Представители МФК и Всемирного банка: о привлечении инвестиций и проблемах госсектора

Представители МФК и Всемирного банка: о привлечении инвестиций и проблемах госсектора |

Количество просмотров 576
Автор МФК, МФК, Всемирный банк, Всемирный банк, инвестиции, инвестиции, госсектор госсектор
Представитель Международной финансовой корпорации рассказала, почему, несмотря на все плюсы, Беларусь неинтересна иностранным инвесторам.

Минэкономики вынесло на общественное обсуждение проект постановления Совмина «Об утверждении стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь до 2025 года». 

Правительство поставило цель улучшить инвестиционный климат и за пять лет увеличить количество прямых иностранных инвестиций до 3 миллиардов долларов в год. Планы планами, а какая ситуация с иностранными инвестициями сейчас в Беларуси?

Сейчас в развитых и развивающихся странах мира темп инвестиций не растет, они перераспределяются. При этом в единственном регионе (он включает Беларусь и еще 19 стран постсоветского пространства, а также бывшую Югославию) наблюдается гигантский рост - плюс 65% за 2019 год к 2018-му. 

Одна только Международная финансовая корпорация (МФК) за все время инвестировала в Беларусь 850 млн долларов, в 2020 году в нас вложат еще около 75 млн.

- То, что нам повезло оказаться в этом регионе, - отличная новость, - говорит глава Представительства Международной финансовой корпорации в Беларуси Ольга Щербина на семинаре BEROC, посвященном структурным вызовам роста экономики. - Но есть и плохая новость: в общем объеме наши инвестиции настолько маленькие, а конкуренция настолько большая, что Беларуси для того, чтобы занять место в этом небольшом кусочке пирога мировых инвестиций, приходится очень сильно напрягаться.

Инвестиции - это не только деньги в страну, это технологии, знания, ноу-хау, новые рабочие места, хорошие зарплаты.

Высокая долговая нагрузка, низкая рентабельность и относительно слабая производительность труда – это лишь одни из немногих проблем белорусского госсектора.


Как отметил на семинаре BEROC, посвященном экономическому росту Беларуси, представитель Всемирного банка Кирилл Гайдук, в Беларуси до сих пор число госпредприятий остается довольно значительным. 

«Хотя в последние годы их количество немного уменьшилось с 3869 в 2012 году до 3298 в 2019 году. Их число упало на треть в промышленном секторе, но доля оставшихся выросла с 66,9% до 74,1%», – заметил экономист.

Характеризуя их финансовое положение, он обратил внимание на рост просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, а также задолженности по кредитам и займам, которые выросли в годы кризиса, и растут до сих пор, несмотря на циклическое восстановление 2017-19 годов.

Как отметил Кирилл Гайдук, Всемирный банк проанализировал отчеты и балансы 70 крупных госпредприятий (ОАО) за 2015 год по показателям эффективности, рентабельности и использованию активов и сравнил с аналогичными показателями 100 предприятий из стран СНГ, Центрально-Восточной Европы, работающих в тех же секторах.

По итогам данного анализа экспертам удалось выделить четыре типа проблем белорусского госсектора – это более низкая эффективность использования активов, более высокая долговая нагрузка, низкая рентабельность и относительно слабая производительность труда.

«Понятно, что 2015 был годом рецессии, но если посмотреть и на сегодняшние данные, то видно, что проблемы сохраняются», – заметил Гайдук.

Структурные  вызовы

Говоря о макроэкономических или структурных последствиях ухудшения состояния госпредприятий, эксперт назвал его влияние на экономический рост.

«Снижается вклад капитала в экономический рост, а он был довольно высоким в 2009-12 годах. Совокупная факторная производительность находится в отрицательной зоне. Что касаемо финансовой стабильности, то здесь также сохраняется  высокая долговая нагрузка на предприятиях промышленности и строительного сектора при одновременном росте необслуживаемых активов», – рассказал представитель Всемирного банка.

По словам эксперта, макроэкономические последствия проявляются и во внешнем секторе. Чистая инвестиционная позиция страны стала значительно ухудшаться после 2008 -2009 годов и фактически сегодня финансируется за счет того, что сектор госуправления вынужден привлекать кредиты.

«Это все добавляет токсичности этому сектору», – заключил он.

Также в Беларуси пока доминирует финансовая реструктуризация или растягивание долгов по времени, перекладывания их частично на бюджет некоторых предприятий, добавил Кирилл Гайдук.

Между тем он признал, что в стране уже заметна ориентация на поддержку и увеличение частного сектора.

«Наверное, предполагается, что он постепенно как более эффективный будет замещать те предприятия, которые будут выбывать с рынка. Но это в долгосрочной перспективе. Пока мы видим, что ухудшение состояния госсектора влияет на макропоказатели и создает структурные вызовы для экономики», – признал эксперт.

Что можно предпринять?

Кирилл Гайдук предлагает воспользоваться решениями, опираясь на опыт других стран.

«Например, первая мера – это финансовая реструктуризация. Однако, надо понимать, что она сопряжена с фискальными издержками. Спасение предприятий за счет бюджета стоит дорого, и не всегда есть возможность сделать это», – считает Гайдук.

Эксперт в свою очередь обратил внимание на такую меру как внутренняя операционная реструктуризация.

«Это если все делать своими силами без привлечения внешних управляющих. Тогда сохраняется контроль, но есть проблемы инсайдеровских интересов, которые могут доминировать», – рассказал эксперт.

Перспективной и хорошей мерой представитель Всемирного банка назвал «корпоративное управление», которое включает в себя разделение функций регулятора и собственника. Правда, по мнению эксперта, могут возникнуть сложности и риски ненадлежащей реализации данной меры.

«Часто как рецепт и спасение звучит приватизация, однако, имеется риск не всегда вернуть инвестиции. Но есть здесь и позитивная вещь – это участие иностранных инвесторов с компетенциями и доступом к рынку», – считатет он.

Резюмируя, Кирилл Гайдук предположил, что все эти меры помогли бы снизить токсичность госсектора и могли бы работать в комплексе – главное,  было бы желание их реализовать.


<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Свежие статьи
Сейчас читают

1. МАРТ о новых СаНПИНах по уменьшению риска распространения COVID-19

МАРТ были доработаны Рекомендации по минимизации риска возникновения и распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19, при осуществлении деятельности в области торговли, бытового обслуживания населения и общепита.

2. Как получить субсидию на доплату работникам за май–июль 2020 года

Указом предусмотрена возможность получения нанимателями субсидий для доплаты до минимальной заработной платы своим работникам в случае их вынужденной неполной занятости или объявления простоя в период с 1 мая по 31 июля 2020 года, а также уплаты взносов в ФСЗН. Решение о предоставлении субсидий будет приниматься местным исполнительным и распорядительным органом, а перечисление денежных средств - органом ФСЗН.

3. Развиваем бизнес: будут новые условия предоставления земельных участков юрлицам

Учитывая опыт предыдущих изменений законодательства об охране и использовании земель, а также для недопущения возложения на юрлиц новых обязательств и увеличения связанных с этим административных процедур, предлагается сохранить действие права постоянного или временного пользования на ранее предоставленные земельные участки, а также возможность его перехода к иным организациям в случае перехода к ним права на расположенные на этих земельных участках капитальные строения.

4. Беларусь вводит новый порядок согласования цен на лекарственные средства

В МАРТ напомнили, что указом №143 производителям лекарственных средств, цены на которые уже зарегистрированы, лицам, осуществляющим оптовую и розничную торговлю такими лекарственными средствами, предоставлено право при соответствующем обосновании и при условии согласования с комиссией не учитывать зарегистрированные предельные отпускные цены.

5. Регулирование производителей и торговцев табачными изделиями

Декретом президента Беларуси от 21 мая 2020 № 2 с 1 июля 2020 г отменяется ведение Государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, хранение, оптовую, розничную торговлю табачными изделиями. Продавцам запрещается продавать несовершеннолетним не только табачные изделия и жидкости к электронным системам курения, но и сами такие системы, а также системы для потребления табака.

6. Свежие данные: в период самоизоляции люди снижают свои расходы на треть

У нас, к сожалению, нет данных по потребительским расходам в Беларуси, но статданные европейских стран и России уже доступны для анализа. Убеждены, что в нашей стране общая картина не отличается. Сокращение доходов и ограничения влекут сокращение расходов. Тем более на фоне изменений в подходах к кредитованию, о которых мы уже писали ранее.