Новости

В Беларуси установлены общие требования к правилам внутреннего контроля за финансовыми операциями |
Количество просмотров 2082

Такое решение содержится в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2014 г. № 1249, которым утверждены общие требования к правилам внутреннего контроля.

В частности, установлено, что правила внутреннего контроля (правила) определяются лицами, осуществляющими финансовые операции, с учетом названных требований к правилам внутреннего контроля. Банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь», лизинговыми организациями правила определяются также с учетом требований, определяемых Национальным банком, иными лицами, осуществляющими финансовые операции, – также с учетом типовых правил внутреннего контроля, утверждаемых государственными органами, контролирующими деятельность лиц, осуществляющих финансовые операции.

Правила должны включать положения, предусмотренные Законом Республики Беларусь от 30 июня 2014 года «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения».

При установлении процедур управления рисками, связанными с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, лица, осуществляющие финансовые операции:

  • определяют и классифицируют риски, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения;
  • осуществляют оценку рисков, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, в том числе риска работы с клиентом, по шкале риска, которая не может состоять менее чем из двух степеней (низкая, высокая), с учетом факторов, влияющих на повышение (понижение) степени рисков, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения.

В зависимости от степени риска, связанного с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, правила должны предусматривать соответствующие меры внутреннего контроля.

Порядок применения мер внутреннего контроля в целях предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения должен предусматривать следующие основные направления:

  • проведение идентификации участников финансовых операций в случаях, предусмотренных законодательством;
  • мониторинг финансовых операций иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, лиц, занимающих должности, включенные в определяемый Президентом Республики Беларусь перечень государственных должностей Республики Беларусь, членов их семей и приближенных к ним лиц, а также организаций, бенефициарными владельцами которых являются указанные лица, в соответствии с установленным правилами порядком работы с информацией об этих лицах;
  • мониторинг денежных (банковских, почтовых) переводов в (из) государство (на (с) территорию), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), не участвует в международном сотрудничестве в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;
  • выявление, документальное фиксирование финансовой операции, подлежащей особому контролю, и представление соответствующих сведений в орган финансового мониторинга;
  • приостановление и (или) отказ в осуществлении финансовой операции, отказ от выполнения поручения отправителя (плательщика), отказ в заключении договора на осуществление финансовых операций в письменной форме в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;
  • хранение сведений и документов (их копий), полученных в результате идентификации клиентов, их представителей, а также иных сведений и документов, получение (составление) которых предусмотрено законодательством и (или) правилами, либо заменяющих их копий.

Порядок приостановления и возобновления финансовой операции должен предусматривать сроки и механизм принятия соответствующих мер лицом, осуществляющим финансовую операцию.

Также установлено, что для фиксирования данных, полученных при проведении идентификации клиентов и их представителей (при отсутствии клиента), используется анкетирование – составление лицами, осуществляющими финансовые операции, анкеты, содержащей данные о клиенте, в том числе его представителе, бенефициарном владельце, выгодоприобретателе (при наличии), и его деятельности.

Кроме того, правила должны содержать: сроки и порядок обновления (актуализации) информации о клиентах, их представителях и выгодоприобретателях (при наличии); критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций; порядок документального фиксирования финансовых операций, подлежащих особому контролю; порядок хранения сведений и документов (их копий), в том числе с учетом обеспечения возможности своевременного доступа к ним органа финансового мониторинга, уполномоченных государственных органов и органов уголовного преследования в случаях, установленных законодательством; требования к квалификации и подготовке соответствующих должностных лиц, а также лиц, осуществляющих финансовые операции, которые не являются организациями; требования к квалификации и подготовке соответствующих должностных лиц и иных работников лиц, осуществляющих финансовые операции, по вопросам предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения с учетом особенностей деятельности лиц, осуществляющих финансовые операции, а также порядок проверки их знаний в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.

Постановление вступило в силу 4 января 2015 г.

Поделиться в соцсетях:


"Финансовый директор" в Вашей почте!
Самые важные новости и лучшие материалы журнала

Свежие статьи
Сейчас читают

1. Emerging markets: инвесторы выбирают твердую валюту

В то время как инвесторы в активы развивающихся стран начинают переживать по поводу прогнозов экономического роста, один класс активов может оказаться более устойчивым к потенциальному замедлению - валютные облигации. Бонды развивающихся стран в иностранной валюте, завершившие январь максимальным за десятилетие ростом, продолжают дорожать в феврале. Ралли локальных бондов, наоборот, начало выдыхаться на фоне предположений о том, что замедление экономического роста может позволить центробанкам снизить процентные ставки, ослабив валюты.

2. МАРТ разработает методики определения минимальных цен на алкоголь и грузовые ж.д. перевозки

В 2019 году также предусмотрены: разработка инструкций и методик о порядке установления и применения цен (тарифов) для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение и естественных монополий; расширение применения рыночных форм ценообразования; усиление координационной функции МАРТ по регулированию цен (тарифов); организация биржевых торгов молоком-сырьем; совершенствование нормативной правовой базы в области антимонопольного законодательства, государственных закупок, защиты прав потребителей и торговли, исходя из правоприменительной практики.

3. Разъяснение отдельных вопросов порядка исчисления и уплаты госпошлины при обращении в экономические суды

С 1 января, после вступления в силу новой редакции Налогового кодекса Беларуси изменилась не только нумерация статей в кодексе, но суть некоторых подходов к определению суммы и необходимости уплаты госпошлины. В разъяснении речь идет о нормах статей 284,  285, 288, и 292 Налогового кодекса, приведены примеры и даны ответы на часто задаваемые вопросы.

4. Нацбанк Беларуси ответил на вопросы об использовании валюты в расчетах по облигациям резидентов

С 1 марта использовать иностранную валюту можно в расчетах (в том числе с участием профучастников рынка ценных бумаг) между Минфином либо Нацбанком с одной стороны и субъектами валютных операций – резидентами или физическими лицами – с другой.Возможность использования инвалюты в расчетах по операциям с облигациями, эмитированными другими резидентами, в том числе банками, правилами проведения валютных операций, утвержденными постановлением правления Национального банка от 30 апреля 2004 года № 72 (в редакции постановления № 612), не предусмотрена

5. Данные Минтруда: какие работники в дефиците на рынке труда

В Беларуси по-прежнему на рынке труда больше всего востребованы водители автомобилей, врачи, медсестры, швеи, продавцы и трактористы, а также строители. Это следует  из данных Минтруда по спросу и предложению на рынке труда на 1 декабря прошлого года. В городах и городских поселках для водителей автомобилей на начало декабря была 2721 вакансия (295 зарегистрированных безработных), для врачей — 2666 вакансий (9), медсестер — 2569 (26), для швей — 1769 (112), продавцов — 1543 (414), поваров — 1141 (79).

6. О перечне товаров, запрещенных или ограниченных к вывозу из России в Беларусь

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12 января 2007 г. предусматривает процедуру согласования и изменения индикативных балансов нефти и нефтепродуктов (бензины автомобильные, дизельное топливо, мазут топочный) с целью обеспечения внутренних потребностей Республики Беларусь, а также согласование перечня товаров, запрещенных или ограниченных к вывозу из России в Беларусь.

7. Угроза новых «адских санкций» обваливает российский рубль до минимума за три недели

Еще месяц назад мировые СМИ распространили информацию от авторитетных экспертов о недооценнености российского рубля. Однако на ночных новостях о том, что в сенат США будет внесен новый законопроект о жестких санкциях против России за вмешательство в выборы и агрессию на Украине, на рынке началась масштабная скупка долларов, подбросившая курс USD до максимума за три недели. За 40 минут трейдеры скупили на МосБиржи 375 млн USD, собрав половину заявок на продажу американской валюты, которые на тот момент были зарегистрированы торговой площадкой.
Актуальные новости

1. Нацбанк: в Беларуси зафиксированы случаи телефонного мошенничества – вишинга |

Вишинг – это один из методов мошенничества с использованием социальной инженерии, который заключается в том, что злоумышленники, используя телефонную связь и играя определенную роль (сотрудника банка, покупателя и т. д.), под разными предлогами выманивают у держателя платежной карты конфиденциальную информацию или стимулируют к совершению определенных действий с карточным счетом/платежной картой с целью хищения денежных средств.

2. О новых правилах обжалования решений налоговых органов и возврата госпошлины из бюджета |

В связи со вступлением с 1 января 2019 года в силу новой редакции Налогового кодекса Беларуси (далее НК) изменился порядок обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, в том числе в рамках Указа от 16.10.2009 № 510  «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Особенности возврата или зачета госпошлины изложены в статье 292 Особенной части НК.

3. ФСБ России начала зачистку крупнейших производителей и импортеров продуктов питания |

Федеральная налоговая служба вместе с ФСБ России организовала проверки в целях ликвидации «площадок», которые сельхозпроизводители могли использовать для необоснованного ухода от уплаты НДС при экспорте. По результатам проверок будет дана оценка степени вовлеченности в незаконную схему минимизации налоговых обязательств крупнейших животноводческих, мукомольных, комбикормовых и прочих заводов-переработчиков и получению ими необоснованного конкурентного преимущества над участниками рынка

4. Данные о производстве золота и серебра в России по итогам 2018 года |

Банки кредитуют недропользователей в обмен на поставку золота и затем продают драгметалл Банку России. В лидерах покупок российского золота продолжают оставаться ВТБ, "Газпромбанк", Сбербанк и "ФК Открытие". Россия занимает 3-е место в мире по добыче золота после Австралии и Китая. ЦБ с 2013 г. активно покупает российское золото в резервы.

5. В России рассказали о планах вытащить из-под матрасов деньги россиян |

В финансово-экономическом блоке правительства России бытует представление о том, что «у населения слишком много денег», заявил уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов. Нововведения в экономической политике, включая повышение налогов, тарифов и штрафов, направлены на то, чтобы изъять эти ресурсы у граждан. «Государству все время нужны деньги», - констатировал Титов, добавив, что представления о безграничных ресурсах населения глубоко ошибочно. Об этом, по его словам, свидетельствует та скорость, с которой граждане набирают банковские кредиты.

6. Оршанская фирма при экспорте белорусского текстиля недоплатила в бюджет более 270 тыс.BYN налогов |

Как сообщили в КГК, оршанский коммерсант наладил сбыт в Россию белорусской текстильной продукции. Продукцию реализовывал в основном на рынках Смоленска и Смоленской области за наличный расчет. Чтобы скрыть реальный размер выручки, в бухгалтерский учет оршанского предприятия помещались подложные первичные документы, полученные от лжепредпринимательских структур, о реализации продукции по заниженной цене.

7. Bank of America предрек развивающимся рынкам судьбу биткоина |

Блумберг: Самой популярной стратегией на мировых рынках стали длинные позиции по активам развивающихся стран. До развивающихся рынков первое место по популярности занимал могущественный доллар, при этом нетипично было то, что управляющие фондами разошлись во мнении со стратегами.  Инвесторы, которые склонны идти наперекор консенсусу, должны насторожиться.