Бюджетирование в торговых организациях |
Одной из функций бюджетирования как подсистемы управленческого учета является бюджетное планирование, основная задача которого заключается в том, чтобы спрогнозировать через бюджетный механизм центров ответственности финансовую модель функционирования торгового предприятия. Бюджетное планирование — самый детализированный уровень планирования, который представляет собой процесс подготовки отдельных бюджетов по структурным подразделениям или функциональным сферам организации, разработанных на основе утвержденных высшим руководством программ. Иногда этот термин трактуется более широко — как целостная система выбора тактических целей планирования на уровне предприятия в рамках принятой стратегии, разработки планов будущих операций компании и контроля исполнения этих планов.
В результате составления бюджета становится ясно, какую прибыль получит предприятие при одобрении того или иного плана развития. Согласно определению Института дипломированных бухгалтеров по управленческому учету США, бюджет — это «количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели».
Для торговых предприятий основной проблемой является отсутствие четкой структуры процесса бюджетирования. Этой работой занимается только экономический отдел. Но в реальности бюджеты должны составляться на всех уровнях, и бюджет каждого последующего уровня должен основываться на бюджете предыдущего уровня, то есть вся система бюджетирования должна представлять собой своеобразную «матрешку» бюджетов.
Кроме того, специалисты экономической службы воспринимают бюджетирование как бюджет доходов и расходов. Это связано с наиболее важной задачей для руководства — отследить движение денежных потоков. В результате из поля видения уходит структура капитала, активы, пассивы и, соответственно, их состояние на начало и на конец планируемого периода, что подводит руководство при принятии оперативных управленческих решений.
В результате бюджетирование в торговых организациях применяется только для того, чтобы контролировать отдельные показатели (дефицит, профицит), а также для контроля уровня затрат.
<...>