Четыре барьера для фондового рынка и его шансы |
Количество просмотров 53
Автор облигации, облигации, Беларусь, Беларусь, экономика экономика
Четыре барьера для фондового рынка и его шансы

Почему наличие государственных программ развития рынка ценных бумаг не привело к его полноценному функционированию.

Об этом Дмитрий Крук, экономист Центра экономических исследований BEROC в  комментарии на сайте «Белорусы и рынок».

«На протяжении последних восьми лет рынок акций де-факто не функционировал, хотя величина его капитализации по международным меркам не мала — около 30 % от ВВП (в большинстве развивающихся стран она составляет 20—50 % от ВВП), тем не менее фактически сделки с ними почти не совершаются», — пишет экономист и называет причины такого торможения.

Особый менталитет. В отличие от представителей других стран, отечественные домохозяйства и фирмы имеют очень низкую склонность к риску. Подразумевается, что механизм банковского финансового посредничества подходит Беларуси больше, так как априори предполагает меньший по сравнению с фондовым рынком уровень неопределенности и принятия рисков.

Порочный круг недостатка предложения и спроса. Подразумевается, что в Беларуси мало привлекательных активов для инвестирования. Причинами являются высокая доля госсобственности, легальные барьеры для попадания акций потенциальных «голубых фишек» на открытый рынок (например, преимущественное право исполкомов на приобретение акций и др.), худшие по сравнению с депозитами условия инвестирования в облигации (налогообложение, механизм купли-продажи и др.). Недостаток хороших предложений приводит к тому, что спрос на инструменты сбережения укореняется на депозитном рынке и практически не перетекает в фондовый сегмент финансового рынка. Далее порочный круг замыкается: зная о недостатке спроса в данном сегменте, фирмы не готовы прикладывать «сверхусилия», чтобы привлечь в него владельцев сбережений.

Не хватает доверия. На рынке акций доноры ресурсов — домашние хозяйства и институты коллективного инвестирования — должны быть уверены в том, что их права акционеров и владельцев облигаций имеют надежное юридическое и фактическое закрепление и будут исполняться на практике.

Для рынка облигаций критически важна низкая и стабильная инфляция. Не будучи уверенными в приверженности экономических властей этим ценностям, владельцы облигаций де-факто принимают на себя дополнительные риски, компенсацию которых они вряд ли смогут получить в рамках ставок купона. В результате потенциальные держатели облигаций предпочитают не приобретать их, а эмитенты — не выпускать, поскольку не имеют возможности обеспечить их размещение.

Фирмы недозрели. Мировой опыт свидетельствует, что на стадиях конкурентоспособности за счет факторов производства и эффективности зачастую фирмы предпочитают не раскрывать свои бизнес-процессы для сохранения конкурентных преимуществ. Поэтому на данных стадиях им выгоднее иметь дело с банками, которые, в свою очередь, приобретают информационные преимущества. Такое институциональное равновесие останется стабильным до тех пор, пока фирмы будут находиться на вышеуказанных стадиях конкурентоспособности и (или) банки будут иметь достаточно ресурсов для покрытия запросов фирм. Изменение хотя бы одной предпосылки придаст толчок развитию фондового рынка в стране.

Насколько крепки барьеры?

«Полагаю, барьеры, препятствующие развитию рынка акций, сохранятся. Правда, они начинают постепенно размываться. С одной стороны, госсектор удерживает свою привилегированную роль, сковывая возможности укрепления экономического доверия. С другой — постепенно снижается интенсивность дискреционных решений экономических властей. Например, в последние три года радикально снизилась роль механизма директивного кредитования и ощутимо ужесточились бюджетные ограничения в отношении госпредприятий, — отмечет Дмитрий Крук. — Кроме того, были сделаны важные шаги, способствующие укреплению экономического доверия. Наиболее важными из них стали усиление защиты прав инвесторов и повышение прозрачности эмитентов в рамках новой редакции закона «О рынке ценных бумаг», внедрение в правовое поле статуса и механизмов коллективного инвестирования (закон «Об инвестиционных фондах», вступивший в силу в 2018 году) и секьюритизации (указ о секьюритизации, также вступивший в силу в 2018-м). Наконец, в последние годы некоторые белорусские предприятия стали испытывать проблемы с удовлетворением своего спроса на финансовые ресурсы со стороны банков».

Что касается рынка облигаций, то автор полагает, что у него есть почва для куда большего оптимизма. Вплоть до недавнего времени проблема слабого финансового доверия ярко проявлялась в этом сегменте рынка. Вследствие нежелания принимать на себя риски, ассоциированные с инфляцией, данный сегмент развивался преимущественно за счет облигаций в иностранной валюте. Однако в конце 2018 года Нацбанк запретил эмиссию корпоративных облигаций в инвалюте с 1 марта 2019-го. Это значит, что данный сегмент рынка неизбежно будет трансформироваться. Держатели облигаций и эмитенты могут либо переориентироваться на рублевые инструменты, либо попросту покинуть этот сегмент.

По мнению экономиста, переориентация на рублевые инструменты и рост соответствующего сегмента финансового рынка — важный шанс для Беларуси по нескольким причинам. Во-первых, развитие событий по такому сценарию станет серьезным успехом в деле дедолларизации финансового рынка. Во-вторых, этот сценарий может ускорить рост других сегментов фондового рынка.

«Гарантий, что данный рынок будет трансформироваться по благоприятному сценарию, сегодня нет, однако ряд предпосылок для этого есть, — считает эксперт. — В последние годы за счет качества монетарной политики финансовое доверие заметно укрепилось. Кроме того, в благоприятном для фондового рынка направлении изменяется структура процентных ставок: заемщики все чаще готовы выплачивать дополнительную премию за ликвидность при большем сроке заимствований.

Безусловно, указанные предпосылки пока не слишком прочны и не могут гарантировать благоприятного сценария, тем не менее их необходимо укреплять и развивать. Основное направление очевидно: упрочение ценовой и финансовой стабильности. Полагаю, важную роль может сыграть эксплицитное обязательство (то есть подкрепленное «штрафными санкциями» за его неисполнение) экономических властей по достижению этой цели. Имплементация такого обязательства в виде финансового механизма и (или) инструмента может стать серьезной опорой для развития рублевого облигационного сегмента рынка ценных бумаг».

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Оцените систему с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами портала Findirector.by

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:



Свежие статьи
Сейчас читают

1. Поправки в Кодексе о земле изменят для иностранных граждан порядок приобретения земельных участков в Беларуси

Сейчас иностранные граждане и лица без гражданства вправе приобретать в собственность жилые дома, но земельные участки могут получить только в аренду, в пожизненное наследуемое владение – только в случае наследования близкому родственнику. Приобрести землю в собственность по договорам купли-продажи нельзя. Поэтому если гражданин Беларуси хочет продать дом с участком иностранцу, он вынужден терять свое право на земельный участок и добровольно возвратить его государству.

2. Российская экономика снова оказалась на грани рецессии

Резкое замедление связано «связано со слабостью внутреннего спроса на фоне повышения налоговой нагрузки», объяснило МЭР РФ. Оптимистичные цифры начала года оказались ошибочными, признало министерство: рост в январе составил лишь 0,3%, а не 0,6%, в феврале - 1% вместо 1,4%. Данные за март пришлось ухудшить втрое - теперь рост оценивается в 0,2% вместо 0,6%.

3. Эксперты: Российский экспорт услуг может резко замедлиться

Эксперты обращают внимание на то, что рост экспорта услуг на уровне 14% в 2017 г. и на уровне 12% в 2018 г. был восстановительным, и даже по тем позициям, где экспорт услуг значительно превзошел уровень экспорта 2013 г., нельзя говорить о значительном укреплении позиций России по сравнению с другими поставщиками услуг.

4. Новая иммиграционная политика США: не семейные связи, а квалификация

Новая иммиграционная система ставит во главу угла рабочие места, зарплаты и безопасность американцев, заявил Трамп. Он добавил, что при выдаче виз будет учитываться возраст (большее количество баллов отдаваться более молодым заявителям), наличие оффера на работу и намерение создавать в стране рабочие места.
Актуальные новости

1. Вылечил на миллиард. Задержан в России бизнесмен из Беларуси Павел Фролов |

Установлено, что участники межрегиональной группы под руководством ранее судимого гражданина одного из зарубежных государств с целью получения сверхприбыли создали в ряде регионов России сеть медицинских клиник. Сотрудники подконтрольных организатору call-центров, входя в доверие к гражданам, убеждали пройти обследование. А затем работники этих учреждений, не имеющие специального медицинского образования, вводили пожилых людей в заблуждение о наличии у них заболеваний, которые требуют неотложного и дорогостоящего лечения.

2. КГК выявил неэффективное использование бюджетных средств при проведении замены лифтов в Могилеве |

Как сообщили в комитете, в ходе проверки КГК пресечено неэффективное использование бюджетных средств при выполнении мероприятий по замене 92 пассажирских лифтов на 44 государственных объектах. В результате достигнута экономия сметной стоимости на общую сумму 384,1 тыс бел руб.

3. Детали амнистии капитала в России: неуплата налогов и вывод капитала |

Новый раунд амнистии - третий с 2015 года, будет короче предыдущих. Он продлится не год, а всего пять месяцев - с 1 июня 2019 года по 29 февраля 2020-го. В этот период россияне смогут добровольно задекларировать имущество и счета за рубежом и получить освобождение от уплаты налога на доходы физлиц и с прибыли контролируемых иностранных компаний, при условии, что они станут налоговыми резидентами РФ.

4. Комитет госконтроля выявил нарушения и недоработки в добровольном страховании медицинских расходов |

Как сообщила пресс-служба КГК, в последние годы ДСМР динамично развивается: прирост начисленных страховых взносов за 2016 год составил 45% (в целом по видам добровольного страхования – 27%), за 2017 год – 35% (12%), за 2018 год – 28% (18%). Основная доля договоров ДСМР (около 80 процентов) приходится на страхователей – юридических лиц, которые используют его в качестве одного из видов стимулирования своих работников.

5. Еврокомиссия и новая стратегия отношений со странами Центральной Азии |

Предыдущая версия стратегии отношений между ЕС и странами этого региона - Казахстаном, Кыргызской Республикой, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном - действовала с 2007 года. По данным Еврокомиссии, в период 2014-2020 годов Евросоюз выделил более 1 миллиарда евро на развитие региона, в частности, программы в сферах верховенства права, охраны окружающей среды, водоснабжения, торговли и охраны границ.