Контролируемые сделки: методология двух центральных квартилей из четырех. Как это будет работать? |
Предусмотренные проектом корректировки главы 11 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) на 2021 год направлены на решение вопросов, возникающих у плательщиков исходя из практики применения ее положений, предусматривают упрощение порядка администрирования контроля трансфертного ценообразования, соответствуют международной практике.
В частности, предусматривается:
- упрощение порядка подбора источников информации, содержащих сведения, обосновывающие применение рыночных цен;
СПРАВОЧНО
Так, плательщику предоставляется право самостоятельного подбора информационного источника с учетом выбранного им метода определения рыночных цен без привязки к иерархии информационных источников, отраженной в НК (ст. 90).
Расширен перечень случаев, когда плательщик вправе использовать заключение профессионального оценщика в качестве источника информации для обоснования рыночной цены.
- уменьшение объема информации, представляемой плательщиками в налоговый орган в обоснование рыночной цены по малозначительным сделкам (200 тыс. BYN);
СПРАВОЧНО
Это касается сделок, совершенных крупными плательщиками с взаимозависимыми лицами.
- сокращение количества сделок, подпадающих под контроль налоговых органов;
СПРАВОЧНО
Это касается сделок, совершенных с международными платежными системами, так как белорусские покупатели не имеют возможности повлиять на размер их тарифов.
-
сужение круга сделок, по которым плательщики обязаны информировать налоговые органы об анализируемых сделках путем внесения сведений в электронный счет-фактуру;
-
исключение влияния разовых сделок, совершенных плательщиками не на системной основе с отклонением от сложившегося делового оборота (в то время как их значения могут существенно отклоняются от большинства сделок, сконцентрированных в середине диапазона) при оценке уровня цен, примененных плательщиком в сделках с взаимозависимыми лицами, за счет использования при определении рыночных цен двух центральных квартилей из четырех, на которые будет разделяться диапазон показателей рыночных цен (показателей рентабельности);
-
уточнение перечня сведений, представляемых организациями в экономическом обосновании примененной цены, которое представляется только по запросу (уведомлению) налогового органа.
СПРАВОЧНО
Это обусловлено тем, что плательщики достаточно часто используют метод сопоставимой рентабельности, который предполагает проведение оценки функций, рисков, активов участников сделки. Добавление указанных сведений в экономическое обоснование примененной цены позволит плательщику наиболее полно аргументировать свою позицию, а налоговому органу комплексно оценить доводы плательщика.
Для определения рыночной цены (прибыли, дохода) анализируемой сделки в целях применения методов, определенных НК, используются источники информации, содержащие сведения, позволяющие сопоставить коммерческие и (или) финансовые условия сделок по наибольшему числу критериев, предусмотренных ст. 89 НК.
Данные, полученные из бухгалтерской и (или) финансовой отчетности иностранных организаций, допускается использовать при формировании диапазона рыночных показателей рентабельности для белорусских организаций (иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство) при невозможности формирования такого диапазона рыночных показателей рентабельности на основании данных бухгалтерской и (или) финансовой отчетности последовательно белорусских организаций, организаций государств — членов ЕАЭС.
Согласно ст. 91 НК при сопоставлении результатов коммерческих и (или) финансовых условий анализируемой и сопоставляемой сделок используются следующие методы определения рыночных цен:
-
метод сопоставимых рыночных цен;
-
метод цены последующей реализации;
-
затратный метод;
-
метод сопоставимой рентабельности;
-
метод распределения прибыли.
Допускается использование комбинации двух и более методов.
В целях определения рыночной цены применяется тот метод, который с учетом фактических обстоятельств и условий анализируемой сделки позволяет наиболее обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цены анализируемой сделки рыночной цене.
Однако с января 2021 года предлагается диапазон рыночных показателей рентабельности определять в следующем порядке:
- совокупность значений показателей рентабельности, рассчитанных в соответствии с главой 11 НК, упорядочивается по возрастанию, образуя выборку. Каждому значению показателя рентабельности начиная с минимального значения присваивается порядковый номер. В случае если выборка содержит два и более одинаковых значения показателя рентабельности, в нее включаются все такие значения. При определении диапазона рыночных показателей рентабельности не учитывается показатель рентабельность анализируемой сделки;
- определяется минимальное значение диапазона рыночных показателей рентабельности в следующем порядке:
Подробнее читайте в статье.
<...>