Азербайджан инвестирует в реальные проекты в промышленности и логистике, как на территории страны, так и за ее пределами |
Количество просмотров 130
Автор Азербайджан, Азербайджан, нефть, нефть, газ, газ, инвестиции, инвестиции, транспорт транспорт
Азербайджан инвестирует в реальные проекты в промышленности и логистике, как на территории страны, так и за ее пределами

Прошедший 2018 год ознаменовался для Азербайджана значительными проектами в промышленности и логистике, реализованными как на территории страны, так и за ее пределами.

Запуск на территории Турции предприятий SOCAR Polymer и нефтеперерабатывающего завода Star сулит Азербайджану приток больших денег. Эти два события - одни из самых значительных азербайджанских инвестиционных проектов минувшего года.

Государственная нефтяная компания АР (SOCAR) вновь подтвердила статус локомотива национальной экономики, при этом не только в нефтегазовой отрасли, но и в ненефтяном секторе, став в нем лидером по экспорту.

Громким событием 2018 года явилось открытие в июле полипропиленового завода SOCAR Polymer, - церемония прошла при участии президентов Азербайджана Ильхама Алиева и Италии Серджо Маттареллы. За последние сорок лет завод SOCAR Polymer стал первым в своем масштабе новым предприятием нефтехимической промышленности.

Инвестиции в завод составили 816 миллионов долларов. После выхода на производственную мощность на SOCAR Polymer будут ежегодно производить 184 тысячи тонн полипропилена 19 видов и 120 тысяч тонн высокоплотного полиэтилена 12 видов. При этом 70% произведенной продукции будет идти на экспорт, что позволит довести долю ненефтяного сектора в экспорте Азербайджана до 19%. Наконец, укажем, что ежегодные доходы предприятия прогнозируются на уровне 6,3 миллиарда долларов, треть из которых составит чистая прибыль.

С запуском в работу этого полимерного завода Госнефтекомпания в ближайшие десятилетия станет ведущим экспортером в ненефтяном секторе (для сравнения: общие объемы ненефтяного экспорта в 2016 году составляли 1,5 миллиарда долларов).

Помимо этого, в минувшем году SOCAR запустила в турецком Измире нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) Star, фундамент которого был заложен 25 октября 2011 года. Церемония ввода в строй НПЗ прошла 19 октября с участием президентов Азербайджана Ильхама Алиева и Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.

SOCAR строительство этого завода обошлось в 6,3 миллиарда долларов. На НПЗ ежегодно будет перерабатываться 10 миллионов тонн сырой нефти, и в зависимости от цены на нефть ежегодный торговый оборот Star составит 6-8 миллиардов долларов. Ожидается, что в первые пять лет завод будет ежегодно приносить прибыль в размере 852 миллиона долларов, а в последующие десять лет – 613 миллионов долларов.

Подвести итог крупным инвестициям азербайджанских структур в Турции хотелось бы, напомнив о сдаче в эксплуатацию Трансанатолийского газопровода (TANAP). Церемония состоялась в июне в городе Эскишехир. Доля Азербайджана в TANAP составляет 58% (51% - у ЗАО "Южный газовый коридор", 7% - SOCAR Turkey Energy A.Ş, "дочки" SOCAR), оставшиеся 30% за турецкой BOTAŞ и 12% - у британской BP.

Стартовая пропускная способность трубопровода составляет 16 миллиардов кубометров газа в год, из них шесть миллиардов кубометров будут поступать в Турцию, а десять миллиардов - в Европу. Уже в июне 2019 года поставки азербайджанского газа достигнут границы Греции. Затем, в зависимости от спроса, пропускная способность сначала поднимется до 22 миллиардов, а за счет дополнительных инвестиций - до 31 миллиарда кубометров.

При этом, в конце ноября были сварены трубы TANAP и Трансадриатического трубопровода (ТАР), строительство которого уже завершено на 85%. В целом инвестиции в ТАР составят 4,5 миллиарда евро, но доля SOCAR в этом проекте только 20%.

В целом Азербайджан к концу 2018 года практически оплатил 11,5 из 40 миллиардов долларов, приходящихся на его долю в трансконтинентальном газопроводом маршруте Южного газового коридора. Как результат, уже начиная с 2019 года в страну пойдут значительные валютные поступления, в то время как расходы на крупные проекты, которые почти или полностью завершены, заметно сократятся.

Южный газовый коридор (ЮГК) — система трубопроводов для поставок азербайджанского газа, добытого в рамках второй стадии освоения стратегического газоконденсатного месторождения "Шахдениз", в Турцию и страны Европейского союза. ЮГК включает Южно-Кавказский трубопровод, проходящий по территории Азербайджана и Грузии, Трансанатолийский газопровод (TANAP) на территории Грузии, Турции, и Трансадриатический газопровод (TAP) на территории Греции, Албании и Италии.

Перспектива в транспорте, логистике и региональном лидерстве

Говоря о знаменательных проектах, эксперты указывают на то, что ключевым из них является железная дорога Баку-Тбилиси-Карс (БТК) - один из важных элементов возрождения древнего Шелкового пути. По его словам, в современном понимании этот маршрут позволит соединить Китай с Европой через Каспийский регион.

Железная дорога Баку-Тбилиси-Карс построена на основе азербайджано-грузино-турецкого межгосударственного соглашения. Реализация проекта началась в 2008 году на основе подписанного в 2007 году межправительственного соглашения. Ее открытие состоялось 30 октября 2018 года в Бакинском международном морском торговом порту.

Основным инициатором данного евразийского проекта является Азербайджан, и в будущем благодаря этому экономика страны будет иметь еще большие перспективы, так как БТК рассчитан на многие десятки лет вперед.

Кроме этого, подписанная в августе этого года Каспийская конвенция помогла определиться по многим вопросам. В частности, именно после этого подписания было достигнуто серьезное продвижение в вопросе строительства газовой ветки по дну Каспийского моря из Туркменистана через Азербайджан в Европу.

В советское время Каспийское море практически было внутренним водоемом в границах СССР, и лишь на юге омывало берега Ирана. После распада Союза число прибрежных стран увеличилось с двух до пяти, а именно — Россия, Азербайджан, Иран, Казахстан, Туркменистан. Тогда и возникла необходимость выработки нового правового статуса Каспийского моря. С тех пор, на протяжении более двадцати лет вопрос Каспия оставался на повестке дня, так как практически у всех государств "пятерки" имелся собственный взгляд на его разграничение.

В Актау 12 августа 2018 года прошла встреча лидеров России, Азербайджана, Казахстана, Туркменистана и Ирана, по итогам которой был подписан исторический для региона документ — конвенция о статусе Каспийского моря. Документ предусматривает возможность прокладки подводных трубопроводов при согласовании проекта с теми странами, по дну которых он пройдет. При этом в документе говорится, что проект должен соответствовать принятым Каспийскими странами нормами экологической безопасности.

Каспийская конвенция – это большой прорыв: более четверти века шли жаркие споры, некоторые страны хотели ограничить либо же вообще не дать осуществить этот экономически важный проект. Но сейчас ситуация изменилась.

Согласование документа по Каспию и по будущему строительству газопровода по дну моря является также большой победой и успехом Азербайджана - Баку на море строит большую инфраструктуру – порты, судостроительные объекты и другие проекты, которые позволят расширить роль Каспия в транзитных проектах в Евразии.

Также есть продвижение в проекте транспортного коридора "Север-Юг", который должен соединить Персидский залив через Азербайджан и Россию с Финским заливом, то есть с Северной Европой. И хабом этого проекта является опять-таки Азербайджан.

Коридор "Север - Юг" рассчитан на транспортировку грузов из стран Юго-Восточной Азии и Персидского залива в Северную Европу. В рамках проекта предполагается соединить железные дороги Азербайджана, Ирана и России. Основным преимуществом этого коридора является то, что он позволяет сократить сроки доставки грузов более чем вдвое.

Таким образом, по словам собеседника Sputnik, Азербайджан за годы, что прошли с обретения независимости, планомерно идет к тем целям, которые были поставлены много лет назад. Естественно, это повышает региональную значимость и роль Азербайджана, который и так является лидером в регионе по всем экономическим, инвестиционным и инфраструктурным показателям.

Взятый страной темп позволит в дальнейшем не только удерживать за собой статус лидера региона, но и играть значимую роль в соседних регионах.

Азербайджан активно инвестирует в экономику Турции, стран Восточной Европы, в экономику некоторых стран СНГ, а также осуществляет там некоторые инфраструктурные проекты. Все это позволяет республике иметь устойчивые экономические связи с различными государствами, а также дает возможность застраховать себя от различных форс-мажоров.

В экспертных сообществах сегодня ходят разговоры о том, что 2019 год может ознаменоваться очередным витком финансового кризиса, также отметил собеседник Sputnik. В связи с этим Азербайджан, понимая, что в первую очередь этот новый виток нанесет удар по нефтедобывающим странам, активно продолжает диверсифицировать ненефтяной сектор своей экономики, чтобы сохранить устойчивый темп развития.



При подготовке этого обзора использованы материалы Агентства Спутник в Азербайджане (в том числе статья Фуад Ализаде: az.sputniknews и аналитический обзор az.sputniknews).

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:


Материалы по теме:

Оцените систему с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами портала Findirector.by

Войдите под своей учетной записью

Свежие статьи
Сейчас читают

1. Банк Японии "улетает в космос", напечатав полквардриллиона иен

В то время как ФРС США поднимает стоимость займов и сжимает долларовую массу, а Европейский центробанк прекратил скупку активов и обсуждает повышение процентной ставки, лишь один крупный ЦБ мира продолжает программу денежной накачки в прежних, беспрецедентных масштабах. Банк Японии по итогам заседания в среду оставил неизменным параметры монетарной политики: ставка, которую ЦБ платит банкам за размещение у себя свободных средств, останется отрицательной - минус 0,1% годовых. Программа выкупа активов, в рамках которой БЯ ежегодно увеличивает денежную базу на 80 триллионов иен, также не претерпит изменений.

2. Центробанки недоумевают: Классический закон экономики перестал работать в XXI веке

Классический закон экономической теории, который в России студенты ВУЗов изучают на первом курсе, дает сбои в большинстве развитых стран. Кривая Филлипса, которая показывает обратную зависимость между инфляцией и безработицей (чем быстрее растут цены, тем меньше безработных) и которая десятилетиями служила чиновникам, ответственным за экономическую и монетарную политику, утратила «магическую силу».

3. Крупные продавцы валюты подбросили российский рубль до максимума за 2 недели

Пережив панический припадок на новостях о подготовке новых санкций США, российский валютный рынок вернулся в состояние хрупкой ремиссии. За пять торговых дня курс доллара снизился на 1,5 рубля - в четверг 14 февраля он превышал 67 рублей. Евро подешевел на 1,3 рубля - на пике санкционной паники он стоил 75,7 рубля, а 23.13 мск среды - 74,46 рубля. Рублю помогает рост цен на нефть.

4. Что изменится с 1 марта в оплате жилищно-коммунальных услуг?

Важный момент изменений — с марта субсидируемый тариф при расчете платы за ЖКУ будет применяться в отношении жилых помещений, в которых есть зарегистрированные по месту жительства граждане, и не будет зависеть от того, состоят ли они в близком родстве с собственником или нанимателем жилья. В документе также предусмотрен порядок перерасчета за жилищно-коммунальные услуги в случае неправильного применения организацией тарифа.

5. Топ-20 белорусских городов и районов по условиям ведения бизнеса

В Беларуси составлен рейтинг городов и районов по условиям ведения бизнеса. Они оценивались по 150-балльной шкале. Составители рейтинга (белорусский офис «Битрикс24») пояснили, что Минск оказался в лидерах по 9 параметрам из 11, уступив лишь Новополоцку по выручке от оптовой и розничной торговли на душу населения, а Бресту — по объему торговых площадей на 10 тыс. населения.

6. Новые правила хозяйственной деятельности в приграничной полосе и на госгранице

Определены права и обязанности юридических и физических лиц, связанные с их пребыванием в пограничной зоне или пограничной полосе, в том числе право на получение информации о пограничном режиме и режиме госграницы. Также, в пределах пограничной зоны и пограничной полосы установлены новые ограничения.
С 1 января 2019 года при нахождении в пределах пограничной зоны или полосы гражданам и юридическим лицам запрещено...

7. Роман Осипов: Отсутствие отраслевых политик отпугивает инвесторов от Беларуси больше, чем экономические показатели

Потенциал же – по новым проектам один миллиард долларов, следствием будет и увеличение объема реинвестируемой прибыли до 1-1,5 млрд долларов в год. Таким образом, в целом можно в течение обозримого будущего (3-4 года) выйти на 2-3 млрд долларов прямых иностранных инвестиций в год. А это даст прирост ВВП как минимум около 3-4% в год (не учитывая эффект мультипликатора).
Актуальные новости

1. О новой российской системе быстрых платежей и низкой комиссии для "входящих" платежей у бизнеса |

Система быстрых платежей в ограниченном режиме запущена в России с 28 января в 12 банках, в полноценном режиме система заработает с 28 февраля. Она позволит физическим лицам осуществлять мгновенные платежи в круглосуточном режиме. Запуск платежей в пользу юридических лиц в рамках разработанной Банком России Системы быстрых платежей снизит для предприятий комиссии за безналичный расчет при оплате товаров и услуг.

2. Как в Беларусь попадают поддельные банкноты и какие проблемы можно получить за их хранение и сбыт |

В большинстве случаев поддельная валюта попадала в Беларусь через туристов, гастарбайтеров, а также тех, кто ездил в гости к родным за границу. В некоторых случаях фальшивки попадали в нашу страну через предпринимателей, которые закупали товар за границей. Поддельную валюту изготавливают, как правило, на высококачественном полиграфическом оборудовании. Белорусские банкноты подделывают более простым способом — рисуют или печатают на обычных принтерах в домашних условиях.

3. Руководство предприятия по продаже ветпрепаратов в Молодечно подозревается в хищениях денег |

Главный бухгалтер предприятия по оформленной доверенности получала расходные материалы и автозапчасти за счет организации. Однако использовались они для личного автомобиля. Махинациями хищения топлива «промышлял» новый замдиректора предприятия. Новый же директор, заступив на должность в августе 2018 года, систематически допускал прогулы, решая частные вопросы. Но в табелях учета рабочего времени фиксировался восьмичасовой день, что позволяло получать зарплату и надбавку за сложность и напряженность. Таким образом, руководитель незаконно получил более 2 тыс. рублей.

4. Украина расследуют крупную контрабанду сигарет из Беларуси в Евросоюз |

Согласно обнародованной информации, СБУ запросила у Беларуси копии документов на груз, отправленный белорусским предприятием «Бархим», в котором вместо моечной продукции обнаружили незаконно изготовленные сигареты. Сообщается, что нарушение было выявлено на территории Румынии, поскольку большегруз попал в автомобильную аварию.

5. Бедняга из Горок перевёз зерно из России в Беларусь без лицензии |

Факт оказания безлицензионных услуг по перевозке зерна из России в Беларусь выявили работники Кричевской межрайонной финансовой милиции. Причем в ходе проверки горецкий перевозчик представил подложные документы, в соответствии с которыми перевозка товара осуществлялась только по территории республики.

6. Корпоративное управление на госпредприятиях: о реформировании наблюдательных советов в целях долгосрочного развития |

Высшие должностные лица Беларуси будут назначены представителями государства в набсоветы наиболее значимых акционерных обществ с долей государства в уставных фондах. Это называется выстраиванием корпоративного управления на госпредприятиях, чем правительство в 2019 году собралось заняться очень плотно. Основная цель нововведения - "превратить наблюдательные советы из формального органа в штаб, формирующий стратегию в конкурентной борьбе и, что немаловажно, контролирующий ее выполнение для достижения долгосрочных целей развития".

7. Почему посетителям больше не милы существующие концепции торговых центров |

Еще пару лет назад собственники торговых центров привлекали посетителей, открывая батутные центры, роллердромы и даже контактные зоопарки. Но покупатели насытились этими впечатлениями. Все существующие концепции привлекают людей лишь разово. Собственник торгового центра больше не может себе позволить один раз озадачиться стройкой и подбором арендаторов, нанять управляющего и расслабиться, зарабатывая на аренде.