Новости

Registr.by: мониторинг аналитики за 7 - 13 января |
Количество просмотров 167
Автор Андрей Дембский-Новиков, редактор отдела "Новости" Андрей Дембский-Новиков, редактор отдела "Новости"
Автор Беларусь, Беларусь, аналитика, аналитика, мониторинг мониторинг
Registr.by: мониторинг аналитики за 7 - 13 января

Учет кассовых и фактических расходов за счет бюджетного финансирования


Рассмотрены сущность кассовых и фактических расходов, производимых за счет бюджетного финансирования, а также порядок их формирования и учета в бюджетных организациях.

Двойственный характер расходов бюджетных организаций

В бюджетных организациях одними из основных объектов бухгалтерского учета являются:

1) расходы, производимые за счет средств республиканского и местных бюджетов (бюджетного финансирования) в соответствии с утвержденными бюджетными сметами;

2) расходы, производимые за счет внебюджетных источников в соответствии с утвержденными сметами доходов и расходов внебюджетных средств.

Названные расходы, в свою очередь, подразделяются на кассовые и фактические расходы.

Расходы бюджетных организаций, производимые за счет бюджетного финансирования, подразделяются на кассовые и фактические расходы, исходя из двойственного их характера.

Расходование бюджетных средств осуществляется со счетов территориальных органов государственного казначейства (далее — территориальное казначейство), что является расходом соответствующего бюджета.

Реальные (фактические) расходы, которые, как правило, по времени не совпадают с расходами соответствующего бюджета, осуществляются бюджетными организациями.

В бухгалтерии бюджетной организации находят отражение как расходы соответствующего бюджета, так и реальные (фактические) расходы организации.

<...>

Анна ЧЕРНЮК,
доцент


Учет результатов инвентаризации активов и обязательств в бюджетных организациях


Рассмотрен порядок отражения в бухгалтерском учете бюджетной организации выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием активов и обязательств организации и данными бухгалтерского учета.

Сроки проведения инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности

Установлены следующие сроки проведения инвентаризации активов и обязательств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (п. 7 Инструкции № 180):

— не ранее 1 ноября — основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства, незавершенного производства и полуфабрикатов, сырья и материалов, готовой продукции, продукции подсобного сельского хозяйства, животных на выращивании и откорме;

— не ранее 1 декабря — обязательств, денежных средств и других активов.

Сроки проведения инвентаризаций (годовых, в течение года), перечень активов и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации (п. 8 Инструкции № 180).

Инвентаризация в филиалах (обособленных подразделениях), выделенных на отдельный баланс, проводится в порядке и сроки, установленные юридическим лицом, их создавшим (п. 9 Инструкции № 180).

<...>

Анна ЧЕРНЮК,
доцент


Годовое заключение счетов бухгалтерского учета в бюджетных организациях


Годовое заключение счетов бухгалтерского учета в бюджетных организациях — один из подготовительных этапов перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

Согласно п. 21 Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности по средствам бюджетов и средствам от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10 марта 2010 г. № 22 (далее — Инструкция № 22), бухгалтерский баланс на 1 января следующего года составляется после годового заключения счетов.

Под годовым заключением счетов понимается отражение в учете заключительных записей по списанию произведенных в течение текущего отчетного года фактических расходов как за счет бюджетного источника финансирования, так и за счет внебюджетных источников.

Для проведения годового заключения счетов в книге журнал-главная выводится предварительный остаток по каждому счету (субсчету) на конец текущего отчетного года.

Если сумма фактических расходов превышает остаток соответствующего источника финансирования, списание расходов производится в сумме, равной остатку источника финансирования. В случае, когда источник финансирования превышает сумму фактических расходов, после списания расходов остаются источники финансирования по кредиту соответствующих счетов (субсчетов). Эта норма может быть использована только при списании фактических расходов, произведенных за счет бюджетного финансирования.

<...>

Анна ЧЕРНЮК,
доцент


Закон о растительном мире: масштабные изменения


Законом Республики Беларусь от 18 декабря 2018 г. № 153-З (далее — Закон № 153-З) внесены изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 205-З «О растительном мире» (далее — Закон № 205-З).

В частности, корректировке подвергся понятийный аппарат Закона № 205-З. Так, устанавливается, что бульвар — это общедоступная благоустроенная озелененная территория с одним или несколькими рядами насаждений, расположенная между полосами движения транспортных средств улицы населенного пункта.

Закон № 205-З дополняется такими терминами и их определениями, как:

— деревья, кустарники, находящиеся в ненадлежащем качественном состоянии, — это деревья, кустарники, у которых количество усохших ветвей составляет более 50% и (или) разрушена или опала кора на большей части ствола;

— компенсационные мероприятия — это компенсационные посадки либо компенсационные выплаты стоимости удаляемых объектов растительного мира;

— лицо в области озеленения — это юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по созданию и содержанию насаждений, выполняющих санитарно-гигиенические, рекреационные, инженерно-технические, культурные, эстетические или иные несельскохозяйственные функции, а также юридическое лицо, имеющее в своем составе структурное подразделение, осуществляющее такую деятельность;

— обрезка деревьев, кустарников — это отделение от деревьев, кустарников их частей (укорачивание ветвей, удаление ветвей и сучьев), не влекущее утраты жизнедеятельности этих деревьев, кустарников.

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист


Составление сводной описи дел по личному составу


Сводная опись дел по личному составу составляется в обязательном порядке во всех организациях независимо от формы собственности после передачи документов структурных подразделений на хранение в архив организации. Мы уже отмечали, что сводная опись дел постоянного хранения составляется не во всех организациях, а только в организациях Списка № 1 и в организациях негосударственной формы собственности, так как только в этих организациях в обязательном порядке создаются документы, имеющие постоянный срок хранения.

Документы по личному составу создаются в процессе деятельности всех без исключения организаций. Как правило, это документы кадровой, финансовой служб, службы по охране труда. В опись включаются документы, имеющие сроки хранения 45, 50 и 75 лет хранения.

Годовой раздел сводной описи дел по личному составу составляется по установленной форме. Данная форма предусмотрена Правилами работы архивов государственных органов и иных организаций, утвержденными постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24 мая 2012 г. № 143 (далее — Правила работы архивов), которые на сегодняшний день являются основным нормативным правовым документом, регламентирующим деятельность архивов организаций.

<...>

Галина КУДРЯКОВА,
архивист


Завершение делопроизводственного года


Организация делопроизводства включает в себя установление нормативных требований, то есть разработку инструкции по делопроизводству, наделение работников определенными полномочиями для осуществления делопроизводственных функций, определение ответственности за нарушение установленных правил и создание инфраструктуры для реализации делопроизводственных операций. Развитие перечисленных направлений позволяет создать эффективную систему управления документами. Вся работа с документами требует непрерывного, систематического и постоянного поддержания. Например, при документировании одинаковые управленческие действия оформляются одинаковыми видами документов, при регистрации документов все документы в течение года регистрируются в день их поступления или подписания (без присвоения регистрационных номеров «задним числом» или дополнительных регистрационных номеров), при ведении номенклатуры дел в нее своевременно вносятся изменения, при проведении экспертизы ценности документов производится ежегодное упорядочение дел и т. д.

Завершение делопроизводственного года не потребует дополнительных временных и трудовых ресурсов, если система работы налажена и поддерживается. В противном случае приходится обращаться к сторонним организациям за помощью в научно-технической обработке документов, составлении номенклатуры дел и т. д. Как писал Н. Макиавелли, «если своевременно обнаружить зарождающийся недуг, что дано лишь мудрым правителям, то избавиться от него нетрудно, но если он запущен так, что всякому виден, то никакое снадобье уже не поможет». В связи с этим в конце года целесообразно провести мониторинг функционирования системы работы с документами в организации. Проведение проверки позволит выявить отклонения, произвести необходимые корректировки и обеспечить осуществление делопроизводства в соответствии с принятыми в организации локальными нормативными правовыми актами.

<...>

Екатерина ДЕРНОВИЧ,
старший научный сотрудник отдела документоведения учреждения «Белорусский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела»


Отметка об отказе от ознакомления с приказом об увольнении при наличии акта


На практике нередко возникает вопрос о том, надо ли при составлении акта об отказе работника ознакомиться с приказом (распоряжением) или о невозможности ознакомить работника с ним по каким-либо объективным причинам делать также соответствующую отметку в самом приказе (распоряжении). Напрямую этот вопрос в законодательстве Республики Беларусь не урегулирован.

Предлагаем проанализировать данную ситуацию.

Аспект 1. Обязанность нанимателя ознакомить работника с приказом об увольнении

Цель ознакомления с приказом (распоряжением) — доведение до сведения лица (в данном случае — работника) определенного свершившегося юридического факта (прием на работу, изменение условий труда, увольнение и т. п.) в целях защиты его трудовых прав (право на обжалование, проверку правильности (правомерности) действий нанимателя и т. п.).

Согласно общей норме п. 15 ч. 1-й ст. 55 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) прекращение трудового договора с работником оформляется приказом (распоряжением), и напрямую обязанность (в целом) знакомить работника с приказом (распоряжением) об увольнении ТК не закрепляет, за некоторыми исключениями. В частности, с приказами (распоряжениями) об увольнении в качестве меры дисциплинарного взыскания (п. 3 ч. 1-я ст. 198 ТК) наниматель обязан ознакомить работника под роспись в пятидневный срок, не считая времени болезни работника и (или) пребывания его в отпуске (ч. 5-я ст. 199 ТК).

<...>

Владимир САМОСЕЙКО,
юрист


Работник сменил фамилию: какие документы оформить?


Несмотря на то что изменение фамилии работника встречается на практике довольно часто, процедура внесения соответствующих изменений в документы о трудовой деятельности работников (за исключением трудовых книжек) законодательством Республики Беларусь не установлена.

Рассмотрим, какие действия должны предпринять наниматель и работник в такой ситуации, а также какие документы следует оформить.

Отметим, что при оформлении приема работника на работу иногда выявляются случаи, когда, например, фамилия работника в документе об образовании не соответствует фамилии в документе, удостоверяющем личность. В такой ситуации у работника следует запросить дополнительные документы, чтобы определить причину указанного несоответствия, например свидетельство о регистрации брака, свидетельство о расторжении брака и др.

В данном материале рассмотрим процедуру оформления документов в случаях, когда изменение фамилии произошло в процессе работы.

<...>

Инна ДОРОФЕЙЧУК,
юрист


Изменения в Лесном кодексе


Законом Республики Беларусь от 18 декабря 2018 г. № 152-З (далее — Закон № 152-З) внесены изменения и дополнения в Лесной кодекс Республики Беларусь (далее — ЛК).

Изменились определения некоторых терминов. В частности, определено, что лесохозяйственные мероприятия — это отвод и таксация лесосек; разрубка и расчистка квартальных просек; создание противопожарных разрывов и их содержание; уборка захламленности; рубки деревьев, оставленных на лесосеке в целях воспроизводства лесов (семенных деревьев); рубки лесосеменных плантаций, отслуживших свой срок эксплуатации; рубки деревьев при отводе лесосек, закладке пробных площадей, лесоустройстве, проведении лесопатологического мониторинга, осуществлении радиационного контроля в лесах; рубки деревьев при тушении лесных пожаров, содержании, ремонте и реконструкции лесохозяйственных дорог; мелиоративные мероприятия; мероприятия, направленные на повышение продуктивности лесов, улучшение их породного состава, в том числе рубки промежуточного пользования; комплекс мероприятий, включающий охрану, защиту и воспроизводство лесов, в том числе сплошные санитарные рубки, рубки деревьев, являющихся промежуточными хозяевами вредителей и болезней лесов, по периметру существующих и проектируемых лесных питомников и лесосеменных плантаций, разрубка и расчистка площадей для создания (расширения) лесных питомников, лесосеменных плантаций и селекционно-генетических объектов.

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист


База данных граждан, не занятых в экономике: порядок формирования и ведения совершенствуется


Совет Министров Республики Беларусь принял постановление от 8 декабря 2018 г. № 881 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 3 и внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь» (далее — постановление № 881). Документ принят в рамках реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 3 «О содействии занятости населения».

В частности, устанавливается, что для формирования и ведения базы данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике (далее — база данных), создается единая база данных обучающихся в учреждениях образования Республики Беларусь. Владельцем этой базы определено Министерство образования Республики Беларусь, а оператором, обеспечивающим ее создание, ведение и сопровождение, — учреждение «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь». Порядок формирования и ведения базы данных обучающихся будет определяться Министерством образования Республики Беларусь, оно же должно обеспечить проведение до 1 апреля 2019 г. организационно-технических мероприятий по интеграции в общегосударственную автоматизированную информационную систему базы данных обучающихся в целях автоматизации процесса ее формирования. Установлено также, что сопровождение базы данных обучающихся осуществляется за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на функционирование учреждения «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь».

Постановлением № 881 внесены также изменения и дополнения в Положение о порядке отнесения трудоспособных граждан к не занятым в экономике, формирования и ведения базы данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике, включая взаимодействие в этих целях государственных органов и организаций, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 марта 2018 г. № 239 (далее — Положение).

<...>

Игорь ДАШКОВСКИЙ,
юрист


Справочная информация

Индексы изменения цен на строительно-монтажные работы на декабрь 2018 года

Ставки госпошлины на 2019 год

Ставки земельного налога на 2019 год

Ставки консульских сборов на 2019 год

Ставки налога при упрощенной системе налогообложения на 2019 год

Ставки налога на недвижимость на 2019 год

Ставки патентных пошлин на 2019 год

Ставки единого налога с ИП на 2019 год

Ставки экологического налога на 2019 год

Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.

Поделиться в соцсетях:


"Финансовый директор" в Вашей почте!
Самые важные новости и лучшие материалы журнала

Свежие статьи
Сейчас читают

1. Исследование Nielsen: что беспокоит белорусов и на что они тратят деньги

Глобальный индекс потребительского доверия остается в диапазоне оптимизма и вырос в 3-м квартале 2018 года на 2 пункта до 106 пунктов. Индекс потребительского доверия в Беларуси остался одним из минимальных и составляет 67 пунктов. При этом Беларусь переместилась с шестого на четвертое место среди наиболее пессимистично настроенных стран в мире, принимавших участие в исследовании.

2. Нацбанк о совершенствовании правового регулирования международного лизинга

В Указе № 16 учтены такие практические аспекты заключения и исполнения международной лизинговой сделки, как период ожидания, предусмотренный Правилами добровольного страхования экспортных рисков лизинговых организаций, и размер безусловной франшизы при возмещении ущерба, причиненного страхователю.

3. Особенности применения с 1 января 2019 года норм беспошлинного ввоза товаров при пересечении границы чаще, чем раз в три месяца

В случае осуществления въезда физическим лицом на территорию Республики Беларусь чаще одного раза в три календарных месяца, перемещаемые им товары, стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 300 евро, и (или) общий вес превышает 20 кг, признаются товарами для личного пользования (при принятии решения о предназначении товаров должностными лицами, осуществляющими таможенные операции, принимается во внимание ассортимент перемещаемых товаров, их характер, количество и др.).

4. Новые перспективы экспорта: Указ № 16 «О развитии международного лизинга»

Президент Беларуси 14 января подписал Указ № 16 «О развитии международного лизинга», который направлен на создание дополнительных условий для развития международного лизинга, ориентированного на продвижение в зарубежных странах товаров, произведенных в Беларуси. В частности, документом обеспечен единый подход к определению сроков исполнения обязательств по договорам международного лизинга и внешнеторговым договорам. Указ от 24 сентября 2009 года № 465 «О некоторых вопросах лизинговой деятельности в Республике Беларусь» признан утратившим силу.

5. Базельский комитет по банковскому надзору смягчил требования по увеличению собственного капитала банков

Организация при Банке международных расчетов, разрабатывающая единые стандарты и методики регулирования банковской деятельности, опубликовала обновленные требования по нормам резервирования банков в рамках "Базеля III". В пресс-релизе Базельского комитета отмечается, что требования по нормам резервирования банков снижены с 40% до 22%. Предыдущая версия рекомендаций была опубликована в январе 2016 г. и предполагала более высокие требования к собственному капиталу.

6. К концу 2019 года экономика Беларуси сможет вернуться к отметке квартального роста около 2.5%

"Учитывая, что цель в 4% роста ВВП является политически обусловленной – такой рост нужен, чтобы сохранить надежду на выполнение программы 2016-2020 гг.– возрастают опасения, что в 2019 г. власти в угоду «гонке за ростом» пренебрегут соображениями ценовой и финансовой стабильности", - считают авторы обзора.

7. Беларусь заняла 7-е место в рейтинге смертности из-за неправильного питания в Европе

Наиболее высокий уровень смертности из-за вредных пищевых привычек отмечен в странах СНГ. Лидером по числу смертей является, согласно данным рейтинга, Узбекистан. Там на 100 тысяч человек приходится 394 смерти от заболеваний, к которым привело неправильное питание. На втором месте находится Туркменистан, на третьем – Кыргызстан. Далее следуют Украина, Молдова и Азербайджан. Беларусь находится в данном списке на 7-й позиции. В нашей стране на 100 тысяч смертей 313 приходится из-за неправильного рациона питания, полагают исследователи.
Актуальные новости

1. Дюжина кейсов SBH Law Offices по защите прав собственника при привлечении инвестиций |

Большинство сделок срывается не тогда и не из-за того, что в компанию приходит большой инвестор и начинает выдвигать свои требования. Наоборот, вся структура инвестирования, как таковая, достаточно стройная и имеет определенный набор базовых документов, который уже годами отработан: начиная от бизнес-ангелов, венчурного инвестирования, через Private Equity Funds, международные фонды и финансовые организации, а также проведение IPO. Главная задача - структурировать сделку задолго до переговоров с инвестором.

2. Центробанк России об усилении контроля за трансграничными денежными переводами физлиц |

Банк России призвал кредитные организации усилить контроль за "серийными отправителями", регулярные денежные переводы со стороны которых за границу могут быть признаком сокрытия предпринимательской деятельности в РФ. По оценкам Центробанка, таким образом отдельные физические лица могут пытаться уклониться от постановки на учет импортных контрактов в банках, для того чтобы избежать валютного контроля.

3. Что изменит пилотный проект по использованию биометрической идентификации на базе ЕРИП |

В МСИ загружаются данные по клиентам, которые были идентифицированы в банке при личном присутствии не более трех лет назад. Пилотный проект по использованию биометрической идентификации должен дополнительно упростить доступ граждан к обслуживанию в отделениях и удаленному взаимодействию с банками, а также позволит банкам дифференцировать уровни доступа к продуктам и услугам. Проще говоря: скоро через МСИ будет онлайн-заказ любых финансовых и прочих услуг, где сейчас нужен паспорт и личное присутствие в офисе.

4. Нефтяная альтернатива для Беларуси: не ранее, чем через 5 лет |

Поиском нефтяной альтернативы белорусское руководство всерьез озаботились вслед за обострением отношений с Россией в 2007 году, когда Москва в стремлении ограничить нефтедотации Беларуси ухудшила условия поставок нефти в страну. «Вопросы альтернативных источников поставки нефти должны быть решены, как кровь из носа. Без этого невозможно обеспечить не только ритмичную работу, но даже производственную безопасность наших нефтеперерабатывающих предприятий», – подчеркнул Александр Лукашенко в январе 2007 года.

5. Прокуратура о нарушениях в работе Минского областного управления ФСЗН |

Минское областное управление ФСЗН и его территориальные подразделения не всегда обеспечивали сбор и аккумулирование платежей в бюджет, взыскание недоимок и пеней, контроль за поступлением средств в бюджет по исполнительным документам. Выявлены и проблемы при реализации права обратного требования к причинителям вреда. "Нередко территориальные органы ФСЗН Минской области вовсе не предъявляли иски о взыскании сумм выплаченных пособий и пенсий с виновных лиц в порядке регресса", - рассказали в прокуратуре.

6. Азербайджан инвестирует в реальные проекты в промышленности и логистике, как на территории страны, так и за ее пределами |

Согласование документа по Каспию и по будущему строительству газопровода по дну моря является также большой победой и успехом Азербайджана - Баку на море строит большую инфраструктуру – порты, судостроительные объекты и другие проекты, которые позволят расширить роль Каспия в транзитных проектах в Евразии.
Также есть продвижение в проекте транспортного коридора "Север-Юг". А запуск на территории Турции предприятий SOCAR Polymer и нефтеперерабатывающего завода Star сулит Азербайджану приток больших денег.

7. Ура, славяне!, или Какие мигранты в Германии самые инновативные |

Ученые Института немецкой экономики решили выяснить, много ли среди приехавших в страну иностранцев изобретателей и новаторов, и придумали оригинальную методику для их подсчета. В Германии острая нехватка трудовых ресурсов, поэтому в последние годы приток иностранной рабочей силы неуклонно растет. Но насколько инновативны приезжающие в страну трудовые мигранты? Много ли среди них новаторов и изобретателей, повышающих инновационный потенциал страны? И откуда они родом?