О новом законодательстве против неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком в России |
В России вступили в силу законодательные акты, направленные против неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирование рынком:
-
Перечень инсайдерской информации, которая может раскрываться в ограниченных составе или объеме содержится в Постановлении Правительства Российской Федерации от 09.04.2019 № 416;
-
основные положения включены в Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Закон направлен на совершенствование правового регулирования в сфере противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
В этих целях в Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вносятся изменения, в соответствии с которыми уточняются перечень лиц, являющихся инсайдерами, требования по ведению и передаче списка инсайдеров, понятие инсайдерской информации, а также конкретизируется обязанность юридических лиц по составлению собственных перечней такой информации с учётом особенностей их деятельности.
На юридические лица, относящиеся к инсайдерам, возлагается обязанность с учётом требований Банка России утвердить правила внутреннего контроля по предотвращению, выявлению и пресечению неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.
Уточняются особенности раскрытия инсайдерской информации, в том числе закрепляется полномочие Правительства Российской Федерации определить случаи, в которых инсайдерская информация не подлежит раскрытию (предоставлению) или подлежит раскрытию (предоставлению) в ограниченном составе.
Федеральным законом также совершенствуется правовое регулирование механизмов противодействия манипулированию рынком. В частности, определяется понятие манипулирования рынком, а также устанавливается полномочие Банка России утверждать исчерпывающий перечень действий, являющихся манипулированием рынком.
Помимо этого Федеральным законом конкретизируются основания и особенности проведения Банком России проверок соблюдения отдельными органами, организациями, служащими Банка России, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России. В частности, определяются особенности проведения проверок Банком России лиц, не являющихся кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями.
Кроме этого согласно Федеральному закону за разглашение инсайдерской информации или иной информации, составляющей коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну и полученной в ходе проведенных Банком России проверок, Банк России и его служащие несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность, в том числе в виде возмещения убытков.
Корреспондирующие изменения, касающиеся принятия клиринговыми организациями и организаторами торговли мер по осуществлению контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, вносятся в федеральные законы «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте» и «Об организованных торгах».
Перечень инсайдерской информации, которая может раскрываться в ограниченных составе или объеме содержится в Постановлении Правительства Российской Федерации от 09.04.2019 № 416 «Об особенностях раскрытия инсайдерской информации, подлежащей раскрытию в соответствии с требованиями Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В перечень включена информация, в частности:
-
о лицах, входящих в состав органов управления, заместителях единоличного исполнительного органа, главном бухгалтере, его заместителях, руководителях и главных бухгалтерах филиалов лиц, являющихся инсайдерами;
-
о лицах, входящих в состав органов контроля за финансово-хозяйственной деятельностью лиц, являющихся инсайдерами;
-
о сделках лиц, являющихся инсайдерами, его контролирующих лиц, подконтрольных ему лиц;
-
о лице, являющемся инсайдером, по облигациям которого предоставлено обеспечение.
Лица, являющиеся инсайдерами, вправе принять решение о раскрытии инсайдерской информации, указанной в перечне, если в отношении них действуют меры ограничительного характера или они являются кредитной организацией, отнесенной к категории уполномоченных банков, если раскрытие инсайдерской информации должно быть осуществлено в отношении сделки, связанной с выполнением государственного оборонного заказа и реализацией военно-технического сотрудничества, а также в ряде других случаев.
<...>