Главный обзор в налогообложении на 2020 год: ставки, льготы, исключения и абсолютные сюрпризы

Главный обзор в налогообложении на 2020 год: ставки, льготы, исключения и абсолютные сюрпризы |

Автор Ирина Полянская, эксперт PRO nalogi.by Ирина Полянская, эксперт PRO nalogi.by
Количество просмотров 171
Автор Указ № 503, Указ № 503, Налоговый кодекс, Налоговый кодекс, НДС, НДС, акцизы, акцизы, прибыль, прибыль, бюджетирование бюджетирование

10 января 2020 г. опубликован Указ от 31.12.2019 № 503 «О налогообложении». Изменения коснулись не только Особенной части Налогового кодекса: ставок и базы для налогов, акцизов и иных сборов. В Общей части Кодекса то же есть важные корректировки. Изменился даже подход к налоговой тайне. Важно обратить внимание, что все изменения вступают в силу в разное время: что-то «задним числом» с 2019, что-то с 1 января 2020 года, некоторые отнесены на весну 2020 года, есть сюрпризы и на 2021 год. 

10 января 2020 г. на официально опубликован Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2019 № 503 «О налогообложении» (далее — Указ № 503). Предлагаем Вашему вниманию наш детальный анализ всех изменений и примечаний об особенностях применения Указа № 503 для планирования бизнеса и налоговых платежей в предстоящем периоде.

Налог на добавленную стоимость

Указом № 503 скорректирован критерий признания индивидуального предпринимателя (далее — ИП) плательщиком НДС.

В 2020 году ИП, применяющий общий порядок налогообложения, будет признаваться плательщиком НДС по достижении выручки от реализации 441 000 бел. руб. нарастающим итогом с начала года (вместо 420 000 бел. руб.).

Аналогичный критерий будет применяться к ИП, применяющему упрощенную систему налогообложения (далее — УСН), в отношении выручки от реализации, получаемой им от коммерческих организаций (за исключением акционерных обществ), участниками, собственниками которых являются он и его родственники.

Акцизы

Указом № 503 вводится льгота по уплате акцизов в отношении дизельного топлива, отгруженного (отпущенного) организациям, входящим в состав государственного ПО «Белоруснефть», в количестве, не превышающем 505 тыс. тонн в год, для дальнейшей поставки сельскохозяйственным организациям и льнозаводам по перечням, формируемым областными исполнительными комитетами и согласованным с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь и Белорусским государственным концерном по нефти и химии.

При этом предусматривается, что при использовании (реализации, передаче) не по целевому назначению такого дизельного топлива плательщиками акцизов признаются организации, входящие в состав ПО «Белоруснефть», допустившие такое нецелевое использование (реализацию, передачу). Исчисление акцизов в таком случае будет производиться по общеустановленным ставкам.

Налог на прибыль

Ставка. ....

Затраты. ...

Справочно: данное положение вызвало ожесточенные споры, поскольку своим письмом от 19.07.2019 № 2-2-10/Ас-01131 Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь разъяснило, что расходы на оплату топлива в пределах рекомендуемых норм, разработанных БелНИИТ «Транстехника» и не установленных Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, признаются сверхнормативными и не учитываются при налогообложении.

Льготы по НДС, налогу на прибыль, налогу на недвижимость для организаций, использующих труд инвалидов ...

Подоходный налог

Сроки уплаты подоходного налога постоянными представительствами. Указом № 503 урегулирован вопрос сроков, в течение которых постоянное представительство обязано перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного подоходного налога.

...

Налог на недвижимость

...

Земельный налог

Налоговая база.

1. Указом № 503 вносятся изменения в порядок определения налоговой базы земельного налога по видам функционального использования.

Так, налоговая база земельного налога на 1 января 2020 г. для исчисления и уплаты земельного налога в 2020 году определяется по видам функционального использования земель в следующем порядке:

...

Указом № 503 изменены установленные пороги по земельным участкам в разрезе оценочных зон.

 

Вид оценочной зоны

Установленный порог (кадастровая стоимость за один гектар)

2019 год

2020 год

Общественно-деловая зона для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций

менее 7 770 бел. руб.

менее 8 159 бел. руб.

Общественно-деловая зона для размещения автомобильных рынков, игорных заведений

менее 5 180 бел. руб.

менее 5 439 бел. руб.

Общественно-деловая зона для размещения иных объектов

менее 28 253 бел. руб.

менее 29 666 бел. руб.

Производственная зона

менее 14 126 бел. руб.

менее 14 832 бел. руб.

Рекреационная зона

менее 15 539 бел. руб.

менее 16 316 бел. руб.

Жилая многоквартирная зона

менее 41 440 бел. руб.

менее 43 512 бел. руб.

Жилая усадебная зона

менее 20 720 бел. руб.

менее 21 756 бел. руб.

 

....

Ставки земельного налога.

1. Указом № 503 изменены ставки земельного налога на земельные участки, по которым в качестве налоговой базы земельного налога применяется площадь земельных участков.

Вид оценочной зоны

2019 год

2020 год

Общественно-деловая, производственная и рекреационная зоны

155,39 бел. руб. за 1 га

163,16 бел. руб. за 1 га

Жилая многоквартирная зона

10,36 бел. руб. за 1 га

10,88 бел. руб. за 1 га

Жилая усадебная зона

20,72 бел. руб. за 1 га

21,76 бел. руб. за 1 га

 

2. Указом № 503 ставка земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения, занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями и другими объектами, устанавливается в размере 0,92 бел. руб. за 1 га (в 2019 году — 0,88 бел. руб. за 1 га).

Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов

...

Государственная пошлина

...

Общая часть НК

Понятие реализации. Для целей налогообложения не признается реализацией безвозмездная передача имущества (работ, услуг), переданного и принятого в соответствии с законодательством, Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам в лице государственных органов и иных юридических лиц.

Справочно: ранее не признавалась реализацией безвозмездная передача имущества (работ, услуг) Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам, в том числе в лице уполномоченных государственных органов, юридических и физических лиц.

Указанными законодательными актами являются:

  • Указ Президента Республики Беларусь от 04.07.2012 № 294 «О порядке распоряжения государственным имуществом» — до 15 ноября 2019 г.;

  • Указ Президента Республики Беларусь от 10.05.2019 № 169 «О распоряжении государственным имуществом» — с 15 ноября 2019 г.

Таким образом, при соблюдении положений вышеназванных указов, предусматривающих передачу и (или) получение государственного имущества, в том числе при передаче в государственную собственность машин, оборудования, транспортных средств и иного движимого имущества, не относящегося к основным средствам у передающей стороны, плательщики вправе будут воспользоваться преференцией, установленной Указом № 503, соответственно, такая безвозмездная передача не будет признаваться объектом налогообложения НДС.

Данная норма вступает в силу с 11 января 2020 г. и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 15 мая 2019 г.

Налоговая тайна

....

Данная норма вступает в силу с 11 апреля 2020 г.

Указом № 503 внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 19.05.2008 № 280 «О включении страховых взносов по видам добровольного страхования, не относящимся к страхованию жизни, в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг)» (далее — Указ № 280).

Подпункт 1.2 п. 1 Указа № 280 дополнен нормой о том, что страховые взносы по страхованию имущества, сданного в аренду (переданного в финансовую аренду (лизинг)), организации-страхователи включают в затраты, учитываемые при налогообложении.

Данная норма вступает в силу с 11 января 2020 г. и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2019 г.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:



Свежие статьи
Сейчас читают

1. Не хотите попасть под штраф при работе с ЕС – изучите новые правила защиты потребителей в интернете

В Евросоюзе с 7 января 2020 года вступили в силу новые правила защиты потребителей в интернете «New Deal for Customers». Речь идет об усилении борьбы против «мошенников и онлайн-обманщиков» и о развитии законодательства после вступления 25 мая 2018 в силу регламента ЕС о защите данных (GDPR), регулирующего распространение и использование личных данных европейцев.

2. Прогноз поведения российского рубля и российского фондового рынка в 2020 году

По оценке Минэкономразвития РФ, дальнейшему укреплению рубля будут способствовать сохранение текущего уровня ставок по банковским кредитным продуктам и реализация текущих бюджетных параметров. Совокупный спрос в экономике при этом сохранится на низком уровне, считают в ведомстве. В 2019 году рубль вырос более чем на 10% к доллару и на 14% к евро. При этом в конце года российская валюта укреплялась вопреки многолетним сезонным традициям.

3. Каковы причины и последствия нефтяного конфликта для Беларуси. Послевкусие к Указу № 9 от 10 января 2020 года

Цены на нефть для Беларуси устанавливают компании двух стран, а не правительство России, заявил вице-премьер РФ Дмитрий Козак. По словам Козака, особенность нефтяной отрасли России в том, что она функционирует на рыночных условиях и цены на нефть не регулируются государством. Он подчеркнул, что сейчас речь идет о частных коммерческих контрактах российских нефтяных компаний с "Белнефтегазом".

4. О новом порядке финансирования и проведения тепловой модернизации домов

Постановление правительства детализирует порядок организации и финансирования подобных мероприятий, а также уточняет способ возмещения собственниками квартир затрат на их реализацию. В документе указаны виды работ, которые будут выполняться при утеплении дома, и определены льготные категории граждан, для которых срок рассрочки может быть увеличен до 15 лет.

5. Белорусские токены: такой доходности за рубежом нигде получить нельзя

То, что делает сегодня БелВЭБ, — это обгоняет время, для Беларуси внедрение такого инструмента — это рано. Но для внешних рынков — наоборот. Поскольку российский финансовый рынок более зрелый, то он готов к этому. Для наших соотечественников, которые живут за рубежом, это тоже понятно, они подтверждают, что такой доходности за рубежом больше нигде получить нельзя.


6. KEF: Ослабить валюту — значит ослабить государство

Память о хаосе на валютном рынке остывает, и поэтому аргументы сторонников эмиссионного кредитования начинают выглядеть все более заманчиво. Отказ Нацбанка решать чужие проблемы через печатный станок раздражает многих, как и высокая степень его автономии в принятии решений. Но национальная валюта – это один из столпов независимости. Ослабить валюту (а именно к этому ведет эмиссионное кредитование) – это значит ослабить государство».