Новости

Как в Таллинне сделали бесплатным общественный транспорт
Как в Таллинне сделали бесплатным общественный транспорт |
Количество просмотров 1995
В 2013 году Таллинн стал первой европейской столицей, жители которой не платят за проезд в общественном транспорте. The Village узнал, как реформа узаконила отношения столицы Эстонии и ее жителей

Таллин стал первой европейской столицей, жители которой не платят за проезд в общественном транспорте. Городское собрание пошло на подобные нововведения, чтобы увеличить количество налогоплательщиков, снизить уровень пробок и дать горожанам возможность перемещаться свободнее. The Village узнал, какие изменения произошли в столице Эстонии благодаря транспортной реформе.

Бесплатный транспорт

В 1997 году бельгийский городок Хассельт оказался в центре общеевропейского внимания: местные власти отменили плату за проезд в общественном транспорте. Позже его примеру последовали немецкие города Люббен и Темплин, шведские Эвертернео и Кируна, столица Аландского архипелага Мариехамн и французский городок Обань.

В Таллинне процесс перехода на систему бесплатного транспорта начался весной 2012 года — тогда 75 % горожан поддержали идею мэра Эдгара Сависаара на общегородском референдуме. Аналитики подсчитали, что транспортная реформа позволит малообеспеченным жителям активнее участвовать в рынке труда, снизит транспортную загруженность центра города на 15 % и увеличит количество налогоплательщиков, поскольку многим горожанам придется получить постоянную регистрацию. На просчет рисков и составление прогнозов у чиновников ушло восемь месяцев. Основное сомнение критиков после принятия новой схемы касалось ее потенциальной убыточности — поддержание транспортной системы столицы Эстонии требует 53 миллионов евро в год. Доход от продажи билетов резидентам тоже не мог ее содержать: он приносил всего 12 миллионов евро, и еще пять миллионов поступало от незарегистрированных таллиннцев. Остальное финансирование шло из городского бюджета.

Зарегистрируйся в Таллинне

Общественный транспорт Таллина официально стал бесплатным в начале 2013 года. Для популяризации реформы городские власти выпустили патриотичные плакаты со слоганом «Зарегистрируйся в Таллинне». Жители города, эстонские студенты и лица старше 65 лет стали бесплатно ездить на автобусах, троллейбусах, трамваях и пригородных электричках, предъявляя единый проездной. Его стоимость — два евро, заказать можно через интернет, указав паспортные данные. Все остальные — туристы и те, кто живет в Таллинне без прописки, — могут пользоваться проездным для оплаты поездок, просто пополняя счет карты.

С момента проведения референдума количество желающих узаконить свои отношения с Таллинном постоянно увеличивается: с марта 2012 года население города выросло на 16 тысяч человек. По приблизительным подсчетам, каждая новая тысяча резидентов приносит в городской бюджет около миллиона евро в год. Так что затраты транспортной системы окупились с уверенным плюсом. Теперь 60 % расходов на общественный транспорт субсидируют власти Таллина, а 40 % покрывают благодаря выросшей стоимости парковки и налогам. На количество личных автомобилей нововведения не сильно повлияли — последние четыре года оно только растет. Впрочем, дорожная ситуация от этого не ухудшается — в зависимости от времени суток и сезона автовладельцы стали чаще использовать бесплатную альтернативу — общественный транспорт, — и уровень пробок постепенно снижается.

Мэр Эдгар Сависаар отметил, что еще в первую неделю действия закона автоматические датчики транспортных потоков зафиксировали, что автомобильная активность в центре города снизилась на 7 %, а заполняемость общественного транспорта увеличилась на 11–12 %. Люди чаще выезжают в центр города по выходным, чтобы провести время в ресторанах и торговых центрах и потратить сэкономленную за счет бесплатного проезда «13-ю зарплату» — по словам правительства, благодаря новой системе можно в среднем сохранить одно месячное жалованье. Благодаря доступности транспорта и его организованной работе число пассажиров внутригородских маршрутов выросло на девять тысяч, почти достигнув запланированной планки в 10 %, а объем перевозок загородных электричек увеличился в четыре раза.

Жюри Международного инновационного конкурса городов в Гуанчжоу включило таллиннский проект бесплатного общественного транспорта в топ-30 самых важных и интересных в мире. Сегодня примеру эстонской столицы следуют многие европейские страны: в маленьких городах Польши и Румынии переход на новую схему уже произошел, а в крупных, типа Варшавы, для постоянных резидентов вводятся скидки на проезд.


Войти под своей учётной записью

Поделиться в соцсетях:


"Финансовый директор" в Вашей почте!
Самые важные новости и лучшие материалы журнала


Свежие статьи
Сейчас читают

1. Экспресс-комментарий к Указу № 326 «О совершенствовании лицензирования»

С 1 октября 2019 года отменяется лицензирование отдельных видов деятельности. Так, предусмотрен отказ от лицензирования диагностики, профилактики заболеваний и лечения животных, охраны юридическим лицом своих работников и имущества, патологоанатомической диагностики, торговли средствами противопожарной защиты, оптовой и розничной торговли мазутом и нефтебитумом, хранения и приема в залог драгоценных металлов и камней, трансляции телевизионных программ и эфирной трансляции звуковых программ.

2. Обзор: Что меняется с 1 сентября?

Все главные изменения в жизни белорусов, которые произойдут с началом первого осеннего месяца. Если летом в стране происходит немного изменений – так называемый "низкий сезон", то осенью всегда случается немало нового. Ряд важных изменений в жизни белорусов произойдет уже с сентября. Какие? Читайте в специальном обзоре.

3. МАРТ: российские товары вытесняют с полок белорусские

В Беларуси продолжается снижение удельного веса товаров отечественного производства в розничном товарообороте организаций торговли. МАРТ ежегодно разрабатывает перечни импортозамещающих товаров, предлагаемых для производства белорусским производителям. В 2019 г в этот перечень включено 75 товарных позиций, в том числе 9 продовольственных и 66 непродовольственных. Из 51 группы товаров, отслеживаемых Белстатом, был отмечен рост продаж по 27 группам пищевых продуктов, напитков и табачных изделий и по 19 группам непродовольственных товаров.

4. Бизнес-союзы готовят консолидированную позицию по «реинкарнации» указа № 488

У бизнес-сообщества создается впечатление, что постановлением Комитета государственного контроля №3, принятым по поручению президента после отмены Указа № 488, практически переписана половина этого указа, причем не в лучшем виде. «Вновь предполагается ввести специальный реестр субъектов хозяйствования, а их контрагентам (в том числе добросовестным плательщикам) рассылать «письма счастья» с просьбой доплатить налоги в бюджет...