Председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей Александр Швец о необходимости введения административной и уголовной ответственности за уклонение от погашения кредиторской задолженности |

Автор пресс-служба РОО «Белорусская научно-промышленная ассоциация» пресс-служба РОО «Белорусская научно-промышленная ассоциация»
Автор дебиторская задолженность, дебиторская задолженность, бизнес-климат бизнес-климат
Председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей Александр Швец о необходимости введения административной и уголовной ответственности за уклонение от погашения кредиторской задолженности

Председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей Александр Швец предложил обсудить необходимость введения административной и уголовной ответственности за уклонение от погашения кредиторской задолженности. Площадкой для этого мог бы стать Совет по развитию предпринимательства, членом которого Швец является. Глава бизнес-союза обозначал свое видение проблемы.

— Одна из основных проблем белорусской экономики — неисполнение обязательств перед поставщиками. Распределяется она неравномерно. Некоторые предприятия рассчитываются аккуратно или пытаются это делать по мере возможности. Другие вообще игнорируют свои обязательства, пользуясь почти полной безнаказанностью.

По данным статистики просроченная кредиторская задолженность крупных и средних предприятий в Беларуси на 1 июля т.г. составила 7,63 млрд рублей — 16,3% к общей сумме кредиторской задолженности. Из этой суммы 14,9% приходится на задолженность за топливно-энергетические ресурсы, 2,5% — по налогам и сборам, социальному страхованию и обеспечению. Таким образом, 82,6% просроченной кредиторской задолженности — это долги за товары, работы и услуги. Несколько меньше просроченная задолженность по кредитам и займам — 2,539 млрд рублей — всего 3,7% общей задолженности перед банками. Просроченная кредиторская задолженность за 6 месяцев 2018 г. увеличилась на 5,5%, просроченная дебиторская задолженность — на 13%, а по абсолютному значению эти показатели почти равны. Таким образом, неплатежи порождают своеобразный кумулятивный эффект: темп роста сомнительной дебиторской задолженности у кредиторов более чем в 2,5 раза выше, чем просроченных обязательств у должников. При этом оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности в целом по республике несколько улучшилась, но остается достаточно низкой, а у отдельных предприятий — чрезвычайно низкой.

По отраслям просроченные долги распределены довольно неравномерно. Так, на сельское хозяйство приходится 35,4% просроченной кредиторской задолженности при том, что в АПК получено всего 5,1% совокупной выручки на промышленность — 40,3% против 53,2%, строительство — 7,5% против 4,1%. На торговлю приходится только 9% просроченной кредиторской задолженности, транспорт — 2,9%, профессиональная, научная и техническая деятельность — 3,0%. Удельный вес просроченной кредиторской задолженности в общей сумме кредиторской задолженности в АПК достигает 35,5%, в промышленности — 15,6%, строительстве — 17%. На 1 июля 2018 г. просроченную кредиторскую задолженность имели 1168 организаций промышленности, или 72,9% (на 1 июля 2017 г. — 74,6%), просроченную дебиторскую задолженность — 1412 организаций промышленности, или 88,3% (на 1 июля 2017 г. — 88,9%). Еще менее равномерно распределяются долги по формам госсобственности. На 1 июля т.г. на госсектор приходится60,4% выручки, полученной в целом по республике, и, одновременно 78,9% просроченной дебиторской задолженности, 76,2% просроченной кредиторской задолженности, а также 85,1% просроченной задолженности по кредитам и займам.

Эти цифры дают только внешнюю картину долговой проблемы. Одна из ее причин — череда девальваций и несколько лет высокой инфляции. Они привели к значительным потерям оборотных средств, резкому росту затрат в рублях, в том числе — на обслуживание кредитов. Но, помимо объективных внешних факторов, имеются и субъективные. Многие госпредприятия откровенно не заинтересованы в добросовестном исполнении своих обязательств. При этом им практически ничего не грозит по следующим причинам:

1) традиционные меры взыскания не работают. Взыскать долг по исполнительной надписи нотариуса, путем обращения взыскания на дебиторов через ИМНС достаточно сложно и не всегда удается. В случае обращения в суд и удовлетворения иска, судебные решения часто не исполняются, судебные исполнители не справляются со своими обязанностями;

2) значительная часть выручки госпредприятий поступает на спецсчета, на которые взыскание не обращается;

3) суды, удовлетворяя иски о взыскании долгов, зачастую принимают решение о снижении штрафных санкций, полагая, что они несоразмерны последствиям нарушения обязательств. Однако, применение статьи 314 ГК не учитывает, что убытки кредиторов от неисполнения обязательств должниками не покрываются в полном объеме штрафными санкциями даже в размерах, установленных законодательством и договорами;

4) в ряде случаев решение об очередности платежей принимается даже не на предприятии, а в управлениях областных или районных исполкомов;

5) в силу особенностей отечественного законодательства такие предприятия лишь в исключительных случаях могут быть признаны банкротами;

6) в республике практически отсутствует ответственность должностных лиц госпредприятий и их вышестоящих организаций за непогашение кредиторской задолженности. Состав и санкции по статье 242 УК данную проблему никак не решают;

7) непрозрачность очередности погашения кредиторской задолженности приводит к стимулированию роста числа коррупционных преступлений.

Особым звеном в этой проблеме стоит сельское хозяйство, так как предполагается, что кредиторам для возврата их долга вместо простого денежного возмещения, в том числе с учетом положений Указа Президента Республики Беларусь от 02.10.2018 года № 399 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций», предложат следующие варианты:

1) конвертация долгов в акции, дополнительно выпускаемые сельхозорганизациями;

2) предоставление отсрочки на 3 года + рассрочка на 5 лет' при условии осуществления текущих платежей;

3) мировое соглашение об изменении порядка исполнения денежного обязательства;

4) эмиссия обл- и райисполкомами ценных бумаг для перевода задолженности на местные органы власти или передачи в ОАО «Агентство по управлению активами».

Если согласие с кредиторами сельхозорганизации не достигнуто, то последние все равно получат отсрочку на 3 года с последующей рассрочкой на 5 лет. Для этого надо лишь иметь «результативный бизнес-план». А если его не будет, комиссия облисполкома примет решение о нецелесообразности дальнейшего функционирования предприятия с направлением его в суд в общеустановленном порядке. При таком раскладе, поставщики будут находиться в конце очереди кредиторов и соответственно получить что-то с ликвидируемой сельскохозяйственной организации будет крайне маловероятно.

Предлагаемая конвертация задолженности в акции тоже не является эффективным решением ввиду того, что частная организация, становясь миноритарным акционером предприятия — фактического банкрота, не имеет ни реальной возможности влиять на принимаемые решения, ни надежды получить дивиденды через 5−10 лет. А не расчет, в свою очередь, приводит к убыткам и долгам частных предприятий, а после — к банкротству.

Получается, что гораздо больше защищаются не добросовестные кредиторы, а неэффективные агропромышленные предприятия и их реальные руководители в областных и районных исполнительных комитетах. В результате, хроническая платежная недисциплинированность порождает появления компаний, которыене обладают достаточным денежным потоком для погашения своих обязательств. Долги таких предприятий становятся «токсичными» активами, заражающими кредиторов, которые, в свою очередь, оказываются не в состоянии исполнять свои обязательства и становятся неплатежеспособными должниками.

Наиболее уязвимыми к этим проблемам являются малые и средние частные предприятия. Для них неплатежи по одному единственному крупному контракту означают полное и немедленное банкротство. При этом, в силу названных причин, взыскать долги с контрагента — госпредприятия для них крайне сложно, а зачастую вообще нереально. Однако отказаться от сотрудничества с госпредприятиями невозможно: госсектор занимает доминирующее положение в основных отраслях экономики (кроме торговли), а потому выбирать приходится между рисками неплатежей и уходом с рынка. Это особенно явно проявляется в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве.

Таким образом, любые меры господдержки малого бизнеса оказываются неэффективными. Даже если крупные предприятия обязать соблюдать квоту закупок у малого бизнеса, это ничего хорошего не даст, если с такими поставщиками не будут своевременно рассчитываться. А кредиты и иные формы финансовой поддержки окажутся лишь малой частью средств, направляемых на ликвидацию кассового разрыва, вызванного неплатежами.

С другой стороны, долговой кризис является благодатной почвой для коррупции. Чтобы решить пресловутую проблему просроченной задолженности, при неэффективности исполнения судебных решений, иные компании готовы приплатить руководителю предприятия-должника чтобы получить свои деньги — это гораздо дешевле и надежнее, чем выбивать их судом или иными способами. Источником денег для взяток может являться «обналичка» через обращение к услугам лжепредпринимательских структур и уклонение от налогов — что порождает новый виток правонарушений.

Для решения проблемы неплатежей необходимо следующее:

— пересмотр законодательства о банкротстве;

— совершенствование судебной практики;

— неукоснительное соблюдение равенства всех форм собственности при проведении расчетов;

— исключение вмешательства представителей местных органов власти в хозяйственную деятельность предприятий и исполнение ими договорных обязательств;

— установление справедливой и прозрачной для кредиторов очередности погашения задолженности;

— организация взаимозачета долгов госпредприятий и задолженности их дебиторов по налогам, сборам и отчислениям в ФСЗН;

— создание реестров предприятий-должников, в т.ч. неплатежеспособных предприятий, со свободным доступом, содержащий информацию о долгах и финансовом положении госпредприятий. Форма раскрытия информации должна быть единой.

Кроме того следовало бы обсудить необходимость введения административной и уголовной ответственности за уклонение от погашения кредиторской задолженности, а также препятствование погашению кредиторской задолженности со стороны должностных лиц предприятий-должников и государственных органов.

Подготовлено на основании доклада А. И. Швеца и с использованием дополнительных материалов портала tut.by

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:


Материалы по теме:

Оцените систему с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами сайта Findirector.by

Войдите под своей учетной записью

Свежие статьи
Сейчас читают

1. Полное влияние санкций США на Иран еще предстоит оценить

Ни одна европейская страна не может применить у себя средство целевого назначения (SPV). Ведущие европейские державы - Великобритания, Германия и Франция - оказывают давление на второстепенного члена ЕС Люксембург, заставляя принять SPV. Однако влияние Лондона на Люксембург минимально, более того, небольшой член ЕС может прикрыться отказом Австрии принять SPV. Брюссель ведет себя смело, но, вполне вероятно, что восточноевропейские и балканские страны-члены откажутся от планов реализации SPV. Италия и Испания пока не определились.


2. Всё больше экспертов считают доллар дорогим

В стоимости доллара заложено уже чересчур много давно учтенных рынком плюсов, как актуальных на сегодня, так и будущих как бы «на вырост». По сути присоединилась к подобным оценкам и команда валютных стратегов из Goldman Sachs: заявив, что доллар «приближается к пику, который должен ослабить давление на такие валюты, как юань». В Credit Agricole ожидают ослабления доллара с момента, как демократы взяли под свой контроль Палату представителей.

3. Экономист: В лучшем случае лет через десять Беларусь сможет достичь уровня жизни Польши или Литвы

Старший научный сотрудник Центра экономических исследований BEROC Дмитрий Крук  оценил, как рос реальный ВВП на душу населения по паритету покупательной способности в Беларуси по сравнению с Латвией, Литвой, Польшей, а также с Чехией и Словакией, лидирующими по уровню жизни в регионе Центральной и Восточной Европы. Они похожи на Беларусь по размеру, количеству жителей и структуре экономики.

4. Как будут сдерживать рост цен на ключевые продукты

«Если вы не входите в инфляцию — значит у вас проблемы с себестоимостью и так далее. Нужно смотреть все факторы», — пояснил министр МАРТ. В итоге предприятиям всех форм собственности поручили принять меры по недопущению роста цен. Сейчас МАРТ продолжит мониторинг и при невыполнении договоренностей вынесет решение о введении ценового регулирования.

5. Белорусы упорно развивают фейковый частный сектор

По словам главы Минфина Максима Ермоловича, сегодня государство контролирует 88% акций таких предприятий. Самые яркие примеры гигантов в форме акционерных обществ — Беларуськалий, МТЗ, МАЗ, БЕЛАЗ, Белшина, Белорусский металлургический завод, Гомсельмаш, Светлогорский ЦКК, Гродно Азот, Нафтан. Все они по местным критериям выступают частными предприятиями, хотя реально ими управляет государство.

6. В 2019 году в Беларуси создадут Аудиторскую палату

«Ее задача будет состоять в том, чтобы исключать случаи допуска на рынок недобросовестных аудиторов, заниматься контролем и внешней оценкой качества их работы. Заниматься аудиторской деятельностью в Беларуси смогут только члены палаты. Она будет выносить им за нарушения предупреждения, приостанавливать членство, если выявленные недостатки не устраняются, или исключать их вообще, что означает утрату права заниматься аудиторской деятельностью», – пояснил член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Петр Вабищевич.

7. Когда в Беларуси снизят ставку рефинансирования?

"В проектах основных документов на следующий год прогнозных. В рамках сценариев, которые запланированы, предусматривается, что ставка рефинансирования на конец следующего года может составить 9,5-10%. То есть такое небольшое снижение", - сообщил начальник управления Нацбанка. Правда, он поспешил оговориться, что если возрастут экономические риски или появятся непредвиденные обстоятельства, в этом случае ставка рефинансирования будет повышена.
Актуальные новости

1. На Витебщине 16 руководителей из кадрового реестра президента попались на коррупции |

В Витебской области за последние три года 16 руководителей, входивших в кадровый реестр президента, уличены в злоупотреблении властью. Об этом говорили на заседании облисполкома, где рассматривали меры по противодействию коррупции в органах местного управления. В заседании участвовали глава Администрации президента Наталья Кочанова, генеральный прокурор Александр Конюк и председатель КГБ Валерий Вакульчик, сообщает Генпрокуратура.

2. Главу альянса Renault-Nissan-Mitsubishi задержали за финансовые махинации |

Компания Nissan выпустила официальное заявление, в котором сказано, что Гон много лет занижал размер своих премий в отчетах для Токийской фондовой биржи и использовал активы компании в личных целях. К нарушениям был причастен еще один топ-менеджер Nissan Грег Келли. С 2013 по 2016 года Карлос Гон был членом совета директоров российского АвтоВАЗа, которым совместно владеют альянс Renault-Nissan-Mitsubishi и российская госкорпорация «Ростех».

3. Главбух товарищества собственников жилья похитила со счета 24 тыс. USD |

По данным следствия, женщина, работая главным бухгалтером в ТС, использовала электронный доступ к счетам и систематически перечисляла денежные средства на свой расчетный счет. Кроме этого, она фиктивно трудоустроила в качестве лифтера своего супруга.

4. Deutsche Bank, BofA и JPMorgan оказались втянуты в дело Danske Bank |

Указанные банки являлись банками-корреспондентами эстонского подразделения Danske Bank, которое подозревается в совершении подозрительных транзакций в объеме порядка 200 млрд евро. По словам источников, правоохранительные органы проверяют, проводили ли банки должную проверку операций с эстонским банком. При этом расследование находится на начальной стадии, и нет оснований предполагать, что сами банки подозреваются в незаконной деятельности.

5. Китай делает ставку на рынок интеллектуального производства и назвал 17 приоритетных направлений для развития |

Объем выпуска промышленных роботов в 2017 г. вырос на 68,1% по сравнению с предыдущим годом и превысил 130 тыс. единиц, что составляет треть мирового рынка. Китай сформировал четыре основных кластера интеллектуального производства, включая дельту реки Янцзы, где наблюдается наиболее высокая экономическая активность и наиболее быстрое продвижение интеллектуального производства. Роботизация производства может превратить Китай в центр хайтек-инноваций.

6. Текущие проблемы S&P 500 - это пока не кризис |

Американский индекс S&P 500, в сентябре достигший рекордных 2940 пунктов, в октябре резко упал до 2603 пунктов (-11,5% от максимумов). Падали прежде всего акции высокотехнологичных компаний, равно как и другие индексы США. Не начало ли это полноценного кризиса а ля 2008 год? Внешний фон таким мыслям способствует: здесь и подъем ставок Федрезервом, и сжатие денежной базы в США, и торговые войны. Еще один важный показатель, отражающий настроения в экономике, - это рынок грузовиков. Тяжелые грузовые автомобили – инвестиционный товар, и если спрос на них уверенно растет – значит, дела в экономике идут хорошо.

7. В балтийской рыбе обнаружен "химический СПИД" |

При покупке рыбы, особенно пойманной в Балтийском море, латвийские ученые рекомендуют приобретать особь меньшего размера, поскольку она меньше накапливает вредных веществ. Употреблять рыбу из балтийского моря — например, балтийский лосось или кильку — можно. Но ученые рекомендуют это делать не больше одного раза в месяц, а беременным женщинам и вовсе воздержаться.