Романчук: 20 идей для нового премьер-министра и обновлённого правительства |

Автор реформы, реформы, бизнес-климат, бизнес-климат, инвестиции инвестиции
Романчук: 20 идей для нового премьер-министра и обновлённого правительства

Новый премьер-министр Беларуси Сергей Румас поставил перед новым, молодым министром экономики Дмитрием Крутым первую важную задачу: «Дмитрий Николаевич, я жду от вас и вашей команды новых идей, потому что все мы понимаем, что время течет, все меняется. Мир вокруг нас меняется очень быстро, и руководить экономикой старыми методами уже не всегда получается. Вместе с тем мне очень хотелось бы, что новые предложения не были чисто теоретическими и оторванными от жизни, чтобы они прекрасно сопрягались с нашей действительностью и их внедрение не приводило к каким-то шокам».

Да, действительно, мир вокруг нас меняется очень быстро. Так быстро, что Большое государство (Левиафан) давно стало пережитком прошлого, опасным атавизмом, неповоротливым слоном в посудной лавке. Левиафан объективно (таковая система принятия решений, реагирования на внешние изменения, в том числе технологические) не может предсказать, предугадать будущее, угадать (якобы рассчитать и оценить), какие технологии будут коммерчески выгодными, а какие тупиковыми.

Значит, современное государство в мире, где всё течёт, всё изменятся очень быстро, обязано обеспечить максимальную гибкость институтов, организационно-правовых структур и инструментов для людей в принятии ими экономических решений (инвестиционных, производственных, потребительских, кадровых, финансовых и т.д.). Не само государство должно выступать в функции коммерсанта, производителя, инвестора, инноватора и потребителя. Оно должно быть таким, чтобы люди его не замечали, чтобы оно им не мешало.

Не мешало экспериментировать, пробовать, совершать ошибки, набивать шишки, нести за них ответственность и с учётом полученного ценного опыта провалов пробовать ещё и ещё.

Гибкость в принятии решений – это свободный выбор валюты, источника и формы получения кредита/инвестиций. Это малые налоги, стабильное, одинаковое для всех налоговое законодательство. Это уверенность в том, что суд независимый, частная собственность священна, конкуренция и торговля свободны, а каждый, буквально каждый шаг и действие распорядителей чужого сканируется и мониторится по-настоящему независимым парламентом, гражданским обществом и СМИ.

В современном мире путь в клуб богатых, динамично растущих стран не заблокирован некими внешними силами, масонами, богачами или спецслужбами. Главное – самому не сворачивать с пути свободы, частной собственности/ответственности, открытой конкуренции и малого государства.

Если премьеру Румасу нужны новые идеи, есть их у нас. Вот 20 новых для правительства идей. Большинство из них можно реализовать быстро, и позитивный эффект сразу будет на лицо:

1) Нет ни одного прецедента за всю историю человечества, чтобы страна с размером госбюджета 45 – 50% ВВП и госсектором в 75 – 80% активов и ресурсов обеспечивала быстрый (6 – 9% в год), долгосрочный (минимум 20 лет), инклюзивный (выгоды получают все) экономический рост. Значит, Совмин должен сократить госрасходы в течение ближайших 2 – 3 лет, как минимум, до 30 – 33% ВВП с соответствующим сокращением налоговой нагрузки. Для начала надо распродать ~500 убыточных промышленных госпредприятий, 850 убыточных с/х организаций (без господдержки они не в с янии свести концы с концами), а также все организации строительного сектора. За январь – май 2018г. весь строительный сектор получил чистые убытки в BYN106,9 млн. (годом раньше была чистая прибыль в BYN66,5 млн.). Это большой кусок работы, критически важный. Без такой расчистки авгиевых конюшен в экономике будет оставаться высокотоксичные активы, создающие риски и угрозы для банков и бюджета.

2) Ввести и узаконить мультивалютность, отказаться от практики дедолларизации, легализовать платёжных систем P2P по всей стране, прекратить административное регулирование процентных, депозитных ставок, привести законодательство по банкам и финансовым организациям в соответствие с требованиями ВТО.

3) Ввести обязательные нормы и стандарты международного корпоративного управления на всех средних и крупных госпредприятиях. Независимые директора и советы, надёжная защита миноритариев, прозрачность в отчётности и т.д. Прекратить порочную практику вмешательства исполкомов, министерств и ведомств в коммерческую деятельность госпредприятий.

4) Повысить пособие по безработице до $100 – 120 в месяц с предоставлением права коммерческим организациями оптимизировать рабочую силу.

5) Ликвидировать конфликт интересов в министерствах и исполкомах (обещание А. Лукашенко и его требование, которое саботировал предыдущий состав Совмина): ликвидировать или приватизировать коммерческие структуры, созданные министерствами и исполкомами. Функцию владельца от имени государства в госпредприятиях передать специальному Агентству.

6) Совмину солидаризироваться с бизнес-сообществом и выступить единым голосом за отмену указа президента № 488 от 23.10.2012 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств», а также за декриминализацию экономического законодательства, в том числе исключение из уголовного кодекса понятия лжепредпринимательство и незаконная предпринимательская деятельность.

7) Ликвидировать практику предоставления государственной поддержки (субсидий, дотаций, госгарантий и т.д.) для коммерческих организаций, особенно для тех, кто её получал и при этом имел убытки, не рассчитывался с бюджетом и партнёрами, имел производительность труда меньше $30 тысяч долларов в год (в эквиваленте), не интегрировал современные технологии, в том числе IV промышленной революции.

8) Ликвидировать практику импортозамещения, как атавизм и проявление полностью провальной экономической теории.

9) Ликвидировать практику предоставления государственным организациям льгот, преференций, особых цен на энергоресурсы, эксклюзивного доступа на внутренний рынок страны.

10) Отказаться от практики доведения валовых показателей, планов по штрафам, а также навязывания ассортиментных перечней товаров для розничной торговли и общественного питания.

11) Отменить все платы за услуги, связанные с предоставлением государственной отчетности, а также платный режим предоставления государственных услуг, уже оплаченными налогоплательщиками через налоги.

12) Прекратить практику корректировки таможенной стоимости. Особенно вредным является такая корректировка задним числом.

13) Ликвидировать практику требования с импортёров сопроводительных документов к импортному товару, в том числе оригинальных копий сертификатов соответствия на каждый товар при каждой поставке.

14) Применить принцип гильотины (автоматическое получение разрешения по истечении определённого срока, если за это время орган государственного управления не высказал обоснованные замечания и претензии) при рассмотрении заявлений физических и юридических лиц о делении, слиянии и изменении целевого назначения земельных участков, а также других вопросов, связанных с разрешительными процедурами.

15) Ввести запрет заключения под стражу подозреваемых в нарушении экономического законодательства руководителей и собственников коммерческих организаций до вынесения судебного приговора.

16) Отменить повышающие коэффициенты к базовым ставкам налога на недвижимость, земельного налога, а также арендной платы на землю, исключение повышающего коэффициента «10» по налогу на недвижимость, землю и экологическому налогу отменить плату за право аренды помещения или земли.

17) Ввести единую плоскую шкалу НДС – 15%, ввести единую плоскую шкалу налога на прибыль 15%, снизить единую ставку подоходного налога на физических лиц до 10% с полным исключением всех льгот и вычетов.

18) Отменить инвестиционные требования к инвесторам, приобретающим активы малых и средних государственных предприятий.

19) Отменить обязательную статистическую отчётность для микро и малых предприятий, перейти на добровольный выборочный метод сбора статистических данных.

20) Совету Министров выступить единым голосом для отмены нынешней версии Генерального плана развития Минска, который грубо нарушает права собственности тысяч жителей столицы, а также является формой саботажа требования А. Лукашенко не допустить превращения Минска в перенаселённый, не пригодный для комфортной жизни и работы город.

 

По делам будет оценивать и судить обновленный состав Совета Министров, работу премьера С. Румаса и его заместителей. Давайте, ребята! Смело, инновационно, с уверенностью в том, что народная экономика эффективнее, качественнее, социальнее, чем номенклатурная.

 


<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку


Материалы по теме:

Оцените систему с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами сайта Findirector.by

Войдите под своей учетной записью

Свежие статьи
Сейчас читают

1. Главные финансовые ошибки тридцатилетних: почему нам не хватает денег?

Когда тебе тридцать, ты должен уверено стоять на ногах и иметь стабильный доход. Когда тебе тридцать, тебя посещают мысли о том, чтобы завести семью, начать путешествовать, обзавестись собственным жильем, завести ребенка. И тут, чтоб не терзать себя мыслью: «почему я не знала этого раньше?» и не вырыть гигантскую финансовую дыру в семейном бюджете, рекомендую наладить отношения с деньгами, проделав работу над главными ошибками, которые все мы совершаем из года в год.

2. Свое дело в Америке. Какие трудности ждут предпринимателя-эмигранта?

Почему же у кого-то получается стать успешным предпринимателем в США, а кто-то оказывается за бортом? Я считаю, что всё дело в способности к адаптации. Это другая страна! Неважно, хуже она или лучше, но здесь всё по-другому. И чем ты раньше это примешь, тем проще будет обустраиваться на новом месте. Я видел людей, которые переехав в Америку, бесконечно возмущались тем, что здесь всё не так, как они привыкли. Каждый раз мне хотелось задать вопрос: «А зачем же ты тогда уезжал, если хочешь, чтобы всё было как дома?»

3. Дешевле всего жить в Софии, Бухаресте и Будапеште — рейтинг европейских городов

В рейтинг вошли 77 городов со всего мира. Среди них первое место по затратам занимает Цюрих – там в месяц тратят на 17% больше, чем в Нью-Йорке (то есть 117%), на втором месте Женева (113%), на третьем Осло (108%). Будапешт занимает в рейтинге 64-ю строчку, Бухарест 66-ю, София 70-ю. В рейтинге есть и российские города: Санкт-Петербург стоит на 51-м месте (63%), а Москва на 64-м (62%). Дешевле всего оказалась жизнь в Каире – там жители живут в среднем на 35% затрат нью-йоркцев.

4. Честные описания продуктов на этикетках вдвое эффективнее при борьбе с лишним весом населения, чем налоги – минздрав Ирландии

Оказалось, что введение дополнительных налогов на вредные продукты (с высоким содержанием сахара, жиров и высокой калорийностью) сделало диету взрослых ирландцев «легче» в среднем на 2,1 килокалории в день. А вот смена недостоверных названий на правдивые помогла снизить дневную калорийность в среднем на 4,2 килокалории в день у взрослых и на 10 у детей.

5. В Нидерландах открылся «приют» для садовых растений

В городе Зейст в Нидерландах открылся «приют» для садовых растений Plantenasiel Zeist. В специальный питомник жители могут сдать растения, которые им оказались не нужны — надоевшие многолетние цветы, чересчур разросшиеся кусты и так далее – или, наоборот, забрать домой растение. Если оно окажется слишком большим, посетителю одолжат грузовой велосипед.

6. Moody’s: Белорусские банки слишком зависимы от крупных корпоративных клиентов

В среднем доля 20 крупнейших кредитов в СНГ составляет 41% от суммы всех выданных банками ссуд, отмечается в исследовании Moody’s . В Беларуси и России этот показатель  выше — около 44%. Хуже дела обстоят в Украине — более 50%, а лучше всех в СНГ  в Казахстане — менее 30%. Как отмечают эксперты, высокая концентрация кредитного портфеля негативно влияет на кредитоспособность банков, поскольку увеличивает риски возникновения кредитных потерь.

7. Дмитрий Круг: проблема долгов и внешние шоки неизбежно вызовут серьезные потери для экономики

Ситуация с накопленными долгами чревата негативными последствиями для белорусской экономики. Если же на проблему долгов наложить внешние шоки, серьезные потери для экономки просто неизбежны. Проблема осложняется еще и тем, что кроме государственного долга огромное долговое бремя еще и у белорусских предприятий.
Актуальные новости

2. В ЕС началась антимонопольная проверка крупнейшего онлайн-ритейлера Amazon |

В американской корпоративной культуре даже появилось сленговое выражение "to be amazoned", что означает пережить ущерб для бизнеса при появлении гиганта-конкурента. Как только Amazon объявлял о своих планах по выходу на новые рынки, акции работающих в этом сегменте компаний немедленно снижались.

3. Рынки потеснили российские банки в незаконной обналичке, заявил зампред Центробанка |

Российские банки в последние два года перестали активно заниматься незаконным обналичиванием денег, комиссия за такие "услуги" достигла нерентабельных 15-17%, заявил зампред Банка России Дмитрий Скобелкин. По его словам, основными каналами нелегальной обналички остаются рынки, в том числе торговые комплексы. Скобелкин также отметил, что регулятор навел порядок в ситуации с обналичиванием средств в туристическом бизнесе.

4. Романчук о темпах роста ВВП Беларуси по итогам 2018 года |

Он отметил, что белорусские власти в этом году практически ничего не сделали для реформирования системы управления госактивами. «Падают темпы роста промышленного производства. По итогам восьми месяцев значительно — на 5,5% — сократились объемы производства сельского хозяйства. И это при том, что на его поддержку тратятся огромные средства. Токсичные активы оседают в госбанках», — заметил эксперт.

5. Белорус написал книгу о том, как создал хедж-фонд на 7,3 млрд USD |

Агентство Bloomberg сообщило о выходе в печать книги «Неправила: Человек, машина и путь к завоеванию рынков», автор которой – уроженец Беларуси Игорь Тульчинский. Глава хедж-фонда рассказал, что ранние годы молодости после эмиграции в США научили его рисковать и оставаться оптимистом, потому что мало найдется вещей более рисковых, чем эмиграция из бывшего СССР.

6. Изменения в Трудовой кодекс: пособие в три среднемесячные зарплаты при увольнении |

Как сообщил заместитель председателя Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Палаты представителей Национального собрания Виталий Шилов Трудовой кодекс в Беларуси обновится примерно на 40%. По его словам, была поддержана инициатива ФПБ об установлении единого размера выплаты пособия в размере трех среднемесячных зарплат при расторжении контракта по требованию работника в связи с нарушением нанимателем условий контракта.

7. Немецкие топ-менеджеры занимают третье место по зарплатам в Европе |

По данным исследования, проведенного консалтинговой компанией Willis Towers Watson, средняя зарплата топ-менеджеров в Швейцарии в 2017 году составляла 7,76 млн евро, в Великобритании - 6,38 млн, а в Германии - 6,35 млн евро. При подсчете учитывалось базовое жалование, выплаченные за год бонусы, а также вознаграждение, выплачиваемое по частям в течение целого ряда лет.