Украина скрыто повышает тарифы на грузоперевозки: Насколько это ударит по белорусским грузам |

Автор транспорт, транспорт, логистика, логистика, экспорт, экспорт, Украина Украина
Украина скрыто повышает тарифы на грузоперевозки: Насколько это ударит по белорусским грузам

После повышения тарифов на грузоперевозки в октябре 2017 года сразу на 15% "Укрзализныця" в этом году применила практику скрытого повышения. Стоимость грузоперевозок госкомпания повышает, увеличивая цену различных составляющих тарифа и дополнительных услуг. Сейчас есть несколько новых инициатив, в результате которых общие дополнительные затраты на транспортировку грузов только для промышленности могут достичь порядка 20 млрд грн. Если так пойдет и дальше, металлургические предприятия будут вынуждены сворачивать инвестиционные программы, зернотрейдеры – понижать закупочные цены, а кондитеры – пересматривать ассортимент продукции. 

Как УЗ повышает тарифы для бизнеса

Государственный монополист железнодорожных перевозок "Укрзализныця" 31 октября 2017 года повысила тарифы на грузоперевозки сразу на 15%. Тогда этот шаг УЗ вызвал протесты бизнеса. По словам председателя федерации металлургов Украины Сергея Беленького, это привело к дополнительным затратам грузоотправителей на 6,5 млрд грн в год.

Теперь госмонополист решил повышать тарифы скрыто. Первым шагом в этом направлении стала так называемая дерегуляция вагонной составляющей тарифа в феврале нынешнего года. Ее проведение увеличило нагрузку на бизнес еще на 6,5 млрд грн. "Раньше вагоны инвентарного парка УЗ стоили дешевле, чем вагоны частных операторов, и за них постоянно происходила борьба. При стоимости вагонов УЗ менее 200 грн рыночная цена частных вагонов достигала 500 грн в сутки. На разнице наживались посреднические компании, имела место коррупционная составляющая в самой УЗ, поскольку все, естественно, хотели получить более дешевые вагоны. Презентуя инициативу, в УЗ заявляли, что с помощью дерегуляции вагонной составляющей негативные явления удастся преодолеть, рынок насытится большим количеством вагонов УЗ по адекватным ценам и общая рыночная цена на вагоны даже упадёт на 10%. На практике, когда 19 февраля 2018 г. УЗ повысила цену на свои вагоны до 542 грн (без НДС), рынок через короткий срок подскочил до 1-1,2 тыс. грн", - рассказал 112.ua Сергей Беленький.  

Очередное скрытое повышение произошло 28 июля - УЗ снова повысила цену на свои вагоны: до 600 грн. 

Отметим, по данным участников рынка, на сегодняшний день собственных вагонов УЗ больше половины всего парка – 11 тыс. вагонов (всего в парке УЗ – 19 тыс. вагонов). 

Еще одним проявлением скрытого повышения тарифов стало изменение УЗ коэффициента Т-дополнительный (он предполагает, что ко времени использования вагона добавляется цена одних суток на оформление документов на груз), говорит Беленький: "Сейчас даже на подачу пустых вагонов УЗ добавила еще плюс одни сутки. Считаем такое решение не только нелогичным, но и незаконным. Грузоотправителям это выльется в дополнительные 1,2 млрд грн в год".

 Осенью новое повышение тарифов на перевозки?

Серьезнейшую обеспокоенность у бизнеса вызывает проект приказа Министерства инфраструктуры "О внесении изменений к Коэффициентам, которые применяются к тарифам Сборника тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом в границах Украины и связанные с ними услуги, в отношении унификации тарифной политики на перевозку пустых вагонов", согласно которому повышение расценок на транспортировку продолжится.

 "Согласно документу, предусмотрено уравнивание классов грузов, пока только на подачу пустых вагонов", - пояснил Беленький. По его словам, сейчас грузы делятся на три класса: сырьевые (например, уголь, руда), сырьё и полуфабрикаты (например, зерно, кокс, лес), маржинальную продукцию (например, металлопрокат, светлые нефтепродукты). Внеклассовые грузы (песок, щебень) перевозились по самому дешевому тарифу. Тарифы рассчитывались с учетом этой дифференциации – чем выше класс груза, тем выше стоимость его перевозки. "Мы подсчитали, что для грузов первого класса и внеклассных грузов уравнивание даст повышение на не менее чем 95%. То есть в два раза одномоментно. В целом в случае успеха этой инициативы удорожание для промышленности составит дополнительно еще около 5 млрд грн в год", - сказал 112.ua председатель Федерации металлургов Украины.

Беленький также не исключает, что уже осенью УЗ вернется к вопросу прямого повышения тарифов на грузоперевозки: "Будут ссылаться на инфляцию, девальвацию, потребность в инвестициях, необходимость обслуживать кредиты. Почему мы должны все это оплачивать монополисту, который фактически бесконтрольно явно и скрыто поднимает тарифы и расценки на прочие услуги? Рентабельность направления грузоперевозок УЗ не менее 23% - нет никаких предпосылок постоянно доить бизнес, методично увеличивая на него нагрузку".

Серьезные последствия для всех

Действия УЗ затрагивают интересы предприятий из практически всех бюджетообразующих отраслей.

"Повышение платы за вагоны УЗ с 28 июля уже привело к росту транспортной составляющей на 3-4 долл. на тонне зерна. Зернотрейдеры обеспокоены ростом транспортной составляющей и ожидают от УЗ дальнейших шагов по повышению стоимости перевозок – не обязательно через индексацию тарифов, но методами скрытого повышения. Такие действия УЗ будут оказывать давление на закупочную цену на внутреннем рынке, что чревато последствиями: чем ниже будут цены, тем меньше средств будут иметь аграрии для инвестиций в интенсификацию производства, повышение урожайности", - сказал 112.ua президент "Украинской зерновой ассоциации" Николай Горбачев.

В Ассоциации "Укркондпром" сообщили, что в связи с изменением процедуры определения стоимости использования собственных вагонов УЗ стоимость использованных крытых и изотермических вагонов, которые необходимы для экспорта кондитерской продукции, сразу возросли в три раза – с 213,6 грн до 684 грн за сутки. После повышения с 28 июля ставки выросли еще на 19,5% - до 817,2 грн за сутки. Таким образом, только за 5 месяцев текущего года вагонная составляющая стоимости железнодорожных перевозок выросла почти в четыре раза, сообщили в Ассоциации.

Промышленники сетуют, что своими действиями УЗ выбивает украинских кондитеров с рынков Центральной Азии, на которые приходится четверть (25%) всего объема экспорта. В свете того, что Россия заблокировала транзит украинским производителям, такие действия госкомпании играют ей на руку, отметил глава Асооциации "Укркондпром" Александр Балдынюк: "Продукцию приходится переправлять через Черное море паромами – стоимость доставки выросла в 2,5 раза. Мы балансируем на грани рентабельности в Центральной Азии. Я разговаривал с представителями кондитерских компаний, говорят, уже после первого подорожания (вагонной составляющей) у них из экспорта вылетело по нескольку товарных позиций".

"Мы говорим об общих дополнительных расходах для промышленных предприятий порядка 20 млрд грн. Они могли бы быть инвестированы в крайне необходимую модернизацию производственных мощностей, реализацию социальных и экологических проектов. Но теперь эти деньги мы должны отдать УЗ. Снова авансом, в надежде на позитивные изменения в работе железной дороги, которых, к слову, куда меньше, чем хотелось бы", - сказал 112.ua Сергей Беленький.

По словам главы Федерации металлургов Украины, большинство промышленников не могут повысить свои отпускные цены: они работают в очень конкурентных рынках. "Компании будут постоянно сокращать свою рентабельность, а по достижении ею отрицательных значений - останавливать предприятия. Объемы основных позиций украинского экспорта пока еще заметно не просели, но если так пойдет и дальше, менее чем через год мы уже будем фиксировать серьезное падение экспорта, а это валютная выручка и курс гривны", - уверен Беленький.

Еще одним следствием повышения тарифов УЗ может стать рост цен на уголь для внутреннего рынка, говорит Беленький: "Это неотвратимо приведет к повышению цен на коммунальные услуги. Угольщики уже заявили, что их транспортные затраты возрастут минимум на 600 млн грн в год".

По словам Беленького, профильные ассоциации неоднократно обращались к премьер-министру Владимиру Гройсману, вице-премьеру Владимиру Кистиону, министру транспорта и инфраструктуры Владимиру Омеляну, и. о. председателя УЗ Евгению Кравцову с просьбой повлиять на ситуацию. Но пока все безрезультатно: "Учитывая, что УЗ является естественной госмонополией в сфере железнодорожных перевозок, бизнес настаивает на скорейшем создании независимого органа, который будет определять тарифную политику УЗ с учётом баланса интересов бизнеса и государства, - Национальной комиссии регулирования транспорта. До создания этого органа говорить о каких-либо обоснованных повышениях железнодорожных тарифов не приходится. Имеет место лишь монопольное доминирование госкомпании, которая может вечно оставаться неэффективной, работая исключительно в тепличных для себя условиях".

Против повышения стоимости ж/д перевозок до момента создания Национальной комиссии по вопросам транспорта и утверждения общегосударственной модели тарифообразования выступают и компании-члены Американской торговой палаты.

 

Елена Голубева, журналист 112.ua, Украина

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:


Материалы по теме:

Оцените систему с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами сайта Findirector.by

Войдите под своей учетной записью

Свежие статьи
Сейчас читают

1. Полное влияние санкций США на Иран еще предстоит оценить

Ни одна европейская страна не может применить у себя средство целевого назначения (SPV). Ведущие европейские державы - Великобритания, Германия и Франция - оказывают давление на второстепенного члена ЕС Люксембург, заставляя принять SPV. Однако влияние Лондона на Люксембург минимально, более того, небольшой член ЕС может прикрыться отказом Австрии принять SPV. Брюссель ведет себя смело, но, вполне вероятно, что восточноевропейские и балканские страны-члены откажутся от планов реализации SPV. Италия и Испания пока не определились.


2. Всё больше экспертов считают доллар дорогим

В стоимости доллара заложено уже чересчур много давно учтенных рынком плюсов, как актуальных на сегодня, так и будущих как бы «на вырост». По сути присоединилась к подобным оценкам и команда валютных стратегов из Goldman Sachs: заявив, что доллар «приближается к пику, который должен ослабить давление на такие валюты, как юань». В Credit Agricole ожидают ослабления доллара с момента, как демократы взяли под свой контроль Палату представителей.

3. Экономист: В лучшем случае лет через десять Беларусь сможет достичь уровня жизни Польши или Литвы

Старший научный сотрудник Центра экономических исследований BEROC Дмитрий Крук  оценил, как рос реальный ВВП на душу населения по паритету покупательной способности в Беларуси по сравнению с Латвией, Литвой, Польшей, а также с Чехией и Словакией, лидирующими по уровню жизни в регионе Центральной и Восточной Европы. Они похожи на Беларусь по размеру, количеству жителей и структуре экономики.

4. Как будут сдерживать рост цен на ключевые продукты

«Если вы не входите в инфляцию — значит у вас проблемы с себестоимостью и так далее. Нужно смотреть все факторы», — пояснил министр МАРТ. В итоге предприятиям всех форм собственности поручили принять меры по недопущению роста цен. Сейчас МАРТ продолжит мониторинг и при невыполнении договоренностей вынесет решение о введении ценового регулирования.

5. Белорусы упорно развивают фейковый частный сектор

По словам главы Минфина Максима Ермоловича, сегодня государство контролирует 88% акций таких предприятий. Самые яркие примеры гигантов в форме акционерных обществ — Беларуськалий, МТЗ, МАЗ, БЕЛАЗ, Белшина, Белорусский металлургический завод, Гомсельмаш, Светлогорский ЦКК, Гродно Азот, Нафтан. Все они по местным критериям выступают частными предприятиями, хотя реально ими управляет государство.

6. В 2019 году в Беларуси создадут Аудиторскую палату

«Ее задача будет состоять в том, чтобы исключать случаи допуска на рынок недобросовестных аудиторов, заниматься контролем и внешней оценкой качества их работы. Заниматься аудиторской деятельностью в Беларуси смогут только члены палаты. Она будет выносить им за нарушения предупреждения, приостанавливать членство, если выявленные недостатки не устраняются, или исключать их вообще, что означает утрату права заниматься аудиторской деятельностью», – пояснил член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Петр Вабищевич.

7. Когда в Беларуси снизят ставку рефинансирования?

"В проектах основных документов на следующий год прогнозных. В рамках сценариев, которые запланированы, предусматривается, что ставка рефинансирования на конец следующего года может составить 9,5-10%. То есть такое небольшое снижение", - сообщил начальник управления Нацбанка. Правда, он поспешил оговориться, что если возрастут экономические риски или появятся непредвиденные обстоятельства, в этом случае ставка рефинансирования будет повышена.
Актуальные новости

1. На Витебщине 16 руководителей из кадрового реестра президента попались на коррупции |

В Витебской области за последние три года 16 руководителей, входивших в кадровый реестр президента, уличены в злоупотреблении властью. Об этом говорили на заседании облисполкома, где рассматривали меры по противодействию коррупции в органах местного управления. В заседании участвовали глава Администрации президента Наталья Кочанова, генеральный прокурор Александр Конюк и председатель КГБ Валерий Вакульчик, сообщает Генпрокуратура.

2. Главу альянса Renault-Nissan-Mitsubishi задержали за финансовые махинации |

Компания Nissan выпустила официальное заявление, в котором сказано, что Гон много лет занижал размер своих премий в отчетах для Токийской фондовой биржи и использовал активы компании в личных целях. К нарушениям был причастен еще один топ-менеджер Nissan Грег Келли. С 2013 по 2016 года Карлос Гон был членом совета директоров российского АвтоВАЗа, которым совместно владеют альянс Renault-Nissan-Mitsubishi и российская госкорпорация «Ростех».

3. Главбух товарищества собственников жилья похитила со счета 24 тыс. USD |

По данным следствия, женщина, работая главным бухгалтером в ТС, использовала электронный доступ к счетам и систематически перечисляла денежные средства на свой расчетный счет. Кроме этого, она фиктивно трудоустроила в качестве лифтера своего супруга.

4. Deutsche Bank, BofA и JPMorgan оказались втянуты в дело Danske Bank |

Указанные банки являлись банками-корреспондентами эстонского подразделения Danske Bank, которое подозревается в совершении подозрительных транзакций в объеме порядка 200 млрд евро. По словам источников, правоохранительные органы проверяют, проводили ли банки должную проверку операций с эстонским банком. При этом расследование находится на начальной стадии, и нет оснований предполагать, что сами банки подозреваются в незаконной деятельности.

5. Китай делает ставку на рынок интеллектуального производства и назвал 17 приоритетных направлений для развития |

Объем выпуска промышленных роботов в 2017 г. вырос на 68,1% по сравнению с предыдущим годом и превысил 130 тыс. единиц, что составляет треть мирового рынка. Китай сформировал четыре основных кластера интеллектуального производства, включая дельту реки Янцзы, где наблюдается наиболее высокая экономическая активность и наиболее быстрое продвижение интеллектуального производства. Роботизация производства может превратить Китай в центр хайтек-инноваций.

6. Текущие проблемы S&P 500 - это пока не кризис |

Американский индекс S&P 500, в сентябре достигший рекордных 2940 пунктов, в октябре резко упал до 2603 пунктов (-11,5% от максимумов). Падали прежде всего акции высокотехнологичных компаний, равно как и другие индексы США. Не начало ли это полноценного кризиса а ля 2008 год? Внешний фон таким мыслям способствует: здесь и подъем ставок Федрезервом, и сжатие денежной базы в США, и торговые войны. Еще один важный показатель, отражающий настроения в экономике, - это рынок грузовиков. Тяжелые грузовые автомобили – инвестиционный товар, и если спрос на них уверенно растет – значит, дела в экономике идут хорошо.

7. В балтийской рыбе обнаружен "химический СПИД" |

При покупке рыбы, особенно пойманной в Балтийском море, латвийские ученые рекомендуют приобретать особь меньшего размера, поскольку она меньше накапливает вредных веществ. Употреблять рыбу из балтийского моря — например, балтийский лосось или кильку — можно. Но ученые рекомендуют это делать не больше одного раза в месяц, а беременным женщинам и вовсе воздержаться.