О применении новых норм Закона «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» |
На Национальном правовом портале опубликован Закон Республики Беларусь от 31.01.2024 № 354-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Часть норм Закона вступила в силу после его официального опубликования с 4 февраля, иные вступают через 3 или 6 месяцев. В связи с этим до проведения процедур госзакупок заказчикам следует внимательно ознакомиться с изменениями.
Документ был разработан в целях совершенствования системы госзакупок, повышения эффективности и оперативности обеспечения потребностей государства, сокращения рисков возможных злоупотреблений участников закупочного процесса.
Законом уточняются и расширяются полномочия Правительства, в том числе в части применения преференциальной поправки, закрепляются нормы, направленные на дальнейшую цифровизацию, совершенствование и оптимизацию процедур государственных закупок, а также на исключение недобросовестного посредничества, злоупотреблений при участии в закупках.
В целях повышения эффективного расходования бюджетных средств МАРТ наделяется полномочиями по определению порядка расчета предельной стоимости предмета государственной закупки, закрепляется возможность заказчиков заключать договоры на срок более года, регламентируются вопросы размещения информации об исполнении договоров, определяется механизм действия заказчика при непредставлении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения исполнения своих обязательств.
Для оптимизации и сокращения сроков осуществления госзакупок, а также для обеспечения своевременного получения необходимых товаров (работ, услуг) государственным органам и организациям предоставляется право воспользоваться процедурой закупки из одного источника в случаях, когда проведение конкурентных процедур закупок по экономическим причинам невозможно. Кроме того, увеличивается порог для проведения процедуры закупки из одного источника с 300 до 500 базовых величин.
Сокращаются сроки обжалования при проведении процедур закупок и сроки рассмотрения заявлений о нарушениях порядка их осуществления, предусматривается электронный формат подачи жалоб.
Основные новации:
1. Законодательство о госзакупках распространяется на отношения по аренде (лизингу). Тем самым для заключения договора аренды (лизинга) с оплатой полностью либо частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов необходимо будет проводить процедуру госзакупки. При этом сделан ряд исключений.
2. Вместо ориентировочной вводится предельная стоимость предмета государственной закупки. Сегодня подобный принцип реализован только в электронном аукционе. Закон распространил это правило на иные виды процедур госзакупок.
3. Установлены ограничения участия аффилированных лиц в госзакупках.
4. Предоставляется право заключения долгосрочных договоров (на срок более года) по ряду товаров (работ, услуг), в том числе коммунальных услуг, банковских услуг, услуг по комплексному техническому обслуживанию инженерных сетей и оборудования, лекарственных средств и медицинских изделий, договоров аренды и др.
5. Сокращаются сроки проведения процедур государственных закупок, в том числе за счет предоставления права перехода к закупке из одного источника без дополнительного согласования с кем-либо, если конкурентная процедура не состоялась.
6. Упрощается порядок проведения процедуры закупки из одного источника за счет исключения обязанности изучения конъюнктуры рынка по большинству оснований для проведения данного вида процедуры; увеличения порогов для проведения процедуры с 300 до 500 базовых величин; предоставление права не составлять и (или) не размещать на электронной торговой площадке справку о проведении процедуры по ряду оснований.
Существенно упростит работу заказчикам и их контрагентам возможность заключения договоров жизненного цикла по ряду товаров (работ, услуг), которую заложили в обновленный Закон. Как ранее поясняла замминистра антимонопольного регулирования и торговли Наталья Василевская, такие долгосрочные договоры (на срок более года) можно будет заключать, в частности, при закупке лекарственных средств и медицинских изделий, коммунальных, банковских услуг, услуг по комплексному техническому обслуживанию инженерных сетей и оборудования и иных товаров и услуг.
Кроме того, стороны договоров, предусматривающих закупку товаров, работ и услуг ежедневной и еженедельной потребности, получат право продлевать эти договоры на два месяца очередного календарного года без проведения закупочных процедур. Перечень таких товаров определен в приложении 4 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — постановление № 395) и включает продукты питания, лекарственные средства, медицинские изделия, нефтепродукты, услуги связи, автомобильных грузоперевозок, почтовые, страховые, складские услуги и др.
Еще одно новшество — закрепление в Законе понятия «предельная стоимость предмета государственной закупки», которым заменят используемое ранее понятие ориентировочной стоимости.
Сходный принцип уже реализован в рамках процедуры электронного аукциона: торги начинаются от верхнего предела стоимости (начальной цены аукциона) и идут на понижение, побеждает участник, предложивший наименьшую цену.
В обновленном Законе предельной стоимости дается иное значение — под ней понимается максимальная стоимость предмета госзакупки, которая включает предполагаемую сумму выплат заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) за поставку или приобретение иным способом товаров (выполнение работ, оказание услуг), а также все полагающиеся налоги и прочие обязательные платежи. Иными словами, в предельную стоимость нужно будет вписать все расходы госзаказчика по приобретению товаров (работ, услуг). При этом требование о соблюдении верхнего предела распространят на все виды госзакупок.
Очевидно, что данное нововведение призвано предотвратить завышение цены закупки. А чтобы облегчить заказчикам задачу, расширяются полномочия регулятора в этой сфере: МАРТ установит порядок и способы определения предельной стоимости предмета госзакупки.
Кроме того, дисциплинировать участников процедур госзакупок и сделать сам процесс более прозрачным должно дополнение Закона требованием о размещении заказчиком на электронной торговой площадке (ЭТП) сведений о проведенной с его текущих счетов оплате, в том числе о перечислении аванса, по договорам, заключенным в виде электронного документа на ЭТП. Сделать это нужно будет не позднее 5 рабочих дней после совершения оплаты. Оператор ЭТП далее разместит эти сведения в государственной информационно-аналитической системе.
В ст. 29 Закона о государственных закупках товаров (работ, услуг) корректируется порядок гарантированного участия в госзакупках субъектов малого и среднего предпринимательства. Как и ранее, субъектам МСП гарантируется право участия в процедурах госзакупок по перечню товаров (работ, услуг), определенному в приложении 3 к постановлению № 395. Но по действовавшей редакции п. 2 ст. 29 Закона заказчики, приобретающие товары (работы, услуги) по указанному перечню, должны были при наличии такой возможности выделить в предмете закупки часть (лот) в размере 10 % объема всей закупки, и на поставку этой части могли претендовать только субъекты МСП. А если разделить предмет закупки было нельзя, то представители малого бизнеса участвовали в процедуре на общих основаниях.
В новой редакции той же нормы четко прописано, что заказчики закупают товары (работы, услуги) по перечню, определенному Совмином, у субъектов МСП — производителей таких товаров (работ, услуг) в объеме не менее чем 10 % от указанной в годовом плане госзакупок ориентировочной стоимости годовой (общей) потребности всех таких товаров (работ, услуг). В этом случае в документах, предоставляемых для подготовки предложения, следует указать, что к участию в процедуре допускаются только субъекты МСП.
Таким образом, если у госорганизаций и госкомпаний существует потребность в товарах, работах и услугах по перечню из приложения 3 к постановлению № 395, они обязаны не менее 10 % годовой потребности закрывать путем закупки у субъектов МСП. И лишь если процедура с участием представителей малого бизнеса не состоялась, в новой процедуре смогут принять участие и иные потенциальные поставщики (исполнители).
<...>