Эксперты о действиях властей после доклада Президенту: Отложенная нестабильность = девальвация? |
2 марта Александр Лукашенко принимал с отчетом правительство, Нацбанк и руководителей областей по итогам работы экономики за 2017г.
"Хочу понять: являются достигнутые результаты началом положительных тенденций или это временный всплеск? Что стоит за результатами - циклическое оживление, благоприятные внешние условия или мы вышли на качественно новый рост?" - спросил Александр Лукашенко.
Президент обратил внимание, что, по мнению некоторых должностных лиц, чуда пока не произошло - на улучшении экономической ситуации в стране сказались подросшие цены на нефть и оживление спроса в России.
Совмин заявляет о «выходе на траекторию роста». Для Совмина экономические достижения тождественны краткосрочным валовым показателям вне зависимости от издержек их получения и устойчивости. Александр Лукашенко ставит диагноз: «Цифра стала важнее сути. Такие подходы - это решения одного дня, и людям от этого лучше не станет».Правительство посчитало выполненными 85 поручений президента и предложило снять их с контроля, на что Лукашенко недоуменно ответил премьер-министру: «Какое «снять»? Вы, Андрей Владимирович - второе должностное лицо в стране - и так легко замусоливаете системные проблемы?».
Премьер-министр Андрей Кобяков открыто перечит президенту, заявляя, что Беларусь живет по средствам. Лукашенко с цифрами в руках показывает, что в 2017г. на погашение госдолга было потрачено 2,3 млрд USD а новых долгов набрали почти на 3,5 млрд USD. Какая же это жизнь правительства и сектора госпредприятий по средствам, когда постоянно растет госдолг, размер которого усугубляется объемом госгарантий более чем в 10% ВВП? «Сегодня нам нужно максимально избавиться от внешних долгов. Они сковывают наши возможности, особенно социальные… Отдавать около 10% ВВП только на обслуживание госдолга - непозволительная роскошь», - ставит президент в упрек экономическому блоку правительства. Все знают, что без подписи и согласования главы страны ни один закон о бюджете, ни одно значимое постановление Совмина быть принятыми не могут.
Редакция Финансового директора уже публиковала отчет Минфина на критику Президента, а сейчас мы предлагаем вашему вниманию мнения двух известных в нашей стране аналитиков Ярослава Романчука и Владимира Тарасова (для быстрого погружения в тему итогов совещания ФД публикует краткие извлечения из публикаций аналитиков в "Белгазета" и газете "Белорусы и рынок").
Ярослав Романчук: Главная и невыполнимая цель
"Лукашенко справедливо отметил, что Беларусь по темпам роста заметно отстает от среднемировой динамики. За 7 последних лет ВВП мира вырос на 25%, а белорусский оказался меньше 6%.
«Если мы растем медленнее, чем другие, - значит, мы отстаем. Отстаем от мира в развитии, технологиях и, конечно, уровне жизни людей». В 2017г. ВВП страны составил примерно 54 млрд USD. Глава страны поставил задачу выйти к 2025г. на красивую цифру в 100 млрд USD. Отметим, что, по оценке Совмина, ВВП Беларуси в 2020г. будет 58,1 млрд USD. Такая оценка дана в Среднесрочной финансовой программе республиканского бюджета на 2018-20гг., принятой постановлением Совмина от 26.02.2018г.
Увеличить ВВП в долларовом выражении более чем на 85% за 8 лет - весьма амбициозная цель, особенно с учетом накопленных проблем и низкого качества управления доминирующим в белорусской экономике госсектором: «Закредитованность реального сектора растет. Упаси вас Господь даже думать о том, чтобы переложить это на бюджет. А то я часто стал слышать разговоры о фискальных рисках. Если это вы меня плавно готовите к тому, чтобы за счет врачей и учителей оплатить бесхозяйственность предприятий, то лучше сейчас прямо скажите об этом и идите домой отдыхать. Предприятия сами должны зарабатывать деньги и платить налоги в бюджет», - заявил президент.
При этом он дал согласие на то, чтобы только в 2015-16гг. национализировать долги госпредприятий на сумму $1,8 млрд. В конце 2017г. Лукашенко обещал жестко разобраться с «красными» директорами, но взаимоотношения между государством и коммерческими структурами, которые слишком-большие/важные-чтобы-обанкротиться, не изменились. Эти товарищи были и остаются основными бенефициарами проводимой властями экономической политики. Они уже давно смотрят сквозь пальцы на взбучки президента и увещевания правительства. Связывать с ними надежду на рост ВВП страны до 100 млрд USD - это как рассчитывать на попадание сборной Беларуси по футболу в топ-10 команд мира.
Впрочем, 100 млрд USD - это уже не экономика. Это часть новой амбициозной PR-кампании, которая наверняка получит мощную поддержку в следующем политическом цикле (президентская и парламентская кампания)."
ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ НА 2018-2020г.
Показатель | 2018 | 2019 | 2020 |
ВВП, млн. BYN | 112560,5 | 121897,6 | 131422,7 |
Темпы роста ВВП, % | 1,2 | 1,4 | 2,0 |
ИПЦ, (в среднем за год), % | 7,4 | 6,4 | 5,6 |
Ставка рефинансирования, на конец года, % | 10,5 | 9,5 | 9,0 |
Курс BYN/USD, в среднем за год | 2,0379 | 2,1480 | 2,2554 |
Курс BYN/USD, на конец года | 2,0840 | 2,2017 | 2,3091 |
Цена на нефть марки Urals, USD за баррелей | 43 | 43 | 43 |
Темпы роста экспорта товаров, % | -0,2 | 1,6 | 4,0 |
Темпы роста импорта товаров, % | 0,7 | 1,9 | 4,5 |
Отношение госдолга к ВВП, % | 45 | 45 |
45 |
Владимир Тарасов: Отложенная нестабильность = девальвация
"Между президентом и правительством с Нацбанком явно просматривается фундаментальное противоречие.
Президент считает, что правительство и Нацбанк должны поднять экономику страны и заработную плату ее жителям. Но правительство и Нацбанк думают совсем о другом. Нацбанк обеспечил стабильность финансового рынка и банков. Минфин экономит доходы, чтобы за счет профицита иметь возможность поддержать убыточные предприятия. Глава Совмина Андрей Кобяков тоже почему-то озабочен финансовой стабильностью. 2 марта в своем выступлении он отметил сохранение стабильности на валютном, кредитно-депозитном и финансовом рынках, и подчеркнул, что страна живет по средствам.
То есть, чиновники поставили перед собой задачу обеспечить финансовую стабильность, добились этого, заморозив доходы населения, и теперь пребывают в ожидании того, что экономика начнет сама собой развиваться или же кто-то неизвестный начнет осуществлять «комплексность мер экономической политики». Возможно, они ждут реформ от президента, намекая ему на необходимость их проведения.
Таким образом, в управлении Беларуси сложилась тупиковая ситуация. Правительство и Нацбанк считают, что сделали, что могли, и ждут от президента, когда тот даст отмашку «комплексности мер экономической политики». Президент же тоже считает, что он сделал все, что мог, и теперь правительство с Нацбанком должны обеспечить подъем экономики.
Кончится все это плохо. И, вполне возможно, как это у нас традиционно водится, девальвацией рубля. Предпосылки для нее сформировало правительство, которое в целях обеспечения финансовой стабильности явно переусердствовало с экономией средств. В 2017 года бюджет исполнен с профицитом в размере 2,8 млрд. BYN, а только в январе профицит бюджета органов государственного управления составил еще 1,5 млрд. BYN. И это при том, что доходы республиканского бюджета за 2017 год составили 19,8 млрд. BYN.
То есть, получается, что Минфин вывел из экономики колоссальные средства. Судя по приведенным данным, Беларусь вовсе не живет по средствам, она живет намного хуже, чем могла бы. Этим в значительной степени объясняется стабильность белорусских финансов – низкая инфляция и курс доллара меньше 2 BYN/USD.
В результате действий Минфина сформировался некоторый потенциал нестабильности, который может высвободиться в том случае, если бюджет потратит выведенные из экономики деньги. А все к этому идет, потому что президент рано или поздно сообразит, за счет чего обеспечивают стабильность финансов правительство и Нацбанк, которые в принципе не собирались увеличивать зарплату до 1 тыс. BYN, только вслух об этом не говорили. Может выйти скандал. Хотя не обязательно, так как чиновники защищены тем, что проводимую ими программу экономии сам же президент и одобрил. То есть, они обзавелись охранными грамотами, типа той, которую в романе «Три мушкетера» получила миледи: «Совершивший это действовал по личному распоряжению Кардинала и для блага государства».
Но миледи эта грамота не пригодилась, проблемы могут возникнуть и у белорусских чиновников, а потом и у всей страны. Тут уже не так важно, куда уйдут деньги из профицита бюджета – на зарплату или в экономику, эффект будет один – рост курса доллара и инфляции. Конечно, не исключено, что профицит правительство никак не использует вообще, но это уже будет полным безумием, это все равно как выбросить пару миллиардов долларов. Впрочем, происходящие в настоящее время в управлении страной события и так производят впечатление некоторого сюрреализма: чиновники говорят одно, делают другое, а что думают — неизвестно.
Но возможная нестабильность будет рыночным явлением, возвращением к балансу, который должен был иметь место, если бы Минфин не скопидомничал. Если бы он это не делал, тогда в течение 2017 года инфляция была бы немного больше (на пару процентных пунктов), а курс доллара поднялся бы немного выше, чем сейчас (не до 2 BYN/USD, а, допустим, до 2,1-2,2 BYN/USD). Это не привело бы ни к каким неприятным последствиям для экономики и финансов, напротив, темпы роста ВВП были бы существенно выше, так же как и прибыль предприятий и зарплаты работников. Белорусская экономика находится в переходном состоянии и некоторая нестабильность финансов для нее нормальное, естественное явление.
Павел Каллаур 2 марта сказал, что «Ситуация на денежных рынках близка к динамическому равновесию». С этими словами можно было бы согласиться при нулевом профиците бюджета. А когда Минфин заначил 4,3 млрд. BYN, то такая ситуация называется не равновесием, а искусственным сдерживанием инфляции и курса рубля за счет снижения доходов населения и темпов роста ВВП. Это государственная политика руководства страны в настоящее время, причем, одобренная президентом."
<...>