ТЦО за внешней торговлей: самое «интересное» еще только начинается |
В Беларуси сама методология контроля за трансфертным ценообразованием появилась всего несколько лет назад. Сначала анализировались только сделки с недвижимостью, а с 2016 года в Налоговом кодексе нормы расширили и на товарные контракты.
Единичные примеры доначисления налогов по сделкам с недвижимостью и совсем скудная официальная информация об итогах контроля и доначисленных суммах по товарным контрактам не означают, что власти решили не развивать эту тему. В кулуарах звучит пример одного витебского предприятия, которому доначисляют 4 млн долларов налога на прибыль в рамках ТЦО за отгрузки готовой продукции в адрес его же товаропроводящей сети в России. Громкие уголовные дела последних лет по известным бизнесменам, применявшим «скидки-наценки» и оставлявшим прибыль в других юрисдикциях, — это тоже повод внимательнее относиться к методам контроля. Однозначно нужно понимать, что ТЦО это не шуточки, а вполне такой боевой инструмент.
Теперь сосредоточимся на нашем скором будущем. Так, проектом Налогового кодекса на 2019 год предусмотрено увеличение стоимостных критериев, при превышении которых сделки признаются контролируемыми для целей ТЦО: с 1 млн бел. руб. (примерно 485 тыс. долл. США) до 2 млн бел. руб. (970 тыс. долл.) для внешнеторговых сделок крупных налогоплательщиков, совершенных с взаимозависимыми лицами, и сделок со стратегическими товарами и со 100 тыс. бел. руб. (48 тыс. долл. США) до 400 тыс. бел. руб. (195 тыс. долл.) — для внешнеторговых сделок с взаимозависимыми лицами, совершенных иными налогоплательщиками.
С 2019 г. в отношении сделок, совершенных крупными налогоплательщиками с взаимозависимыми лицами, а также в отношении внешнеторговых сделок со стратегическими товарами, если сумма таких сделок за год с одним лицом превысит 2 млн бел. руб. (970 тыс. долл. США), налогоплательщики будут обязаны ежегодно до 1 июня года, следующего за отчетным, представлять в налоговый орган документацию по трансфертному ценообразованию.
Существенно расширится перечень взаимозависимых лиц, что важно для применения правил ТЦО и тонкой капитализации: взаимозависимым будет признаваться лицо, которое прямо или косвенно влияет на условия или экономические результаты деятельности другого лица.
Обратите внимание, что с 2019 года любое отклонение от диапазона рыночных цен (показателей рентабельности) по контролируемым сделкам может стать причиной доначислений. Сейчас правилами ТЦО допускается 20% отклонения от диапазона рыночных цен.
С наступлением следующего года у нас появится возможность заключать с МНС соглашение о ценообразовании, в котором мы можем согласовать методику определения рыночной цены. Это позволит не составлять документацию, подтверждающую экономическую обоснованность примененной цены, а налоговики не будут осуществлять выездную проверку, если документы подтвердят выполнение соглашения. Правда, за подписание соглашения будут взимать госпошлину.
Тем, кто привык заглядывать в будущее и строить долгосрочные планы, полезно будет обратить внимание на источник, из которого черпают новые подходы белорусские методологи. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в начале августа опубликовала новый документ по теме ТЦО в рамках финансовых транзакций. Публикация имеет самое прямое отношение к п. 8–10 Плана мероприятий по противодействию размытию налоговой базы и перемещению прибыли — Base Erosion and Profit Shifting («BEPS»): «Разработка правил трансфертного ценообразования в части нематериальных активов»; «Разработка правил трансфертного ценообразования в части рисков и капитала»; «Разработка правил трансфертного ценообразования в части других транзакций с высоким риском».
Основная задача — прояснить применение ключевых принципов, изложенных в руководстве по трансфертному ценообразованию от ОЭСР 2017 года, в первую очередь в отношении опять-таки финансовых транзакций. Также отдельно рассмотрены специфические вопросы ценообразования в рамках внутригрупповых займов, объединения денежных средств, кэптивного страхования (страхования самих себя путем создания собственной страховой организации) и проч.
Принимая во внимание наше белорусское отставание, можно смело спрогнозировать, что через три года мы получим еще более изощренный контроль с элементами национального колорита.
<...>