В каком виде и в каком нормативном акте будут сформулированы требования и задачи, озвученные Лукашенко, пока неясно. Для ФПБ получить более 100 тыс. частных компаний, в которых работает около 1,5 млн плательщиков взносов, — лакомый кусок. Рассмотрим, в какой части все эти требования противоречат нормам права и что же нужно сделать, если организация решила создать ячейку.
Нужны новые подходы, учитывающие нынешние события и угрозы. Бизнес ждет четких сигналов от властей, что будет снижена налоговая нагрузка, что появится больше возможностей для развития малого и среднего предпринимательства, что мы увидим реальную поддержку на уровне отраслей, а не только очередную попытку упростить регистрацию новых компаний. Необходимо пересмотреть роль местных органов власти, судебной системы.
Предприятия в сложившейся ситуации не могут думать о развитии и «пытаются хотя бы просто оставаться в работоспособном состоянии, хотя денег «в кубышках» для поддержания текущей деятельности уже нет, зато есть большие долги – компании в значительной степени закредитованы».
У бизнес-сообщества создается впечатление, что постановлением Комитета государственного контроля №3, принятым по поручению президента после отмены Указа № 488, практически переписана половина этого указа, причем не в лучшем виде. «Вновь предполагается ввести специальный реестр субъектов хозяйствования, а их контрагентам (в том числе добросовестным плательщикам) рассылать «письма счастья» с просьбой доплатить налоги в бюджет...
В ближайшее время ожидается изменение сроков предоставления налоговых вычетов по НДС при импорте товаров, рассказала Элла Селицкая. «У нас вычет был ограничен 60 днями. Подготовлен проект указа, в котором этот срок сокращается до 30 дней. Сейчас документ находится в правительстве, и я думаю, что в течение февраля он должен быть подписан. Срок его вступления в силу по проекту — 1 января 2019 года.
Палата представителей Национального собрания (ППНС) в первом чтении приняла проект закона «О внесении изменений и дополнений в закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». В частности, изменения статей 43, 44 и 45 предоставляют местным органам власти право обязывать субъектов хозяйствования и граждан за собственный счет благоустраивать прилегающие к их участкам территории, то есть земли, не находящихся в собственности или аренде у этих субъектов.
Бизнес выступает за то, чтобы снизить предельный повышающий коэффициент 2,5 к ставке земельного налога или арендной плате. При этом значительная часть предпринимателей вынуждена платить так называемую плату за право заключения или продления договора аренды. По размеру она сопоставима с самой арендной платой. Получается, для некоторых субъектов повышающая ставка составляет не 2,5, а 5.
«Республика Польша стала лидером по объемам поставок мебели на рынок Германии. Для мебельщиков Беларуси это повод подумать, как получить свой кусок пирога», — заявил консультант Всеобщего союза германской торговли продукцией деревообработки Клаус Геке. Годовой объем поставок польской мебели в Германию достиг 3,27 млрд евро, практически сравнявшись с импортом аналогичной продукции из Китая (3,28 млрд евро). Для сравнения: в прошлом году по всей Беларуси было произведено мебели лишь на 0,5 млрд USD.
БСПН проведет дискуссии и полевые исследования, чтобы выявить кластерные инициативы белорусских предпринимателей. Работа будет вестись как в столице, так и в регионах Беларуси. Для построения кластеров в Беларуси не хватает должной организаторской работы. Цель проекта — исправить такую ситуацию.