Обеспечение безубыточной работы торговой организации за счет сокращения оптимальных размеров заказов товарных запасов |
В данной статье представлена сравнительная характеристика альтернативных направлений обеспечения безубыточной работы торговой организации при управлении товарными запасами: повышение цены реализации товара; снижение совокупных издержек, связанных с управлением запасами по соответствующей товарной позиции. На примере конкретной производственной ситуации дана их сравнительная экономическая оценка, а также аргументирована перспективность применения каждого из направлений.
В процессе деятельности торговые организации нередко сталкиваются с проблемой убыточной работы по отдельным товарным позициям.
Для решения данной проблемы могут применяться следующие основные, но крайние по своей сути подходы:
1. Повышение цены реализации товара.
2. Снижение совокупных издержек, связанных с управлением запасами по соответствующей товарной позиции.
Повышение цены реализации товара является наиболее простым методом. Однако его применение сопровождается существенным недостатком. Так, повышение цены реализации всегда ведет к снижению объемов продаж товара (при прочих равных условиях). И особенно это характерно для позиций с высокой эластичностью спроса. Другими словами, применение данного подхода в отдельных случаях не позволит выйти на безубыточную работу из-за снижения товарооборота за рассматриваемый период времени.
Применение второго подхода не вызывает снижения объемов продаж, что является важным преимуществом по сравнению с первым подходом, однако его реализация обуславливает наличие определенных знаний и навыков по сокращению оптимальных размеров заказов товаров.
Представленные в статье методы нацелены на обеспечение безубыточной работы торговых организаций при управлении товарными запасами.
Осуществим сравнительную оценку эффективности применения установленных альтернативных подходов (повышение цены реализации; снижение совокупных издержек, связанных с управлением товарными запасами) на примере следующей производственной ситуации.
Организация осуществляет розничную торговлю офисной бумагой формата А4 в пачках по 500 листов. Среднее потребление бумаги составляет 150 пачек/месяц. Бумага доставляется и хранится в коробках, вмещающих 5 пачек. Закупочная цена — 6,2 руб./пачка (на условиях ФСО — транспортом покупателя и за его счет) и 6,4 руб./пачка (на условиях ФСН — транспортом поставщика и за его счет). Причем при поставках на условиях ФСН поставщик обязуется осуществлять доставку бумаги не чаще чем через 7 дней.
Габаритные размеры коробки: 300×220×275 мм. Масса брутто одной коробки — 12,5 кг. Коробки размещаются на стеллажах СТ-031 (см. рис.). Грузоподъемность ячейки стеллажа — 200 кг. Издержки, связанные с эксплуатацией 1 м2 пола магазина в течение месяца, составляют 70,0 руб.
Закупки канцтоваров, включая бумагу, осуществляются у поставщика, удаленность которого составляет 95 км. Доставка обеспечивается собственным транспортом грузоподъемностью 0,50; 0,75; 2,0 т, ставки на внутрихозяйственные грузоперевозки для которых составляют соответственно 0,4; 0,45; 0,55 руб./км.
Взаимоотношения с поставщиком предусматривают заключение договора поставки (купли-продажи) на условиях 100 % предоплаты.
Средний фактический размер заказа — 100 пачек.
Розничная цена реализации бумаги (без НДС) составляет 6,90 руб./пачка.
Исходя из опыта работы, модуль коэффициент эластичности спроса на бумагу составляет 3,0.
Организация отличается стабильным финансовым состоянием.
Определим размер прибыли (убытков) с учетом исходной информации согласно зависимости (1):
Пп = Рреал. · S – Cс,
где Рреал. — цена реализации товара данного наименования (артикула) без НДС, руб./шт. (руб./кг и т.п.);
S — величина потребления (спроса) товара данного наименования (артикула) за установленный промежуток времени, шт./мес. (ед./год и т.п.);
Сс — совокупные издержки торгового посредника при управлении запасами товара данного наименования (артикула), руб./мес. (руб./квартал и т.п.).
Важно подчеркнуть, что зависимость (1) применяется лишь в тех случаях, когда между заказчиком и поставщиком заключается договор поставки (купли-продажи), предусматривающий переход прав собственности на товар. При этом величина издержек торгового посредника зависит от характера взаимоотношений по договору поставки.
Согласно исходным данным торговый посредник заключает договор поставки на условиях 100 % предоплаты, доставка осуществляется за счет торгового посредника. В подобных ситуациях размер совокупных издержек торгового посредника определяют согласно зависимости (2):
Cc = Pфсо · S + Coe · S + Cexp · q + E · q · Pфсо,
q 2 2
где Pфсо — стоимость единицы товара (цена) при поставках на условиях ФСО, руб./шт. (руб./тонна, руб./ящик и т.п.);
Coe — транспортные и связанные с ними расходы на выполнение одного заказа по данному наименованию товара, руб.;
q — размер заказа (партия одной поставки) по данному наименованию товара, шт. (ед., пачек, ящиков и т.п.);
Cexp — издержки на хранение единицы (одной штуки, ед., пачки, ящика и т.п.) данного наименования товара за установленный период времени потребления величины (S), руб./(шт. · мес.) (руб./(шт. · кв.), руб./(шт. · год) и т.п.);
Е — коэффициент эффективности финансовых вложений за установленный период времени потребления величины (S), 1/мес. (1/кв., 1/год);
Причем первые три слагаемые формулы (2) отражают статьи прямых расходов, связанных соответственно с покупкой (приобретением) товара, его доставкой и хранением за соответствующий период времени. Четвертое слагаемое является статьей вмененных затрат и позволяет рассчитать издержки, связанные с упущенным доходом организации в результате вложения собственных финансовых (оборотных) средств организации в создание товарных запасов за соответствующий период времени.
Коэффициент (Е) устанавливается с учетом финансового состояния организации.
1. Минимальный размер коэффициента (Еmin) устанавливается для организации в стабильном финансовом состоянии. Его размер рекомендуется определять согласно следующей зависимости:
...
Подробнее читайте в статье.
<...>