Разрыв в зарплатах между Минском и регионами увеличился |
Количество просмотров 38
Автор ФОТ, ФОТ, статистика, статистика, макроэкономика макроэкономика
Разрыв в зарплатах между Минском и регионами увеличился

В 2014-2018 годах существенно увеличился разрыв в уровне зарплат между белорусской столицей и регионами, а также между зарплатами в Беларуси и соседних странах.

Такие выводы содержатся в дискуссионном материале директора Исследовательского центра ИПМ Александра Чубрика, размещенном на сайте  kef.by.

1. За последние несколько лет различия между регионами Беларуси (Минск – Минская область – остальные области, относительно густонаселенные территории – территории с низкой плотностью населения и т.п.) резко возросли. Дивергенция между регионами началась накануне рецессии 2015–2016 гг. и не прекратилась, а даже ускорилась с началом восстановления экономики. Более того, за период рецессии существенно углубилась разница в уровне доходов между Беларусью и соседними странами – реципиентами белорусской рабочей силы (Россией, Польшей и Литвой). Если в 2014 г. средняя зарплата по областям Беларуси составляла 69–77% от зарплаты г. Минска, 61–69% от российской, 57–65% от литовской и 43–48% от польской, то в 2018 г. – 60–72% от зарплаты г. Минска, 57–68% от российской и всего лишь 36–43% от литовской и 31–37% от польской зарплаты. При этом верхняя граница этих интервалов – это Минская область, а в остальных регионах средняя зарплата была заметно ниже. 

2. Точный анализ последствий возросшего разрыва в оплате труда между Минском и регионами представляется затруднительным ввиду отсутствия данных (вероятно, их даст перепись населения), но, судя по всему, миграционные процессы ускорились и регионы начали быстрее терять наиболее активную и квалифицированную рабочую силу. При этом крупные районы столкнулись с оттоком молодежи (в среднем, чем крупнее был район, тем больше уменьшилась доля населения в возрасте 15–24 года с 2014 по 2018 гг., коэффициент корреляции составил 0.6861 ), а небольшие районы – с оттоком наиболее активной части рабочей силы (в среднем, чем меньше был район, тем больше уменьшилась доля населения в возрасте 25–39 лет за указанный период, коэффициент корреляции составил 0.702). Очевидно, подобные тенденции угрожают устойчивости экономического развития страны и требуют мер, которые позволили бы регионам страны не утратить свой потенциал.

Статданные, констатирует он, свидетельствуют, что чем крупнее был район, тем больше уменьшилась доля населения 15-24 лет в 2014-2018 годах. В то же время небольшие районы столкнулись с оттоком наиболее активной части рабочей силы. Чем меньше был район, тем больше уменьшилась доля населения в возрасте 25-39 лет за 2014-2018 годы.

«Очевидно, подобные тенденции угрожают устойчивости экономического развития страны и требуют мер, которые позволили бы регионам страны не утратить свой потенциал», — полагает Чубрик.

По его мнению, при сохранении неизменной региональной политики этот потенциал будет утрачиваться.

В этой связи эксперт предлагает реализовать меры, которые бы стимулировали экономическую активность в регионах.

Чтобы инвестиций в регионы поступало больше, экономист предлагает создать на базе каждой свободной экономической зоны, существующей в областях, аналог режима «одной станции», применяемого в индустриальном парке «Великий камень».

«Это позволит радикально сократить сроки согласований, сопутствующих реализации инвестиционных проектов, и повысит инвестиционную привлекательность регионов», — убежден Чубрик.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войти под своей учётной записью

Поделиться в соцсетях:




1. Возможности, будущее, опыт. Всемирная неделя предпринимательства в Беларуси пройдет с 18 по 24 ноября

Всемирная неделя предпринимательства 2019 (GEW) в Беларуси пройдет с 18 по 24 ноября и станет важным международным событием для собственников бизнеса, корпораций, инвесторов и стартапов. Главное деловое мероприятие Беларуси объединит уникальные белорусские и международные компании, инвестиции и финтех решения, инновации и успешные кейсы.

2. О проекте изменений в Указ об оценочной деятельности в Республике Беларусь

Согласно проекту документа действие указа № 615 предлагается распространить на случаи добровольного страхования движимого и недвижимого имущества. Сейчас указ № 615 не распространяется на оценку движимого и недвижимого имущества в связи со страхованием. Соответственно, аттестованные оценщики не вправе проводить оценку имущества для этих целей.

3. Подробности экономической интеграции Беларуси и России

Россия и Беларусь намерены создать единый Налоговый и Гражданский кодексы, внешнеторговый режим, а также унифицировать учет собственности к 2021 году. К 1 ноября 2019 года должны создать «дорожную карту», объединяющую отраслевое регулирование. Помимо ТЭК гармонизировать предлагается «промышленную политику», что бы это ни значило, режим госрегулирования агрорынков, торговли, транспорта и связи, антимонопольную политику, режим защиты потребителей.