О последствиях для белорусских компаний повышения НДС в России |
Хочу обратить ваше внимание на два события, которые в связке имеют негативные последствия для нашей внешней торговли и требуют особой подготовки.
Премьер-министры России и Беларуси договорились со следующего года полностью перейти на расчеты в нацвалютах, но они ни одного слова не сказали о рисках нестабильности российского рубля и его склонности к девальвации, поэтому нам надо помнить уроки 2015 года и просчитывать эти риски заранее.
Слабость российского рубля вызвана не только внешними санкциями, но и планомерными действиями их властей. Крепкий рубль мешает их росту, а нам надо подстраиваться под их музыку.
Повышение НДС в России я предлагаю рассматривать как настоящий вызов и испытание. Вообще говоря, повышение НДС — достаточно распространенная практика во многих странах мира, особенно начиная с 2000 г., когда многие из них столкнулись с высоким дефицитом бюджета. Так, Германия в 2007 г. повысила НДС с 16% до 19%. В Великобритании НДС был повышен в 2011 г. с 17,5% до 20%. Да и мы в Беларуси прыгнули на 20% в 2010 г. и на 25% в 2016 г. Основываясь на опыте, мы достаточно точно можем предсказать обычные последствия этого шага.
Цены на потребительские товары, облагаемые по стандартной ставке налога, вырастут уже накануне повышения на 1,3–1,8%. Некоторые продовольственные товары (облагаемые по ставке 10%), такие как мясо, птица, яйца, молоко, соль, сахар, не должны подорожать, но подорожают «за компанию». В целом, инфляция в России в 2019 г. может дополнительно вырасти на 1,2%. Мы ожидаем, что рост цен на пике (в середине 2019 г.) может доходить до 7%, а в начале 2020 г. опустится ниже 6%.
Приведу слова Эльвиры Набиуллиной: «Хотя повышение НДС запланировано с 2019 г., не исключено, что уже в этом году может быть некоторый проинфляционный эффект через изменение инфляционных ожиданий и опережающую подстройку цен… Полностью эффект от налоговых изменений будет исчерпан в начале 2020 г., тогда инфляция вернется к 4%».
Экономическая активность в начале 2019 года из-за российских каникул и так нулевая, а тут она снизится на весь первый квартал. Очевидно, что вследствие роста затрат потребительский спрос будет восстанавливаться гораздо медленнее, но этот фактор будет сглаживаться ростом доходов населения.
Проблема кроется в неопределенности. И не столько в неопределенности относительно будущего, сколько в нарушении текущих ожиданий, на которых построены бизнес-планы и стратегии. Банк России вынужден пересматривать свою денежно-кредитную политику, фактически на полтора года приостанавливая снижение ключевой ставки. Стоимость долгосрочного финансирования возрастает с ростом неопределенности относительно действительного влияния повышения налогов на инфляцию. Все это создает большие неудобства и вновь несколько приостановит планы развития, а также отразится на экспорте инвестиционных товаров. И это первый и не последний случай неожиданных перемен.
Для Беларуси есть шанс для роста транзитного потока и уплаты ввозного НДС на внешней границе ЕАЭС (в белорусский «пирог» ввозного НДС стран ЕАЭС), рост цен на российские товары и товары из третьих стран на территории РФ поможет позиционировать белорусские товары и увеличить экспорт продукции из нашей страны. Но! Российские покупатели должны сразу уплачивать ввозной НДС, и им не понравится расставаться с деньгами, поэтому они будут пополнять оборотку за счет отсрочек/просрочек.
Россия наверняка будет проводить ревизию перечней товаров и услуг с льготными и пониженными ставками НДС, и нам придется держать руку на пульсе, чтобы лекарства, детские товары, продукты питания и прочее, сохраняя льготы по НДС, смогли увеличить долю на рынке РФ.
Однако нужно понимать, что такое глобальное изменение ставки НДС будет стимулировать российских производителей расширять экспорт, в том числе в Беларусь. Напомню, что желание производителей сократить налоговую нагрузку всегда сознательно приводит к желанию больше отгрузить на экспорт. Такие действия сопровождаются в том числе и ценовым демпингом. Это чревато тем, что на внутреннем белорусском рынке будет появляться все больше российских товаров. И примеров, что какая-нибудь российская минеральная вода в Беларуси стоит на 40% дешевле, чем в самой России, будет много. Справятся ли наши органы сертификации, контроля качества и МАРТ с этими волнами из РФ — нам предстоит узнать уже в начале 2019 года.
Андрей Карпунин,
председатель клуба финансовых директоров
<...>