Особенности проверки прогнозной финансовой информации в рамках управленческого аудита системы бюджетирования | Findirector.by

Особенности проверки прогнозной финансовой информации в рамках управленческого аудита системы бюджетирования |

Автор Аркадия Шишова, начальник службы внутреннего аудита Аркадия Шишова, начальник службы внутреннего аудита
Автор бюджетирование, бюджетирование, анализ, анализ, аудит, аудит, прогноз прогноз
Особенности проверки прогнозной финансовой информации в рамках управленческого аудита системы бюджетирования

Проверка прогнозной финансовой информации рассматривается как одна из сопутствующих в рамках управленческого аудита (аудита системы бюджетирования) на коммерческом предприятии.

Под прогнозной информацией понимается информация о будущем финансовом положении, будущих финансовых результатах деятельности, будущем движении денежных средств экономического субъекта либо отдельных сторонах его финансово-хозяйственной деятельности в будущем, подготовленная исходя из допущения, что определенные события произойдут и определенные действия будут предприняты руководством экономического субъекта. Зачастую такая информация формируется в управленческом учете в рамках системы бюджетирования.

Можно выделить следующие принципы проверки прогнозной финансовой информации:

1.         Проверка прогнозной финансовой информации может оказываться аудиторской организацией наряду с проведением аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

2.         При проведении проверки прогнозной финансовой информации необходимо соблюдать принцип независимости. Так, проверка не может проводиться аудиторской организацией, оказывавшей экономическому субъекту сопутствующие услуги по подготовке данной прогнозной финансовой информации, а именно: услуги по сбору, обработке, обобщению информации, а также если аудиторская организация осуществляла выбор допущений, лежащих в основе данной прогнозной финансовой информации.

3.         Данная информация может быть адресована как внешним пользователям отчетности, так и для внутренних управленческих нужд и представлена в виде отдельных показателей или на основе типовых форм бухгалтерской отчетности. При формировании данной информации экономический субъект вправе использовать различные методы прогнозирования.

4.         Ответственность за данную информацию несет руководство экономического субъекта, а ответственность за выражение мнения несет аудиторская организация.

5.         В ходе проверки аудитор должен установить применимость принятых при ее подготовке допущений, то есть их надежность, реалистичность и возможность использования для подготовки данной прогнозной финансовой информации; правильность ее подготовки на основе принятых допущений; адекватность ее представления.

6.         Аудиторская организация (аудитор) могут использовать работу эксперта в соответствии с правилами и стандартами аудиторской деятельности.

7.         Аудиторская организация должна отказаться от проведения проверки прогнозной финансовой информации, если существует серьезное сомнение в применимости принятых допущений или возможности использования прогнозной финансовой информации в предполагаемых экономическим субъектом целях.

Поскольку в основу прогнозной финансовой информации заложены события и действия, которые могут произойти в будущем, в задачи аудиторской организации не входит выражение мнения о том, будут ли достигнуты прогнозируемые результаты. И лишь в том случае, если аудиторская организация считает, что она достаточно компетентна в данном вопросе, такое мнение может быть выражено.

В настоящее время за рубежом появилось новое направление в аудиторской деятельности — стратегический аудит, основными задачами которого является оценка стратегий, избранных организацией на основе детального изучения факторов внешней среды. При этом результаты стратегического аудита могут послужить основой для проведения проверки прогнозной финансовой информации.

Система бюджетирования, созданная в коммерческой организации, позволяет оперативно адаптировать изменения, происходящие во внешней среде к осуществляемой компанией стратегии. Под бюджетированием практики понимают систему краткосрочного планирования, учета и контроля ресурсов и результатов деятельности коммерческой организации по центрам ответственности и/или сегментам бизнеса, позволяющую анализировать прогнозируемые и полученные экономические показатели в целях управления бизнес-процессами.

Основой бюджетирования является система бюджетов, формируемая с учетом размера, отраслевой специфики, целей, поставленных коммерческой организацией. Приступая к проверке системы бюджетирования, аудитор должен изучить основные принципы, которыми руководствуются в данной коммерческой организации. К числу таких основополагающих принципов относят: принцип целенаправленности, принцип комплексности, принцип разумной детализации и учета финансовой структуры предприятия (принцип бизнес-единицы, принцип сбалансированности финансовых показателей, принцип информативной достоверности, принцип обоснованности и реальности, принцип интегрированности, принцип разделения ответственности, принцип гибкости и маневренности, принцип вариантности подходов к разработке отдельных бюджетов, принцип ориентации на стратегические цели развития фирмы, принцип обеспечения сбалансированности, принцип ориентации на мировые стандарты (МСФО, ВСФО), принцип экономичности, принцип «замкнутого контура», принцип непрерывного бюджетирования). Таким образом, аудитору необходимо оценить систему бюджетирования с точки зрения применения данных принципов. Для этого может быть использован устный опрос либо заполнение специально разработанного опросного листа.

В системе бюджетирования должен быть организован не только процесс планирования, но и процесс контроля исполнения бюджетов различных видов и уровней. В связи с этим аудитор должен осуществить первоначальную оценку системы внутреннего контроля, функционирующую в рамках системы бюджетирования. Для этого необходимо получить ответы на следующие вопросы:


Продолжение читайте в статье.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку


Материалы по теме:






Оцените систему с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами сайта Findirector.by

Войдите под своей учетной записью

Свежие статьи
Сейчас читают

1. Белорусские фаундеры и СЕО — о том, что можно успеть за 10 лет

Известные предприниматели, СЕО, инвесторы, лидеры мнений в белорусском ИТ рассказывают и делятся секретами какие ноу-хау они применяют и в чём залог успеха. Юрий Мельничек, сооснователь Bulba Ventures. Михаил Дубаков, основатель и CEO Targetprocess. Пётр Скоромный, основатель компании Apalon. Юрий Гурский, серийный ИТ-предприниматель, сооснователь фонда Haxus, компании Flo. Виктор Хаменок, основатель и CEO Rozum Robotics. Олег Кондрашов, генеральный директор EnCata, инвестор и инженер. Леонид Лознер, сооснователь EPAM. Борис Концевой, президент и СЕО Intetics Inc.. Алексей Мелешкевич, основатель компаний Melesta Games и Total Games


2. Исследование ИПМ (Комментарий 2). Белорусы больше всего осуждают кражи, наркоманию и домашнее насилие

На вопрос о том, что заслуживает общественного порицания, большинство поставило на первое место кражу чужой собственности — так ответили 94,4% респондентов. На втором месте оказалась наркомания — 94,1% , на третьем ответ “если муж избивает жену” — 91,3%. Меньше всего порицается религиозность, рождение детей вне брака, разводы и сексуальные отношения до брака.

3. Исследование ИПМ (Комментарий 1). Каждому по труду: откуда у белорусов культ зарплаты

Быть успешными и делиться своими достижениями белорусы не сильно стремятся. Скорее всего, это связано с особенностями менталитета — скрытностью и сдержанностью. Традиционно в обществе не принято бурно выражать ни позитивные, ни негативные чувства. Не зря белорусов назвали одной из самых неэмоциональных наций.

4. Мировой эксперт по кибербезопасности назвал декрет № 8 образцом для мировой IT-экосистемы

Автор книги, Павел Дуггал, юрист из Индии и председатель Международной комиссии по кибербезопасности считает, что у Беларуси есть все шансы преуспеть в мировой гонке за будущее в новой цифровой реальности, а ее подход к регулированию «может стать примером» для других государств. Проект «О развитии цифровой экономики» призван превратить Беларусь в «первую в мире юрисдикцию с комплексным правовым регулированием бизнеса на основе технологии блокчейн и первое в мире государство, легализовавшее смарт-контракты».

5. Минфин об усовершенствовании системы планирования госфинансов

Подготовка среднесрочных макроэкономических прогнозов должна рассматриваться как непрерывный процесс, методология должна совершенствоваться, актуализироваться с точки зрения времени и подстраиваться под реалии, подчеркнул замминистра. Требуется принятие своевременных и адекватных мер реагирования на складывающуюся ситуацию. Все эти меры в большинстве своем базируются на развитии экономики, т.е. прогнозе социально-экономического развития.

6. Всемирная Неделя предпринимательства приглашает в Белэкспо 13 и 14 ноября

С 12 по 18 ноября в Минске состоится Всемирная Неделя Предпринимательства (GEW Belarus) – главное мероприятие ноября для предпринимателей и стартаперов страны. Ключевым событием Недели станет уникальная для Беларуси Выставка-Форум инновационных компаний и стартапов, которая пройдет 13 и 14 ноября в залах Национального выставочного центра БелЭкспо.

7. Конференция KEF-2018 «Беларусь в дивном новом мире» пройдет 5-6 ноября 2018 года

Кастрычніцкі эканамічны форум «Беларусь в дивном новом мире» пройдет в Минске 5-6 ноября 2018 года в DoubleTree by Hilton (Минск, пр-т Победителей, 9). Ознакомиться с программой, спикерами и зарегистрироваться для участия в KEF-2018 можно на сайте KEF.by.
Актуальные новости

1. Бывший руководитель стройорганизации в Пинске обвиняется в хищении и халатности |

Обвиняемый дал указание подчиненным, чтобы они переместили транспортное средство организации в иное место хранения, которое не было для этого предусмотрено. Оттуда автомобиль исчез. Также обвиняемый сообщил ложные сведения о начале строительства объекта организации, после чего дал указания подчиненным переместить бетонные и железобетонные изделия предприятия на земельный участок, который планировал получить. Таким образом, по данным следствия, организации был причинен ущерб на общую сумму свыше 40 тысяч BYN.

2. В Минске уборщица нашла в мусорке более 5 тысяч USD |

«Прибывшим сотрудникам женщина пояснила, что утром приступила к уборке в гаражном кооперативе «Малиновка» и при сборе мусора увидела пачку денег. Общая сумма найденного составляет 5 400 долларов США. Минчанка стала искать хозяина средств среди владельцев гаражей, но не нашла и потому обратилась в милицию», — рассказала официальный представитель Московского РУВД.

3. Председателя Горецкого райпо задержали за злоупотребления на предыдущей работе |

Согласно криминальным сводкам и публикациям, Могилевский мясокомбинат стал скандально известным в 2015 году, когда силовики начали раскрывать одно за другим коррупционные дела, в которых были замешаны руководители предприятия.

4. В Беларуси раскрыта преступная схема изготовления поддельных документов об утильсборе |

Фигурантами уголовного дела стали девять граждан Беларуси в возрасте от 29 до 55 лет. По материалам следствия, преступная группа с апреля по сентябрь 2018 года изготавливали поддельные официальные документы, отражающие исчисление и уплату физическими лицами утилизационного сбора в отношении ввезенных в Беларусь из России транспортных средств. Фальшивый документ сбывали гражданам, которые в последующем предоставляли его при постановке автомобиля на учет в ГАИ.

5. О новом порядке госрегистрации и госучета транспортных средств в Беларуси |

Документ направлен на упрощение порядка осуществления процедур госрегистрации и снятия с учета транспортных средств на основании заявлений граждан и юридических лиц. Так, согласно новой редакции Положения, предоставляется возможность  снятия с учета транспортного средства в любом  регистрационном  подразделении независимо от места регистрации.

6. Итоги совещания у первого вице-премьера А. Г. Турчина по проблемным вопросам проекта Налогового кодекса |

Поступающие в Совет по развитию предпринимательства обращения, а также публикации в прессе свидетельствуют, что наибольшую озабоченность у делового сообщества вызвали положения проекта НК, касающиеся контроля применения трансфертных цен (Глава 11 Общей части) и порядка признания иностранных организаций белорусскими налоговыми резидентами (ст.15-16 Общей части проекта). Именно эти вопросы и стали предметом обсуждения.

7. Правительство разъяснило, какой должна быть служба "Одно окно" |

Помещения службы «Одно окно» представляют собой, как правило, площади с открытой планировкой и отдельным входом. Места информирования оборудуются информационными стендами, столами и стульями, обеспечиваются канцелярскими принадлежностями.В помещении должно быть достаточное количество сидячих мест, питьевая вода и иные удобства. Также должна быть создана безбарьерная среда для инвалидов. Помещения, в том числе рабочие места сотрудников, должны быть оборудованы системами видеонаблюдения.