Азербайджан инвестирует в реальные проекты в промышленности и логистике, как на территории страны, так и за ее пределами |
Прошедший 2018 год ознаменовался для Азербайджана значительными проектами в промышленности и логистике, реализованными как на территории страны, так и за ее пределами.
Запуск на территории Турции предприятий SOCAR Polymer и нефтеперерабатывающего завода Star сулит Азербайджану приток больших денег. Эти два события - одни из самых значительных азербайджанских инвестиционных проектов минувшего года.
Государственная нефтяная компания АР (SOCAR) вновь подтвердила статус локомотива национальной экономики, при этом не только в нефтегазовой отрасли, но и в ненефтяном секторе, став в нем лидером по экспорту.
Громким событием 2018 года явилось открытие в июле полипропиленового завода SOCAR Polymer, - церемония прошла при участии президентов Азербайджана Ильхама Алиева и Италии Серджо Маттареллы. За последние сорок лет завод SOCAR Polymer стал первым в своем масштабе новым предприятием нефтехимической промышленности.
Инвестиции в завод составили 816 миллионов долларов. После выхода на производственную мощность на SOCAR Polymer будут ежегодно производить 184 тысячи тонн полипропилена 19 видов и 120 тысяч тонн высокоплотного полиэтилена 12 видов. При этом 70% произведенной продукции будет идти на экспорт, что позволит довести долю ненефтяного сектора в экспорте Азербайджана до 19%. Наконец, укажем, что ежегодные доходы предприятия прогнозируются на уровне 6,3 миллиарда долларов, треть из которых составит чистая прибыль.
С запуском в работу этого полимерного завода Госнефтекомпания в ближайшие десятилетия станет ведущим экспортером в ненефтяном секторе (для сравнения: общие объемы ненефтяного экспорта в 2016 году составляли 1,5 миллиарда долларов).
Помимо этого, в минувшем году SOCAR запустила в турецком Измире нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) Star, фундамент которого был заложен 25 октября 2011 года. Церемония ввода в строй НПЗ прошла 19 октября с участием президентов Азербайджана Ильхама Алиева и Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.
SOCAR строительство этого завода обошлось в 6,3 миллиарда долларов. На НПЗ ежегодно будет перерабатываться 10 миллионов тонн сырой нефти, и в зависимости от цены на нефть ежегодный торговый оборот Star составит 6-8 миллиардов долларов. Ожидается, что в первые пять лет завод будет ежегодно приносить прибыль в размере 852 миллиона долларов, а в последующие десять лет – 613 миллионов долларов.
Подвести итог крупным инвестициям азербайджанских структур в Турции хотелось бы, напомнив о сдаче в эксплуатацию Трансанатолийского газопровода (TANAP). Церемония состоялась в июне в городе Эскишехир. Доля Азербайджана в TANAP составляет 58% (51% - у ЗАО "Южный газовый коридор", 7% - SOCAR Turkey Energy A.Ş, "дочки" SOCAR), оставшиеся 30% за турецкой BOTAŞ и 12% - у британской BP.
Стартовая пропускная способность трубопровода составляет 16 миллиардов кубометров газа в год, из них шесть миллиардов кубометров будут поступать в Турцию, а десять миллиардов - в Европу. Уже в июне 2019 года поставки азербайджанского газа достигнут границы Греции. Затем, в зависимости от спроса, пропускная способность сначала поднимется до 22 миллиардов, а за счет дополнительных инвестиций - до 31 миллиарда кубометров.
При этом, в конце ноября были сварены трубы TANAP и Трансадриатического трубопровода (ТАР), строительство которого уже завершено на 85%. В целом инвестиции в ТАР составят 4,5 миллиарда евро, но доля SOCAR в этом проекте только 20%.
В целом Азербайджан к концу 2018 года практически оплатил 11,5 из 40 миллиардов долларов, приходящихся на его долю в трансконтинентальном газопроводом маршруте Южного газового коридора. Как результат, уже начиная с 2019 года в страну пойдут значительные валютные поступления, в то время как расходы на крупные проекты, которые почти или полностью завершены, заметно сократятся.
Южный газовый коридор (ЮГК) — система трубопроводов для поставок азербайджанского газа, добытого в рамках второй стадии освоения стратегического газоконденсатного месторождения "Шахдениз", в Турцию и страны Европейского союза. ЮГК включает Южно-Кавказский трубопровод, проходящий по территории Азербайджана и Грузии, Трансанатолийский газопровод (TANAP) на территории Грузии, Турции, и Трансадриатический газопровод (TAP) на территории Греции, Албании и Италии.
Перспектива в транспорте, логистике и региональном лидерствеГоворя о знаменательных проектах, эксперты указывают на то, что ключевым из них является железная дорога Баку-Тбилиси-Карс (БТК) - один из важных элементов возрождения древнего Шелкового пути. По его словам, в современном понимании этот маршрут позволит соединить Китай с Европой через Каспийский регион.
Железная дорога Баку-Тбилиси-Карс построена на основе азербайджано-грузино-турецкого межгосударственного соглашения. Реализация проекта началась в 2008 году на основе подписанного в 2007 году межправительственного соглашения. Ее открытие состоялось 30 октября 2018 года в Бакинском международном морском торговом порту.
Основным инициатором данного евразийского проекта является Азербайджан, и в будущем благодаря этому экономика страны будет иметь еще большие перспективы, так как БТК рассчитан на многие десятки лет вперед.
Кроме этого, подписанная в августе этого года Каспийская конвенция помогла определиться по многим вопросам. В частности, именно после этого подписания было достигнуто серьезное продвижение в вопросе строительства газовой ветки по дну Каспийского моря из Туркменистана через Азербайджан в Европу.
В советское время Каспийское море практически было внутренним водоемом в границах СССР, и лишь на юге омывало берега Ирана. После распада Союза число прибрежных стран увеличилось с двух до пяти, а именно — Россия, Азербайджан, Иран, Казахстан, Туркменистан. Тогда и возникла необходимость выработки нового правового статуса Каспийского моря. С тех пор, на протяжении более двадцати лет вопрос Каспия оставался на повестке дня, так как практически у всех государств "пятерки" имелся собственный взгляд на его разграничение.
В Актау 12 августа 2018 года прошла встреча лидеров России, Азербайджана, Казахстана, Туркменистана и Ирана, по итогам которой был подписан исторический для региона документ — конвенция о статусе Каспийского моря. Документ предусматривает возможность прокладки подводных трубопроводов при согласовании проекта с теми странами, по дну которых он пройдет. При этом в документе говорится, что проект должен соответствовать принятым Каспийскими странами нормами экологической безопасности.
Каспийская конвенция – это большой прорыв: более четверти века шли жаркие споры, некоторые страны хотели ограничить либо же вообще не дать осуществить этот экономически важный проект. Но сейчас ситуация изменилась.
Согласование документа по Каспию и по будущему строительству газопровода по дну моря является также большой победой и успехом Азербайджана - Баку на море строит большую инфраструктуру – порты, судостроительные объекты и другие проекты, которые позволят расширить роль Каспия в транзитных проектах в Евразии.
Также есть продвижение в проекте транспортного коридора "Север-Юг", который должен соединить Персидский залив через Азербайджан и Россию с Финским заливом, то есть с Северной Европой. И хабом этого проекта является опять-таки Азербайджан.
Коридор "Север - Юг" рассчитан на транспортировку грузов из стран Юго-Восточной Азии и Персидского залива в Северную Европу. В рамках проекта предполагается соединить железные дороги Азербайджана, Ирана и России. Основным преимуществом этого коридора является то, что он позволяет сократить сроки доставки грузов более чем вдвое.
Таким образом, по словам собеседника Sputnik, Азербайджан за годы, что прошли с обретения независимости, планомерно идет к тем целям, которые были поставлены много лет назад. Естественно, это повышает региональную значимость и роль Азербайджана, который и так является лидером в регионе по всем экономическим, инвестиционным и инфраструктурным показателям.
Взятый страной темп позволит в дальнейшем не только удерживать за собой статус лидера региона, но и играть значимую роль в соседних регионах.
Азербайджан активно инвестирует в экономику Турции, стран Восточной Европы, в экономику некоторых стран СНГ, а также осуществляет там некоторые инфраструктурные проекты. Все это позволяет республике иметь устойчивые экономические связи с различными государствами, а также дает возможность застраховать себя от различных форс-мажоров.
В экспертных сообществах сегодня ходят разговоры о том, что 2019 год может ознаменоваться очередным витком финансового кризиса, также отметил собеседник Sputnik. В связи с этим Азербайджан, понимая, что в первую очередь этот новый виток нанесет удар по нефтедобывающим странам, активно продолжает диверсифицировать ненефтяной сектор своей экономики, чтобы сохранить устойчивый темп развития.
При подготовке этого обзора использованы материалы Агентства Спутник в Азербайджане (в том числе статья Фуад Ализаде: az.sputniknews и аналитический обзор az.sputniknews).
<...>