Бег по минному полю, или Почему государство не отпускает вожжи? О свободном ценообразовании в целях максимизации прибыли |
На вопросы редакции журнала отвечает Сергей Петрович Ковальчук, эксперт-консультант по вопросам ценообразования, руководитель проекта «Эффективный прайсинг», автор книг, многочисленных публикаций по вопросам ценообразования с 20-летним опытом работы на промышленном предприятии, в Департаменте ценовой политики Минэкономики, экономическом университете.
Наиболее быстрым и действенным инструментом увеличения прибыли любой организации является цена. Усредненные данные по 1 200 организациям показывают, что 1% увеличения цены при неизменном значении остальных показателей способствует увеличению прибыли на 11%, что дает такой же эффект, как снижение удельных переменных затрат на 1,5%, либо увеличение объема продаж (в физических величинах) на 3,0%, либо снижение постоянных затрат на 4,1%.
Однако в практической деятельности у субъектов хозяйствования возникают вопросы о возможности повышения цен, вызванные не столько конъюнктурными факторами, сколько административным сдерживанием…
— Сергей Петрович, существует ли в Беларуси запрет на рост цен?
— Нет, не существует.
— А как же параметры социально-экономического развития Беларуси?
— Вопрос ожидаемый. Он вытекает из периодически встречающихся в средствах массовой информации вербальных сообщений органов государственного управления примерно следующего содержания: «…прогноз годовой инфляции в Беларуси не превышает 6%, и торговые объекты обязаны ориентироваться на этот показатель»; «…при установленном параметре изменения потребительских цен на 2018 год не более 6%...» и им подобным.
Но давайте рассмотрим ответ на данный вопрос через призму норм действующего законодательства.
Важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2018 год определены п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2017 № 469 «О задачах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2018 год» (далее — Указ № 469).
В перечень данных параметров включены: ВВП (в сопоставимых ценах), производительность труда по ВВП, экспорт товаров и услуг, сальдо внешней торговли товарами и услугами (в процентах к ВВП), прямые иностранные инвестиции, реальные располагаемые денежные доходы населения. И все.
Индекс потребительских цен в указанный перечень не включен. До 2016 года включался, а с прошлого года уже нет. Хотя он упоминается в п. 2 Указа № 469, который буквально звучит так: «Национальному банку совместно с Советом Министров Республики Беларусь принять необходимые меры по ограничению в 2018 году прироста индекса потребительских цен на уровне не более 6% (декабрь 2018 г. к декабрю 2017 г.)».
Таким образом, индекс потребительских цен в размере 106,0% представляет собой всего лишь целевой ориентир, установленный Президентом Нацбанку и Правительству, но никак не параметр, который обязаны соблюдать субъекты хозяйствования.
— Правомерно ли доведение индекса потребительских цен до субъектов хозяйствования?
— В рамках законодательства — нет.
Нормами Указа № 469 (в частности, п. 6 и п. 5.1) установлено, что не допускается доведение:
· руководителям организаций показателей, не определенных Совмином;
· показателей организациям, не имеющим доли государства, либо в уставных фондах которых менее 50% акций (долей) принадлежит государству, а также микроорганизациям и организациям с участием иностранного капитала.
И если в Указе Президента говорится о том, что не допускается, это означает, что не допускается. Никто и никому не давал права не выполнять указаний Президента.
Показатели эффективности работы руководителей организаций, имущество которых находится в собственности государства, и организаций, в уставных фондах которых 50% и более акций (долей) принадлежит государству (кроме микроорганизаций и организаций с участием иностранного капитала), определены п. 2.2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2017 № 1053 «О реализации задач социально-экономического развития Республики Беларусь на 2018 год» (далее — Постановление № 1053). В этот перечень включены: чистая прибыль; рентабельность продаж; снижение уровня затрат на производство и реализацию; для организаций, осуществляющих внешнеторговую деятельность, — еще и темпы роста экспорта товаров и услуг. И все. Индекс потребительских цен в указанный перечень не включен.
Пунктом 4 Постановления № 1053 определено, что доведение иных показателей, а также показателей иным организациям не допускается.
Таким образом, ни Указом № 469, ни Постановлением № 1053 не предусмотрено доведение индекса потребительских цен до субъектов хозяйствования.
Об этом же говорил и Премьер-министр Беларуси Сергей Румас на заседании Совмина 28 августа текущего года, в ходе которого он напомнил о недопустимости доводить показатели частному бизнесу. Он сказал: «Тема не новая, но как-то замылена, хотя для меня она очень важная. Это касается всех присутствующих, и в первую очередь губернаторов. Я имею в виду пункт проекта указа, которым устанавливается запрет на доведение показателей частному бизнесу, а также показателей, не определенных Правительством. Такая же норма есть и в действующем Указе № 469 «О задачах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2018 год». Однако на практике ситуация складывается по-другому. Требования Указа на местах не выполняются. Доводятся задания до организаций всех форм собственности, включая частников».
— Можно ли привлечь к административной ответственности субъектов хозяйствования (их должностных лиц) за несоблюдение индекса потребительских цен?
— В настоящее время нет.
Единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории Республики Беларусь, является Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), ст. 12.4 которого предусмотрена административная ответственность за нарушение ценовой дисциплины.
КоАП предусмотрена ответственность за нарушение установленного порядка формирования и применения цен (тарифов) как для субъекта предпринимательской деятельности, так и для должностного лица.
Частью 2 ст. 12.4 КоАП предусмотрена ответственность субъекта предпринимательской деятельности за нарушение установленных уполномоченными государственными органами фиксированных, предельных цен (тарифов), предельных нормативов рентабельности, оптовых, торговых надбавок (скидок).
Ответственность субъекта хозяйствования за несоблюдение индекса потребительских цен ч. 2 ст. 12.4 КоАП не предусмотрена.
Часть 3 ст. 12.4 КоАП предусматривает ответственность субъекта предпринимательской деятельности за реализацию продукции, в отношении которой осуществляется государственное регулирование цен, без экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен, или с нарушением установленного порядка регистрации цен.
Следовательно, п. 3 ст. 12.4 КоАП также не предусматривает ответственность субъекта предпринимательской деятельности за несоблюдение индекса потребительских цен.
Административная ответственность должностного лица за нарушение установленного порядка формирования и применения цен предусмотрена ч. 1 ст. 12.4 КоАП.
Данная формулировка предполагает, что если каким-либо актом законодательства будет определена необходимость соблюдения субъектом хозяйствования индекса потребительских цен, то за несоблюдение данного показателя должностное лицо субъекта хозяйствования может быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.4 КоАП.
Давайте обратимся к практике. Согласно официальной статистике, в 2016 году цены на чеснок выросли на 46,2%, бюстгалтеры — на 31,4%, крупу гречневую — на 31,1%, жевательную резинку — на 29,0%, спички — на 25,6%. А на некоторые виды услуг тарифы выросли еще больше: услуги бань и душевых — на 78,6%, жилищно-коммунальные — на 30,7% (в том числе техническое обслуживание — 62,5%). И нет ни одного примера того, как привлекли субъект хозяйствования либо должностное лицо к административной ответственности за поднятие цены. Аналогичная ситуация и по итогам 2017 года.
— Означает ли все Вами сказанное, что Вы лоббируете интересы производителей и посредников в ущерб интересам покупателей?
— Ни в коей мере. В повседневной жизни мы все выступаем в роли покупателей и потребителей. И я как покупатель не заинтересован в том, чтобы цены на приобретаемые мной товары и услуги росли. Но Вы пригласили меня не как представителя потребителей, а как эксперта. И отвечать я должен не исходя из своих меркантильных интересов, а исходя из норм действующего законодательства.
— А как же озабоченность Президента относительно роста цен?
— Да, действительно, выступая перед трудовыми коллективами, предпринимателями, журналистами, членами парламента и Правительства, профсоюзами, Президент периодически поднимает вопрос о недопустимости необоснованного роста цен. Хочу подчеркнуть: всегда, в 100% случаев, когда Президент, другие государственные чиновники говорят о недопустимости роста цен, они используют одно и то же прилагательное — «необоснованного».
Однако мы должны понимать несколько вещей: во-первых, риторика — это одно, а законодательство — это совершенно другое; во-вторых, у Нацбанка и Правительства помимо административных запретов есть иные рычаги воздействия на происходящие в стране экономические процессы. Так, например, уже с 2015 года Нацбанк проводит достаточно последовательную денежно-кредитную политику. В течение последних 3,5 лет мы не наблюдаем ранее характерной политики расширения денежной массы, Нацбанк продолжает выполнять политику таргетирования инфляции и, по-видимому, намерен и в дальнейшем ее придерживаться, что благоприятно влияет на снижение темпов роста потребительских цен и тем самым позволяет Нацбанку и Правительству достигать поставленных целей без осуществления административных запретов.
<...>