Представленная в ЕЭК со стороны производителей информация свидетельствовала о возможности продолжения демпингового импорта стальных труб из Украины и о возможности возобновления ущерба отрасли экономики ЕАЭС при прекращении действия меры. Наличие в заявлении таких сведений является основанием для проведения повторного расследования.
В повестке: - реализация статьи 1.3 Временного соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном;
- переход ко второму этапу формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза;
- план мероприятий («дорожная карта») по гармонизации законодательства государств Союза в нефтяной сфере;
- внесение изменений в Регламент работы ЕЭК (наделение Совета ЕЭК полномочиями на утверждение Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок, наделение Коллегии ЕЭК полномочиями на принятие решений об аннулировании в евразийском реестре промышленных товаров государств-членов ЕАЭС записей о таких товарах и их производителях);
- бюджет Союза на 2021 год;
Аналитические доклады по тематике автомобильного транспорта подготовлены Департаментом транспорта и инфраструктуры ЕЭК с участием компетентных органов сторон в области транспорта в рамках Плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Основных направлений и этапов реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств – членов ЕАЭС.
Евразийская экономическая комиссия обвинила белорусскую компанию в картельном соглашении на рынке медтехники. Решением коллегии ЕЭК участникам антиконкурентного соглашения из стран ЕАЭС — Беларуси, России и Казахстана — предписано расторгнуть договоренности, которые привели к разделу трансграничного рынка ЕАЭС по территориальному принципу, а также выплатить установленные штрафы.
Участники заседания обсудили вопросы государственного стимулирования создания и использования объектов промышленной собственности, определения размера убытков от нарушений прав на объекты интеллектуальной собственности, «параллельного» импорта и возможности развития функционала патентных ведомств государств ЕАЭС.
Коллегия Евразийской экономической комиссии одобрила доработанный проект Соглашения о порядке обмена сведениями, входящими в состав кредитных историй, в ЕАЭС. После одобрения Советом Комиссии проект Соглашения будет направлен в страны для проведения внутригосударственных процедур, необходимых для его подписания.
Главы государств выступили за сохранение принципа свободы передвижения товаров, включая социально значимые товары, продукты питания, медицинское оборудование и препараты, медицинские средства индивидуальной защиты. Кроме этого, Президенты стран ЕАЭС нацелены на то, чтобы продолжить оказание содействия друг другу, укреплять системы здравоохранения, проводить совместные научные исследования в области разработки средств профилактики, диагностики и лечения инфекций, совершенствовать алгоритмы взаимодействия при реагировании на эпидемии.
Особое внимание было уделено введению системы маркировки товаров в ЕАЭС. Министр ЕЭК рассказала об основных подходах к развитию системы, этапности внедрения и перспективах расширения номенклатуры маркируемой продукции. «Маркировать в первую очередь нужно только ту номенклатуру товаров, доля которой в нелегальном обороте действительно очень велика, или когда даже небольшое количество контрафакта может нанести ущерб здоровью населения. При этом одним из ключевых моментов при маркировке должно быть отсутствие избыточного и неоправданного роста издержек для бизнеса и потребителей».
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) подготовила первый в своем роде доклад по проблематике развития криптовалют и технологии блокчейн в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) «Криптовалюты и блокчейн как атрибуты новой экономики. Разработка регуляторных подходов: международный опыт, практика государств-членов ЕАЭС, перспективы для применения в Евразийском экономическом союзе».
Страны Евразийского экономического союза в 2019-2020 годах планируют расширить использование национальных валют в расчетах во взаимной торговле. Это предусмотрено проектом основных ориентиров макроэкономической политики государств ЕАЭС, одобренном на заседании Консультативного комитета по макроэкономической политике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).
Сложности, связанные с советскими брендами, возникли после распада СССР. Большинство предприятий перешло в частные руки, а их владельцы начали регистрировать товарные знаки в национальных патентных ведомствах стран бывшего СССР и, соответственно, получать исключительное право на их использование в рамках отдельных государств. При этом у предпринимателей появилась возможность зарегистрировать такие товарные знаки как в своей стране, так и на территории любого другого государства и впоследствии проводить работу по защите своих исключительных прав на товарные знаки.
Заместитель председателя правления Белорусской валютно-фондовой биржи Борис Фридман сообщил, что биржа является специализированной организацией по проведению торгов иностранными валютами и обслуживанию основных сегментов финансового рынка: валютного, фондового, срочного и депозитного рынков. Белорусская валютно-фондовая биржа уже запустила в опытную эксплуатацию пилотный проект «Реестр операций с ценными бумагами, совершенными на биржевом и внебиржевом рынке», разработанный на базе технологии блокчейн».
Таможенный кодекс ЕАЭС, который вступил в силу в начале 2018 года, предусматривает ведение единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности и защиту прав на включенные в него объекты. «Регламент ведения единого таможенного реестра утвержден в марте, и сейчас мы работаем над созданием программных продуктов, которые обеспечат этот процесс, в том числе взаимодействие с правообладателями и таможенными органами в электронном виде», – сообщила директор Департамента развития предпринимательской деятельности Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Галия Джолдыбаева.
Единые подходы к классификации пограничных товаров позволят снизить нагрузку на бизнес, облегчив подготовку документации, необходимой для регистрации продукции, а также обеспечить ее единое обращение в ЕАЭС.
«На заседании Совета ЕЭК решено просить государства-члены до 1 февраля 2019 г. обеспечить информирование с помощью Интернета о совершенных трудящимися административных правонарушениях, ограничениях, административных взысканиях и неисполненных административных наказаниях, а также возможность уплаты штрафов в любой стране Союза», – пояснила директор Департамента трудовой миграции и социальной защиты ЕЭК Паиза Суюмбаева.
Итогом реализации Основных направлений в прошлом году стало достижение положительных темпов наращивания промышленного производства, производительности труда, объемов кооперационных поставок и взаимной торговли, а также доли евразийской продукции на рынке Союза. Положительные темпы прироста промышленности были обеспечены не только во всех государствах ЕАЭС, но и практически во всех отраслях промышленности.
Панельная дискуссия «Перезагрузка ювелирной отрасли: от мастерских к брендам» будет посвящена развитию евразийской дистрибьюторской сети ювелирных изделий на приоритетных рынках. Речь пойдет о том, как наладить экспорт ювелирной продукции из стран Союза на мировой рынок.
Директор Департамента антимонопольного регулирования ЕЭК Алексей Сушкевич отметил необходимость постоянного взаимодействия с предпринимательским сообществом государств ЕАЭС для своевременного выявления и пресечения антиконкурентного поведения участников трансграничных рынков. «Важно убедить бизнес, что обращение в ЕЭК – доступный и действенный способ урегулирования спорных ситуаций, возникающих из-за ограничения конкуренции на рынке Союза».
Обеспечение безопасной поставки товаров, взаимодействие на региональном уровне таможенных администраций, взаимное признание результатов таможенного контроля, обмен данными таможенной статистики, совершенствование таможенного администрирования и упрощение процедур торговли для участников ВЭД могут стать направлениями дальнейшего сотрудничества.
Коллегия Евразийской экономической комиссии утвердила Регламент ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности ЕАЭС. Регламент даст возможность правообладателям – владельцам товарных знаков, объектов авторского права и смежных прав – при регистрации объектов интеллектуальной собственности в едином таможенном реестре подавать в Комиссию только одно заявление.