Манипулирование отчетностью: «нет записи — нет проблемы с подделкой» |
Завершается финансовый год, и наступает очередная отчетная кампания. Негативные особенности отчетных кампаний прошлых лет наводят на размышления о дополнительном соблазне к манипулированию отчетностью в условиях, похожих на рецессию или экономический кризис. Экономический кризис создает благоприятную основу для роста кризиса доверия. Эта тема постоянно рассматривается профессиональным сообществом, ведь очередной экономический кризис на развивающихся рынках связан со значительным увеличением различных видов рисков. В ответ на эти риски некоторые предприятия используют различного рода мошенничества.
Два года назад компания EY завершила исследование «Мошенничество и коррупция — легкий способ ускорить рост?» (Fraud and corruption — the easy option for growth?), которое показало следующее:
■ 61% респондентов отмечает широкое распространение коррупции на быстрорастущих рынках;
■ 20% компаний полагают, что реализация корпоративных политик в области противодействия взяточничеству и коррупции снижает их конкурентоспособность;
■ 37% респондентов согласны с тем, что компании зачастую завышают финансовые показатели;
■ риски, связанные с мошенничеством, распространяются не только на быстрорастущие рынки;
■ 26% респондентов из числа руководителей высшего звена подтвердили, что слышали о преждевременном признании дохода, которое имело место в их организациях в прошлом году, — именно такое поведение оказалось в центре многих громких коррупционных скандалов;
■ 21% респондентов считает, что компании не раскрывают плохие новости о финансовых показателях всем участникам рынка.
Картина достаточно мрачная, подтверждающая опасения, что мошенничество и коррупция самовоспроизводятся, затрагивая всё новые экономические субъекты. Специалисты называют в качестве основных причин манипуляций с финансовой отчетностью:
■ недостатки в процессах управления и планирования;
■ подмену понятий в ходе планирования деятельности;
■ неоправданное использование показателей финансовой отчетности в качестве индикаторов достижений/недостатков деятельности;
■ «давление» рейтингов и зависимость от внешнего финансирования;
■ вознаграждения и поощрения руководства, необоснованные показатели эффективности;
■ попытки сокрытия информации и дезинформирования по всей вертикали управления, непрозрачность и непоследовательность в принятии решений, приверженность к смене управленческой модели;
■ недоразвитость и слабость внешних институтов, в том числе инфраструктуры рынка — аудиторов, оценщиков, рейтинговых агентств, финансовых посредников.
Фактически любой показатель финансовой отчетности может стать объектом манипулирования. Особое внимание следует уделить тому, что нерегистрация или задержка регистрации фактов хозяйственной деятельности — самый простой способ для искажения данных и благоприятная почва для реализации принципа «нет записи — нет проблемы с подделкой».
<...>