Кого затронет реформа LIBOR и как она повлияет на отчетность |
Еще два года назад Управлением по контролю за соблюдением норм поведения на финансовых рынках Великобритании (FCA) было объявлено о решении прекратить официальную публикацию ставки LIBOR к концу 2021 года. Как известно, LIBOR является системно важным ориентиром при заключении сделок на различных рынках по всему миру. Однако доверие к ставкам LIBOR было подорвано в связи с рядом скандалов, вызванных махинациями в процессе установления этих ставок. Замешанные в манипуляциях банки в нескольких странах выплатили штрафы на общую сумму порядка 9 миллиардов долларов.
Как реформа отразится на нашем банковском секторе? Какие действия необходимо предпринять банкам в переходном периоде?
Аналитики отмечают, что реформа LIBOR окажет огромное одномоментное влияние на рынок финансов, а неясность самой процедуры отказа от LIBOR уже сейчас требует в качестве ориентира в долгосрочных контрактах заранее сформировать индивидуальные детальные планы перехода к альтернативным ставкам, поэтому и предлагают включать в контракты резервные положения (fallback provisions).
Переход на новые IBOR может негативно отразиться на эффективности текущих стратегий хеджирования, в составе которых в качестве фактора риска фигурирует ставка LIBOR: после изменения ставок хеджируемой позиции и инструментов хеджирования может оказаться, что риски захеджированы не полностью. Также прогнозируется одномоментное влияние на финансовый результат и стоимость позиций на балансах финансовых учреждений в момент перехода.
Европейская консультативная группа по финансовой отчетности (EFRAG) представила предварительный вариант первой фазы модификации требований к отчетности хеджирования, позволяя компаниям исходить из, возможно, не совсем правдивого допущения, что ориентировочная ставка (LIBOR и проч.), на которой они рассчитывают хеджируемые денежные потоки, не изменится вследствие реформы.
Переход в случае каждой использующейся сегодня в мире межбанковской процентной ставки может быть разным, и время его окончания — тоже. Следовательно, и решение в случае каждой IBOR может потребоваться свое. Эксперты EFRAG обсуждают три возможных основных сценария перехода, каждый из которых может привести к своим проблемам для компаний.
Важно в этот период неопределенности понять, какие именно процентные ставки заменят собой LIBOR в результате реформы, поэтому регуляторы стремятся не допустить, чтобы компании, у которых раньше были задействованы эффективные стратегии хеджирования, были вынуждены прекратить хеджирование только лишь из-за неопределенности относительно будущих денежных потоков, которые придут на смену основанным на LIBOR потокам.
Отчетность хеджирования по-прежнему основывается на высоком уровне определенности, но в перспективе может появиться сильная экономическая зависимость между элементами, которые хеджируются, и производными инструментами, которые используются для хеджирования этих элементов. Специалисты ожидают изменений, способных не допустить неопределенности в связи с заменой основанных на LIBOR величин, которая сама по себе провоцирует нарушения в отчетности хеджирования.
Регуляторы уже готовы предложить ограниченные по времени действия корректировки — исключение, которое может действовать либо до момента полной ясности с будущими соглашениями хеджирования после замены LIBOR, либо до момента завершения соглашений хеджирования по другим причинам. И уже на второй фазе реформы потребуются изменения в международные стандарты финансовой отчетности (в частности, в IFRS 9 и IAS 38), после того как появится определенность относительно новых денежных потоков. Именно на второй фазе можно ожидать изменения в отчетности хеджирования. Например, какими могут быть последствия модификации контрактных денежных потоков, какие инструменты необходимо будет списывать и т.д.
<...>