Как преодолеть кризис с помощью внутреннего контроля и управления затратами |
Кажется совершенно очевидным в условиях нового кризиса усилить управление затратами предприятия и осуществление внутрифирменного контроля затрат, однако не все могут четко изложить возможные направления совершенствования внутрифирменного контроля затрат.
Очередной кризис внес свои серьезные корректировки в решение проблемы оптимизации затрат. Чтобы выжить в сложившейся кризисной ситуации, компании вынуждены экономить на текущих расходах, прибегая порой к крайним мерам. Кризисные процессы, оказывая пагубное влияние на состояние экономики в целом, приводят к банкротству даже некогда успешные организации. Таким образом, в кризисных условиях основной целью многих предприятий является обеспечение своей выживаемости, что повышает значимость текущего управления предприятием, в частности управления затратами, и делает эти вопросы актуальными.
Наличие многочисленных наработок в области построения методологии управления затратами требуют нетрадиционных методов и форм их применения, имеющих специфические особенности для разных предприятий. Разработка новых систем управления затратами базируется на повышении качественных характеристик финансово-хозяйственной деятельности и достоверности информации о ней. Вся деятельность предприятия представляет собой процесс совершения затрат, происходящий одновременно с процессом формирования материальных оборотных средств, завершающийся коммерческими расходами, связанными с реализацией товаров.
Наиболее типично определение затрат дается через экономическое содержание товара. Отсюда своеобразие, многогранность и особенности методических подходов к управлению затратами.
Оценка роли менеджмента затрат в развитии предприятий постепенно меняется в сторону признания ключевого значения фактора затрат и управления ими для обеспечения эффективного развития предприятий.
Цель управления затратами связана с их оптимизацией. Задачи и соответствующие им функции управления затратами акцентированы на экономических вопросах деятельности предприятий и сопряжены с финансовыми аспектами их работы.
Процесс управления затратами как типовой управленческий процесс включает следующие основные стадии:
а) планирование — сбор, обработка информации, принятие управленческого решения;
б) организация и регулирование реализации управленческого решения;
в) учет — сбор, измерение, регистрация и обработка информации, касающаяся выполнения управленческого решения;
г) анализ — разложение информации, полученной на стадии учета, на отдельные компоненты, их изучение и оценка для принятия управленческих решений;
д) разработка управленческих решений.
Каждая из перечисленных стадий соответственно чередуется со стадиями контроля. Затем следует новый, повторяющийся, непрерывный цикл управления организацией.
Стадия контроля в процессе управления организацией имеет двойственную роль. С одной стороны, стадии контроля неизменно чередуются с другими стадиями управления затратами, с другой — контроль обеспечивает оптимальный процесс управления на каждой стадии. В связи с этим стадию контроля по отношению к остальным следует рассматривать как упорядочивающее звено управленческого процесса.
Хозяйственная деятельность нуждается в наиболее совершенных формах внутреннего контроля, регулировании его результатов и особенно методиках реализации. Подчеркнем, что основное внимание внутрифирменного контроля сосредоточено не столько на конечных результатах, сколько на условиях их достижения. Следовательно, требуется предусмотреть возможность выделить наиболее важные, приоритетные направления деятельности организации, то есть опорные точки контроля.
Только это позволит сосредоточить внимание управленческого звена на экономически важных участках, повысить эффективность контрольных операций и работ. Все это усиливает значение контроля в системе финансового менеджмента, повышает его конечную эффективность.
Система внутрифирменного контроля любой организации представляет собой совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством в качестве средств эффективного ведения хозяйственной деятельности.
Отсутствие четко закрепленных прав, обязанностей, функций и ответственности работников, несогласованность действий работников с инструкциями и целями организации лишают ориентиров в финансовом контроле. Установление границ полномочий тех или иных сотрудников заставляет их не выходить за пределы, в каких они могут принимать решения, укладываться в нормативы расходов бюджетных смет.
Учитывая высокую практическую потребность управленческого звена в информации, извлекаемой в системе бухучета и контроля, возникает острая необходимость разработки подсистемы внутрифирменного контроля затрат в системе внутрифирменного (управленческого) контроля.
Для эффективного управления затратами необходимо ...
Подробнее читайте в статье.
<...>