Что не так в проекте указа «Об аренде и безвозмездном пользовании имуществом» |
Бизнес-союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского ознакомился с проектом указа Президента Республики Беларусь «Об аренде и безвозмездном пользовании имуществом» и считает необходимым высказать следующие замечания и предложения по данному проекту.
1. В проекте указа сказано: «арендной платы, оставшейся после вычета расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей, за исключением затрат на санитарное содержание, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализацию), газо-, электро- и теплоснабжение, техническое обслуживание лифта, обращение с твердыми коммунальными отходами — при сдаче в аренду недвижимого имущества на рынках юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для организации и осуществления розничной торговли (далее — арендная плата на рынках);».
Как показывает практика, арендодатель, основываясь на постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 07.06.2018 № 433, все (!) свои расходы по содержанию и эксплуатации зданий, сооружений (в том числе охрану, если имеется, установление пожарной сигнализации, все виды ремонтных работ, уборку мест общего пользования и т.д.) включает в счета по оплате, выставляемые арендаторам. При таких обстоятельствах БСПН им. Кунявского предлагает: ч. 4 п. 1.2 проекта указа исключить или, в целях исключения злоупотреблений, дополнить следующей частью: «Запрещается требовать от арендаторов оплаты расходов, связанных с ремонтом, содержанием и эксплуатацией капитальных строений (зданий, сооружений), расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией капитальных строений (зданий, сооружений) и прилегающей к зданиям территории, если арендатор не использует эти прилегающие территории или помещения общего назначения.».
ПРИМЕР
Арендатор должен оплачивать ремонт помещений общего назначения только на этажах, где он арендует помещения.
2. В проекте указа изложено: «заключение договоров аренды объектов недвижимого имущества, их частей может осуществляться без наличия документов, удостоверяющих государственную регистрацию создания таких объектов недвижимого имущества, возникновения прав на них.». Согласно п. 2.31 действующего Указа Президента Республики Беларусь от 29.03.2012 № 150 (далее — Указ № 150) указанные в п. 2.2 и ч. 1 п. 2.3 настоящего пункта арендодатели капитальных строений (зданий, сооружений), права на которые не зарегистрированы в установленном порядке, обязаны до 1 июля 2017 г., а в случае заключения договора аренды после 1 января 2017 г. — в течение шести месяцев со дня заключения такого договора обеспечить государственную регистрацию прав на указанное имущество, кроме случаев, когда эти капитальные строения (здания, сооружения) расположены на землях общего пользования. До истечения срока, установленного в настоящей части для государственной регистрации прав на капитальные строения (здания, сооружения), плата и средства, остающиеся в распоряжении арендодателя, направляются им в том числе на расходы, связанные с государственной регистрацией прав на такое имущество. В случае неосуществления государственной регистрации прав на капитальные строения (здания, сооружения) в установленный в ч. 1 настоящего подпункта срок арендодатель перечисляет в республиканский бюджет 100 % средств начиная с 1 июля 2017 г. либо с месяца, следующего за месяцем, в котором истек шестимесячный срок, установленный в части первой настоящего подпункта для государственной регистрации прав на такое имущество.».
Таким образом, государство отвело всем своим арендодателям на проведение государственной регистрации прав на капитальные строения (здания, сооружения) 5 лет. Прошло уже более 9 лет с принятия Указа № 150. Следовательно, ч. 1 п. 1.9 проекта указа противоречит действующему п. 2.31 Указа № 150. В настоящее время Указ № 150 продолжает действовать. Если отдельные руководители государственных предприятий, организаций сознательно много лет не выполняли требования Указа № 150, то они должны быть привлечены к ответственности. Доходов от аренды имущества должно было хватить на оплату оформления соответствующих документов по регистрации имущества.
При таких обстоятельствах БСПН им. Кунявского предлагает ч. 1 п. 1.9 проекта указа исключить.
3. Проектом указа предусмотрено (ч. 3 п. 10 Положения о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду недвижимого имущества), что «в случае, если размер арендной платы рассчитан с процентом рентабельности 5 процентов, но полученная сумма не покрывает начисленную амортизацию, налоги, сборы и другие обязательные платежи в бюджет, уплачиваемые арендодателем в соответствии с законодательством, процент рентабельности может быть увеличен таким образом, чтобы после уплаты всех обязательных платежей он составлял не более 5 процентов.».
По нашему мнению, это может привести к злоупотреблению данной нормой со стороны арендодателей в целях увеличения своих доходов от сдачи имущества в аренду путем расчета процента рентабельности всего имеющегося у них имущества, а не только того, которое сдают в аренду, что может привести к необоснованному завышению арендной платы.
В связи с изложенным предлагаем: ч. 3 п. 10 Положения о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду недвижимого имущества исключить.
4. Как следует из обоснования к проекту указа: «из предмета правового регулирования проекта указа исключаются хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 50 процентов акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц (далее — хозяйственные общества с долей государства).». «Хозяйственные общества с долей государства могут своими локальными правовыми актами установить порядок распоряжения имуществом, аналогичный Указу № 150.», но при этом в п. 2 Положения о порядке сдачи в аренду недвижимого имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь сказано: «Арендодателями (ссудодателями) недвижимого имущества являются: государственные органы и организации; акционерные общества, созданные в соответствии с законодательством о приватизации, их правопреемники, и республиканские государственно-общественные объединения, их структурные подразделения, которым недвижимое имущество передано в безвозмездное пользование; юридические лица, которым имущество, находящееся в собственности Республики Беларусь, передано в хозяйственное ведение либо оперативное управление...».
Таким образом, при буквальном прочтении п. 2 Положения о порядке сдачи в аренду недвижимого имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь получается, что все хозяйственные общества с долей государства независимо от размера этой доли могут сдавать в аренду имущество, находящееся в собственности государства. Следовательно, по нашему мнению, на них всех распространяются нормы Указа. Исходя из изложенного, считаем, что обоснование проекта указа в этой части вводит арендаторов в заблуждение.
Новое
<...>