Романчук: 20 идей для нового премьер-министра и обновлённого правительства |

Автор реформы, реформы, бизнес-климат, бизнес-климат, инвестиции инвестиции
Романчук: 20 идей для нового премьер-министра и обновлённого правительства

Новый премьер-министр Беларуси Сергей Румас поставил перед новым, молодым министром экономики Дмитрием Крутым первую важную задачу: «Дмитрий Николаевич, я жду от вас и вашей команды новых идей, потому что все мы понимаем, что время течет, все меняется. Мир вокруг нас меняется очень быстро, и руководить экономикой старыми методами уже не всегда получается. Вместе с тем мне очень хотелось бы, что новые предложения не были чисто теоретическими и оторванными от жизни, чтобы они прекрасно сопрягались с нашей действительностью и их внедрение не приводило к каким-то шокам».

Да, действительно, мир вокруг нас меняется очень быстро. Так быстро, что Большое государство (Левиафан) давно стало пережитком прошлого, опасным атавизмом, неповоротливым слоном в посудной лавке. Левиафан объективно (таковая система принятия решений, реагирования на внешние изменения, в том числе технологические) не может предсказать, предугадать будущее, угадать (якобы рассчитать и оценить), какие технологии будут коммерчески выгодными, а какие тупиковыми.

Значит, современное государство в мире, где всё течёт, всё изменятся очень быстро, обязано обеспечить максимальную гибкость институтов, организационно-правовых структур и инструментов для людей в принятии ими экономических решений (инвестиционных, производственных, потребительских, кадровых, финансовых и т.д.). Не само государство должно выступать в функции коммерсанта, производителя, инвестора, инноватора и потребителя. Оно должно быть таким, чтобы люди его не замечали, чтобы оно им не мешало.

Не мешало экспериментировать, пробовать, совершать ошибки, набивать шишки, нести за них ответственность и с учётом полученного ценного опыта провалов пробовать ещё и ещё.

Гибкость в принятии решений – это свободный выбор валюты, источника и формы получения кредита/инвестиций. Это малые налоги, стабильное, одинаковое для всех налоговое законодательство. Это уверенность в том, что суд независимый, частная собственность священна, конкуренция и торговля свободны, а каждый, буквально каждый шаг и действие распорядителей чужого сканируется и мониторится по-настоящему независимым парламентом, гражданским обществом и СМИ.

В современном мире путь в клуб богатых, динамично растущих стран не заблокирован некими внешними силами, масонами, богачами или спецслужбами. Главное – самому не сворачивать с пути свободы, частной собственности/ответственности, открытой конкуренции и малого государства.

Если премьеру Румасу нужны новые идеи, есть их у нас. Вот 20 новых для правительства идей. Большинство из них можно реализовать быстро, и позитивный эффект сразу будет на лицо:

1) Нет ни одного прецедента за всю историю человечества, чтобы страна с размером госбюджета 45 – 50% ВВП и госсектором в 75 – 80% активов и ресурсов обеспечивала быстрый (6 – 9% в год), долгосрочный (минимум 20 лет), инклюзивный (выгоды получают все) экономический рост. Значит, Совмин должен сократить госрасходы в течение ближайших 2 – 3 лет, как минимум, до 30 – 33% ВВП с соответствующим сокращением налоговой нагрузки. Для начала надо распродать ~500 убыточных промышленных госпредприятий, 850 убыточных с/х организаций (без господдержки они не в с янии свести концы с концами), а также все организации строительного сектора. За январь – май 2018г. весь строительный сектор получил чистые убытки в BYN106,9 млн. (годом раньше была чистая прибыль в BYN66,5 млн.). Это большой кусок работы, критически важный. Без такой расчистки авгиевых конюшен в экономике будет оставаться высокотоксичные активы, создающие риски и угрозы для банков и бюджета.

2) Ввести и узаконить мультивалютность, отказаться от практики дедолларизации, легализовать платёжных систем P2P по всей стране, прекратить административное регулирование процентных, депозитных ставок, привести законодательство по банкам и финансовым организациям в соответствие с требованиями ВТО.

3) Ввести обязательные нормы и стандарты международного корпоративного управления на всех средних и крупных госпредприятиях. Независимые директора и советы, надёжная защита миноритариев, прозрачность в отчётности и т.д. Прекратить порочную практику вмешательства исполкомов, министерств и ведомств в коммерческую деятельность госпредприятий.

4) Повысить пособие по безработице до $100 – 120 в месяц с предоставлением права коммерческим организациями оптимизировать рабочую силу.

5) Ликвидировать конфликт интересов в министерствах и исполкомах (обещание А. Лукашенко и его требование, которое саботировал предыдущий состав Совмина): ликвидировать или приватизировать коммерческие структуры, созданные министерствами и исполкомами. Функцию владельца от имени государства в госпредприятиях передать специальному Агентству.

6) Совмину солидаризироваться с бизнес-сообществом и выступить единым голосом за отмену указа президента № 488 от 23.10.2012 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств», а также за декриминализацию экономического законодательства, в том числе исключение из уголовного кодекса понятия лжепредпринимательство и незаконная предпринимательская деятельность.

7) Ликвидировать практику предоставления государственной поддержки (субсидий, дотаций, госгарантий и т.д.) для коммерческих организаций, особенно для тех, кто её получал и при этом имел убытки, не рассчитывался с бюджетом и партнёрами, имел производительность труда меньше $30 тысяч долларов в год (в эквиваленте), не интегрировал современные технологии, в том числе IV промышленной революции.

8) Ликвидировать практику импортозамещения, как атавизм и проявление полностью провальной экономической теории.

9) Ликвидировать практику предоставления государственным организациям льгот, преференций, особых цен на энергоресурсы, эксклюзивного доступа на внутренний рынок страны.

10) Отказаться от практики доведения валовых показателей, планов по штрафам, а также навязывания ассортиментных перечней товаров для розничной торговли и общественного питания.

11) Отменить все платы за услуги, связанные с предоставлением государственной отчетности, а также платный режим предоставления государственных услуг, уже оплаченными налогоплательщиками через налоги.

12) Прекратить практику корректировки таможенной стоимости. Особенно вредным является такая корректировка задним числом.

13) Ликвидировать практику требования с импортёров сопроводительных документов к импортному товару, в том числе оригинальных копий сертификатов соответствия на каждый товар при каждой поставке.

14) Применить принцип гильотины (автоматическое получение разрешения по истечении определённого срока, если за это время орган государственного управления не высказал обоснованные замечания и претензии) при рассмотрении заявлений физических и юридических лиц о делении, слиянии и изменении целевого назначения земельных участков, а также других вопросов, связанных с разрешительными процедурами.

15) Ввести запрет заключения под стражу подозреваемых в нарушении экономического законодательства руководителей и собственников коммерческих организаций до вынесения судебного приговора.

16) Отменить повышающие коэффициенты к базовым ставкам налога на недвижимость, земельного налога, а также арендной платы на землю, исключение повышающего коэффициента «10» по налогу на недвижимость, землю и экологическому налогу отменить плату за право аренды помещения или земли.

17) Ввести единую плоскую шкалу НДС – 15%, ввести единую плоскую шкалу налога на прибыль 15%, снизить единую ставку подоходного налога на физических лиц до 10% с полным исключением всех льгот и вычетов.

18) Отменить инвестиционные требования к инвесторам, приобретающим активы малых и средних государственных предприятий.

19) Отменить обязательную статистическую отчётность для микро и малых предприятий, перейти на добровольный выборочный метод сбора статистических данных.

20) Совету Министров выступить единым голосом для отмены нынешней версии Генерального плана развития Минска, который грубо нарушает права собственности тысяч жителей столицы, а также является формой саботажа требования А. Лукашенко не допустить превращения Минска в перенаселённый, не пригодный для комфортной жизни и работы город.

 

По делам будет оценивать и судить обновленный состав Совета Министров, работу премьера С. Румаса и его заместителей. Давайте, ребята! Смело, инновационно, с уверенностью в том, что народная экономика эффективнее, качественнее, социальнее, чем номенклатурная.

 


<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:


Материалы по теме:

Оцените систему с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами сайта Findirector.by

Войдите под своей учетной записью

Свежие статьи
Сейчас читают

1. Полное влияние санкций США на Иран еще предстоит оценить

Ни одна европейская страна не может применить у себя средство целевого назначения (SPV). Ведущие европейские державы - Великобритания, Германия и Франция - оказывают давление на второстепенного члена ЕС Люксембург, заставляя принять SPV. Однако влияние Лондона на Люксембург минимально, более того, небольшой член ЕС может прикрыться отказом Австрии принять SPV. Брюссель ведет себя смело, но, вполне вероятно, что восточноевропейские и балканские страны-члены откажутся от планов реализации SPV. Италия и Испания пока не определились.


2. Всё больше экспертов считают доллар дорогим

В стоимости доллара заложено уже чересчур много давно учтенных рынком плюсов, как актуальных на сегодня, так и будущих как бы «на вырост». По сути присоединилась к подобным оценкам и команда валютных стратегов из Goldman Sachs: заявив, что доллар «приближается к пику, который должен ослабить давление на такие валюты, как юань». В Credit Agricole ожидают ослабления доллара с момента, как демократы взяли под свой контроль Палату представителей.

3. Экономист: В лучшем случае лет через десять Беларусь сможет достичь уровня жизни Польши или Литвы

Старший научный сотрудник Центра экономических исследований BEROC Дмитрий Крук  оценил, как рос реальный ВВП на душу населения по паритету покупательной способности в Беларуси по сравнению с Латвией, Литвой, Польшей, а также с Чехией и Словакией, лидирующими по уровню жизни в регионе Центральной и Восточной Европы. Они похожи на Беларусь по размеру, количеству жителей и структуре экономики.

4. Как будут сдерживать рост цен на ключевые продукты

«Если вы не входите в инфляцию — значит у вас проблемы с себестоимостью и так далее. Нужно смотреть все факторы», — пояснил министр МАРТ. В итоге предприятиям всех форм собственности поручили принять меры по недопущению роста цен. Сейчас МАРТ продолжит мониторинг и при невыполнении договоренностей вынесет решение о введении ценового регулирования.

5. Белорусы упорно развивают фейковый частный сектор

По словам главы Минфина Максима Ермоловича, сегодня государство контролирует 88% акций таких предприятий. Самые яркие примеры гигантов в форме акционерных обществ — Беларуськалий, МТЗ, МАЗ, БЕЛАЗ, Белшина, Белорусский металлургический завод, Гомсельмаш, Светлогорский ЦКК, Гродно Азот, Нафтан. Все они по местным критериям выступают частными предприятиями, хотя реально ими управляет государство.

6. В 2019 году в Беларуси создадут Аудиторскую палату

«Ее задача будет состоять в том, чтобы исключать случаи допуска на рынок недобросовестных аудиторов, заниматься контролем и внешней оценкой качества их работы. Заниматься аудиторской деятельностью в Беларуси смогут только члены палаты. Она будет выносить им за нарушения предупреждения, приостанавливать членство, если выявленные недостатки не устраняются, или исключать их вообще, что означает утрату права заниматься аудиторской деятельностью», – пояснил член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Петр Вабищевич.

7. Когда в Беларуси снизят ставку рефинансирования?

"В проектах основных документов на следующий год прогнозных. В рамках сценариев, которые запланированы, предусматривается, что ставка рефинансирования на конец следующего года может составить 9,5-10%. То есть такое небольшое снижение", - сообщил начальник управления Нацбанка. Правда, он поспешил оговориться, что если возрастут экономические риски или появятся непредвиденные обстоятельства, в этом случае ставка рефинансирования будет повышена.
Актуальные новости

1. На Витебщине 16 руководителей из кадрового реестра президента попались на коррупции |

В Витебской области за последние три года 16 руководителей, входивших в кадровый реестр президента, уличены в злоупотреблении властью. Об этом говорили на заседании облисполкома, где рассматривали меры по противодействию коррупции в органах местного управления. В заседании участвовали глава Администрации президента Наталья Кочанова, генеральный прокурор Александр Конюк и председатель КГБ Валерий Вакульчик, сообщает Генпрокуратура.

2. Главу альянса Renault-Nissan-Mitsubishi задержали за финансовые махинации |

Компания Nissan выпустила официальное заявление, в котором сказано, что Гон много лет занижал размер своих премий в отчетах для Токийской фондовой биржи и использовал активы компании в личных целях. К нарушениям был причастен еще один топ-менеджер Nissan Грег Келли. С 2013 по 2016 года Карлос Гон был членом совета директоров российского АвтоВАЗа, которым совместно владеют альянс Renault-Nissan-Mitsubishi и российская госкорпорация «Ростех».

3. Главбух товарищества собственников жилья похитила со счета 24 тыс. USD |

По данным следствия, женщина, работая главным бухгалтером в ТС, использовала электронный доступ к счетам и систематически перечисляла денежные средства на свой расчетный счет. Кроме этого, она фиктивно трудоустроила в качестве лифтера своего супруга.

4. Deutsche Bank, BofA и JPMorgan оказались втянуты в дело Danske Bank |

Указанные банки являлись банками-корреспондентами эстонского подразделения Danske Bank, которое подозревается в совершении подозрительных транзакций в объеме порядка 200 млрд евро. По словам источников, правоохранительные органы проверяют, проводили ли банки должную проверку операций с эстонским банком. При этом расследование находится на начальной стадии, и нет оснований предполагать, что сами банки подозреваются в незаконной деятельности.

5. Китай делает ставку на рынок интеллектуального производства и назвал 17 приоритетных направлений для развития |

Объем выпуска промышленных роботов в 2017 г. вырос на 68,1% по сравнению с предыдущим годом и превысил 130 тыс. единиц, что составляет треть мирового рынка. Китай сформировал четыре основных кластера интеллектуального производства, включая дельту реки Янцзы, где наблюдается наиболее высокая экономическая активность и наиболее быстрое продвижение интеллектуального производства. Роботизация производства может превратить Китай в центр хайтек-инноваций.

6. Текущие проблемы S&P 500 - это пока не кризис |

Американский индекс S&P 500, в сентябре достигший рекордных 2940 пунктов, в октябре резко упал до 2603 пунктов (-11,5% от максимумов). Падали прежде всего акции высокотехнологичных компаний, равно как и другие индексы США. Не начало ли это полноценного кризиса а ля 2008 год? Внешний фон таким мыслям способствует: здесь и подъем ставок Федрезервом, и сжатие денежной базы в США, и торговые войны. Еще один важный показатель, отражающий настроения в экономике, - это рынок грузовиков. Тяжелые грузовые автомобили – инвестиционный товар, и если спрос на них уверенно растет – значит, дела в экономике идут хорошо.

7. В балтийской рыбе обнаружен "химический СПИД" |

При покупке рыбы, особенно пойманной в Балтийском море, латвийские ученые рекомендуют приобретать особь меньшего размера, поскольку она меньше накапливает вредных веществ. Употреблять рыбу из балтийского моря — например, балтийский лосось или кильку — можно. Но ученые рекомендуют это делать не больше одного раза в месяц, а беременным женщинам и вовсе воздержаться.