О новой редакции Указа «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» |
Представлен проект новой редакции Указа от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи», согласно которому юрлица, в том числе госорганы, индивидуальные предприниматели, граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь (далее — спонсоры), вправе предоставлять безвозмездную (спонсорскую) помощь, а юрлица, в том числе госорганы, индивидуальные предприниматели, а также граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства (семьи), постоянно проживающие в Республике Беларусь (далее — получатели), вправе получать безвозмездную (спонсорскую) помощь.
Такая помощь может предоставляться в виде денежных средств, (электронных денег), цифровых знаков (токенов), товаров (имущества, продукции), работ, услуг, имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности (далее, если не указано иное, — денежные средства, товары, работы, услуги, имущественные права), на условиях, определенных настоящим Указом, в том числе с использованием ресурсов сети Интернет и (или) иных информационных систем и ресурсов.
Безвозмездная (спонсорская) помощь предоставляется безвозвратно на основе добровольности и свободы выбора ее целей в соответствии с настоящим Указом.
Действие Указа не будет распространяться на:
-
предоставление, получение и использование юридическими лицами, в том числе государственными органами, и индивидуальными предпринимателями денежных средств, товаров, работ, услуг, имущественных прав в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) профессиональным союзам, их организационным структурам, объединениям таких союзов и их организационным структурам; законодательством о труде и иным законодательством — своим работникам (членам их семей), в том числе пенсионерам, ранее работавшим в этих организациях, членам их семей в случае смерти этих работников; избирательным законодательством — комиссиям по подготовке и проведению выборов, референдума, по проведению голосования по отзыву депутата;
-
предоставление, получение и использование профессиональными союзами, объединениями таких союзов, другими общественными объединениями (за исключением политических партий), республиканскими государственно-общественными объединениями и организационными структурами названных организаций в соответствии с учредительными документами, заключенными коллективными договорами (соглашениями) денежных средств, товаров, работ, услуг, имущественных прав членам указанных организаций;
-
передачу денежных средств, товаров, имущественных прав в пределах одного собственника, не являющегося Республикой Беларусь или ее административно-территориальной единицей, по решению этого собственника;
-
осуществляемые в соответствии с законодательством о распоряжении государственным имуществом отчуждение, передачу без перехода права собственности государственного имущества, приобретение имущества в государственную собственность, за исключением денежных средств;
-
выделение денежных средств юридическим лицам, в том числе государственным органам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам из бюджета, государственных внебюджетных фондов;
-
передачу имущественных прав на результаты научно-технической деятельности, созданные полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе средств государственных целевых бюджетных фондов, а также за счет средств государственных внебюджетных фондов, в соответствии с актами Президента Республики Беларусь, регулирующими порядок приобретения таких имущественных прав и распоряжения ими;
-
предоставление, получение и использование участниками холдинга, государственного объединения, подчиненного Министерству промышленности, денежных средств, товаров, работ, услуг, имущественных прав, иным участникам холдинга, государственного объединения, подчиненного Министерству промышленности, — резидентам Республики Беларусь, осуществляемую по согласованию с управляющей компанией холдинга (собственником имущества унитарных предприятий, простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ — дочерних компаний холдинга), государственным объединением, подчиненным Министерству промышленности;
-
внесение вкладов в имущество хозяйственного общества, не приводящее к увеличению уставного фонда хозяйственного общества и изменению размера долей (номинальной стоимости акций), принадлежащих его участникам;
-
направление денежных средств, полученных по результатам проведения аукционов на право заключения договора на регистрацию доменного имени, исключенного из реестра национальной доменной зоны, учреждениям, обеспечивающим условия для проживания и содержания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей с особенностями психофизического развития, детей, находящихся в социально опасном положении.
Бизнес-союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского ознакомился с проектом указа. С учетом существующего опыта применения действующего законодательства считает необходимым предложить следующее:
1. Дать определение терминам, которые применяются в данном НПА: «безвозмездная (спонсорская) помощь», а также «аппарат управления».
2. Предлагаем из п. 1 проекта указа и далее по тексту исключить слова: «в том числе государственные органы,…».
Обоснование: Государственные органы не имеют собственных средств, они финансируются из государственного бюджета, а это фискальная нагрузка на налогоплательщиков. Государственные органы не должны быть наделены правом предоставления спонсорской помощи.
3. Настаиваем на исключении из п. 1 слов: «граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь».
Обоснование: в случае принятия Указа в предложенной редакции усложняется и бюрократизируется жизнь рядовых граждан, которые обычно дарят подарки на дни рождения, юбилеи, свадьбы, а с принятием этой нормы должны будут заниматься заполнением бумаг в соответствии с требованиями п. 6 Указа, чтобы иметь возможность сделать подарок имениннику, юбиляру или молодоженам. Кроме того, в целях налогообложения каждому получившему подарки от близких, коллег и друзей необходимо по итогам года представить в налоговый орган декларацию и заплатить подоходный налог, а налоговым органам осуществить администрирование данного процесса и контроль за соблюдением налогового законодательства (п. 13 проекта указа).
Последнее осуществлять, по нашему мнению, практически невозможно, а значит, норма не будет работать.
4. В п. 1 ч. 5 проекта сказано: «Государственные организации не вправе предоставлять безвозмездную (спонсорскую) помощь получателям:
при наличии просроченной задолженности по платежам в республиканский бюджет, местные бюджеты, государственные целевые бюджетные фонды, государственные внебюджетные фонды;…».
Полагаем, что в данном пункте требуется уточнение, у кого не должно быть просроченной задолженности: у плательщика спонсорской помощи или у ее получателя.
5. Пункт 2 проекта указа предлагаем дополнить указанием, что его действие не распространяется на взаимоотношения религиозных организаций с физическими лицами.
Обоснование: все религиозные организации всегда существовали на пожертвования от физических и юридических лиц. С принятием этой редакции Указа граждане должны будут становиться в очередь для заполнения соответствующих документов на пожертвования. Религиозные организации должны будут вести соответствующий учет и отчетность, контролирующие органы обеспечивать контроль за соблюдением законодательства. Можно предположить, что количество документооборота увеличится в разы, администрирование данного процесса станет слишком дорогим.
6. Предлагаем исключить из текста норму о получении согласия государственными организациями и органами на предоставление спонсорской помощи.
Обоснование: если предусмотрен порог — максимальный размер предоставления спонсорской помощи, то нет необходимости в осуществлении лишней административной процедуры при принятии решения о предоставлении спонсорской помощи. Руководителю организации должны доверять в полном объеме процесс принятия решений по любым вопросам.
7. Также считаем, что принятие Указа в предложенной редакции отрицательно повлияет и даже может остановить обезличенную благотворительную помощь. Например, когда в торговых центрах осуществляется сбор купленных товаров для последующей передачи, к примеру, в детские дома и т.д.
<...>