туристическом бизнесе.

4. Романчук о темпах роста ВВП Беларуси по итогам 2018 года |

Он отметил, что белорусские власти в этом году практически ничего не сделали для реформирования системы управления госактивами. «Падают темпы роста промышленного производства. По итогам восьми месяцев значительно — на 5,5% — сократились объемы производства сельского хозяйства. И это при том, что на его поддержку тратятся огромные средства. Токсичные активы оседают в госбанках», — заметил эксперт.

5. Белорус написал книгу о том, как создал хедж-фонд на 7,3 млрд USD |

Агентство Bloomberg сообщило о выходе в печать книги «Неправила: Человек, машина и путь к завоеванию рынков», автор которой – уроженец Беларуси Игорь Тульчинский. Глава хедж-фонда рассказал, что ранние годы молодости после эмиграции в США научили его рисковать и оставаться оптимистом, потому что мало найдется вещей более рисковых, чем эмиграция из бывшего СССР.

6. Изменения в Трудовой кодекс: пособие в три среднемесячные зарплаты при увольнении |

Как сообщил заместитель председателя Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Палаты представителей Национального собрания Виталий Шилов Трудовой кодекс в Беларуси обновится примерно на 40%. По его словам, была поддержана инициатива ФПБ об установлении единого размера выплаты пособия в размере трех среднемесячных зарплат при расторжении контракта по требованию работника в связи с нарушением нанимателем условий контракта.

7. Немецкие топ-менеджеры занимают третье место по зарплатам в Европе |

По данным исследования, проведенного консалтинговой компанией Willis Towers Watson, средняя зарплата топ-менеджеров в Швейцарии в 2017 году составляла 7,76 млн евро, в Великобритании - 6,38 млн, а в Германии - 6,35 млн евро. При подсчете учитывалось базовое жалование, выплаченные за год бонусы, а также вознаграждение, выплачиваемое по частям в течение целого ряда лет.