Госкомимущество предлагает законодательно закрепить обязательность применения комплексного целевого назначения земельных участков — «для строительства и обслуживания» |
Одним из основных принципов земельных отношений в соответствии с абзацем четвертым статьи 5 Кодекса Республики Беларусь о земле (далее — Кодекс о земле) является единство судьбы земельного участка и расположенных на нем капитальных строений (зданий, сооружений), если иное не предусмотрено этим Кодексом и иными законодательными актами.
В настоящее время законодательство об охране и использовании земель предусматривает использование различных целевых назначений земельных участков, на которых размещаются капитальные строения (здания, сооружения), — «для строительства», «для строительства и обслуживания» и «для обслуживания».
При этом установленное решением местного исполнительного комитета целевое назначение земельного участка «для строительства» или «для обслуживания» не может ограничивать права собственника здания, сооружения владеть, пользоваться и распоряжаться им. Вместе с тем, в случае изменения технического состояния этого капитального строения (здания, сооружения) или его восстановления вследствие утраты (уничтожения) оно влечет необходимость обращения правообладателя за изменением целевого назначения земельного участка.
Поэтому в целях сокращения количества обращений граждан и организаций в госорганы и осуществления таких процедур Госкомимущество предлагает законодательно закрепить обязательность применения комплексного целевого назначения таких участков — «для строительства и обслуживания» — вместо упомянутых нескольких вариантов при предоставлении земельных участков, предназначенных для размещения капитальных строений (зданий и сооружений).
В данном случае местный исполнительный комитет сразу на этапе предоставления земельного участка для размещения капитального строения (здания, сооружения) определит единое направление их дальнейшего использования с учетом необходимости проведения улучшений в последующем. Это позволит также при принятии завершенного строительством объекта в эксплуатацию не допустить использования земельного участка не по целевому назначению.
Реализация рассматриваемого предложения возможна путем дополнения соответствующей нормой Указа Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков». При этом ранее установленные целевые назначения земельных участков будут действовать до очередного обращения правообладателя за их изменением по мере необходимости и не требовать их обязательного приведения в соответствие с новой нормой.
Плата за право заключения договоров аренды земельных участков (далее — плата за право аренды) определяется на основании кадастровой стоимости земельных участков и зависит от срока аренды. Правила определения платы за право аренды определены подпунктом 2.4 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2008 № 462 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667» (далее — постановление № 462).
Конкретный размер платы за право аренды рассчитывается путем умножения кадастровой стоимости земельного участка на коэффициент, соответствующий сроку аренды.
Эти коэффициенты утверждены постановлением №462 в экспоненциальной зависимости — чем больше срок аренды, тем больше коэффициент, чем меньше срок аренды, тем больше значения смежных коэффициентов. Наибольший размер коэффициента — 0,5 соответствует максимальному сроку аренды 99 лет.
Таким образом, чем больше срок аренды земельного участка, тем меньше стоимость платы за право аренды, приходящейся на каждый год действия этого права.
Постановлением № 462 определены случаи, в которых размер платы за право аренды уменьшается. Так, при предоставлении в аренду земельных участков с расположенными на них капитальными строениями (зданиями, сооружениями), подлежащими сносу, к плате за право аренды применяется дополнительный коэффициент 0,5. При предоставлении в аренду земельных участков резидентам свободных экономических зон для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в этих зонах к плате за право аренды используется дополнительный коэффициент 0,1.
Такой подход, по мнению Госкомимущества, экономически стимулирует арендаторов получать земельные участки на длительный срок, формировать четкие намерения по их целевому использованию, в том числе1 по своевременному возведению на них здании, сооружении, учитывая при этом свои финансовые и иные возможности.
<...>