О новых ориентирах государственной политики в области контрольной (надзорной) деятельности |
Государственная политика выражает отношение общества к контрольной (надзорной) деятельности, она постоянно совершенствуется. Направления этого совершенствования определяются стремлением государства создать режим наибольшего благоприятствования для добросовестных субъектов предпринимательской деятельности.
Первые существенные подвижки в этом направлении были сделаны Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 №510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Этот документ впервые четко сформулировал принципы (правила) организации контроля (надзора) и содержанием каждого из них обозначил стратегическую позицию государства в этом вопросе.
Приведем эти принципы:
- принцип презумпции добросовестности и невиновности проверяемого субъекта;
- принцип законности назначения, проведения, оформления результатов проверки, вынесения решений и рассмотрения жалоб на решения контролирующих (надзорных) органов;
- принцип открытости и доступности нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);
- принцип равенства прав и законных интересов всех проверяемых субъектов;
- принцип открытости информации о включении проверяемых субъектов в выборочный план контрольной (надзорной) деятельности на предстоящий период;
- принцип ответственности контролирующих (надзорных) органов, их должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении контроля (надзора);
- принцип предупреждения совершения правонарушений.
Указом №510 был установлен единый порядок осуществления контрольной (надзорной) деятельности в Беларуси на основе принципиально новых подходов.
Содержание этих нововведений заключалось в следующем:
-впервые был определен закрытый перечень всех контролирующих и надзорных органов, а также сфер их контроля (надзора). Органы, не включенные в перечень, не вправе проводить проверки субъектов хозяйствования;
-введен запрет на проведение проверок вновь зарегистрированных субъектов хозяйствования в течение двух лет со дня их государственной регистрации (двухлетний мораторий);
-координация всех плановых проверок была возложена на Комитет государственного контроля и его органы. В течение одного года к одному субъекту в плановом порядке может прийти несколько контролирующих (надзорных) органов только в форме совместной проверки;
-был ограничен период проведения проверок – не более чем за 3 года, предшествующих началу проверки. Такое ограничение позволило минимизировать вмешательство контролирующих (надзорных) органов в деятельность субъектов хозяйствования;
- было предусмотрено освобождение субъектов хозяйствования от административной ответственности в случае незначительности совершенных нарушений, принятия мер по их устранению и возмещению причиненного вреда;
- была закреплена для всех контролирующих (надзорных) органов процедура проведения проверки и оформления ее результатов. Особое внимание уделено гарантиям соблюдения прав и законных интересов проверяемых.
Кроме этого, был предложен абсолютно новый механизм планирования проверок на основе отнесения всех субъектов хозяйствования к группам риска, определяемым на основании критериев, учитывающих потенциальную опасность для государства и общества нарушений законодательства. Исходя из этого была установлена периодичность проверок: субъекты хозяйствования, отнесенные к высокой группе риска, стали проверяться не чаще одного раза в год, к средней – не чаще одного раза в 3 года, к низкой – не чаще одного раза в 5 лет. Такой механизм позволил реализовать принцип выборочного, а не сплошного контроля. Сам же процесс планирования проверок перестал быть сугубо внутренней прерогативой контролирующих органов, он стал открытым для подконтрольных субъектов хозяйствования, получивших возможность самостоятельно оценивать свою деятельность и принимать меры для перехода в группу с более низкой степенью риска.
Подробнее читайте в статье.
<...>