Особенности привлечения средств из местных инновационных фондов на реализацию проектов коммерческими организациями |
В статье анализируется существующая практика финансирования проектов местными инновационными фондами, анализируется алгоритм отбора проектов. Описывается прохождение претендентами на получение финансовых ресурсов каждого из этапов рассмотрения инновационных проектов.
Финансирование инноваций является одним из самых значимых факторов осуществления инновационной деятельности. От степени доступности финансирования зависит не только инновационный потенциал, но и развитие многих отраслей экономики.
Особого внимания заслуживает рассмотрение вопроса выделения средств местных инновационных фондов, поскольку финансовые ресурсы под реализацию проектов, в том числе частными организациями, выделяются на безвозмездной и безвозвратной основе.
Несмотря на то что ресурсы выделяются на безвозмездной и безвозвратной основе, в последние годы отмечается уменьшение объема финансирования реализации проектов как в абсолютном, так и в относительном выражении. Одной из главных причин уменьшения объема финансирования проектов Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь отмечает недостаток качественных инновационных проектов. Таким образом, даже при том условии, что ресурсы из местных инновационных фондов выделяются на безвозмездной и безвозвратной основе, отмечается недостаток инновационных проектов в регионах.
На сегодняшний день не так много организаций знают о возможности привлечения финансовых ресурсов на реализацию проектов на безвозмездной и безвозвратной основе, еще меньше организаций представляют, какие этапы нужно пройти и какие документы подготовить для получения таких ресурсов. В данной статье рассмотрим каждый из этапов и укажем на основные проблемные моменты в данном процессе.
Рассмотрим процедуру организации рассмотрения проектов в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов.
Общие положения
Формирование и выделение средств инновационными фондами регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 07.08.2012 № 357 «О порядке формирования и использования средств инновационных фондов» (далее — Указ № 357), в соответствии с которым финансирование инновационных проектов за счет средств республиканского централизованного и местных инновационных фондов осуществляется при условии их соответствия следующим критериям:
-
организация технологического процесса, обеспечивающего средний уровень добавленной стоимости на одного работающего, аналогичный среднему уровню добавленной стоимости на одного работающего по соответствующему виду экономической деятельности в Европейском союзе либо превышающий этот уровень;
-
экспортная ориентированность инновационного проекта (превышение экспорта над импортом);
-
создание и внедрение новых технологий и (или) производство новой для Республики Беларусь и (или) мировой экономики продукции.
Согласно ч. 2 п. 4 Положения о порядке формирования и использования средств инновационных фондов, утвержденного Указом № 357 (далее — Положение), финансирование инновационных проектов, указанных в абз. 2 ч. 1 п. 10 Положения, направленных на преобразование новшеств в инновации в сфере услуг, за счет средств республиканского централизованного и местных инновационных фондов осуществляется при условии их соответствия не менее двум критериям, указанным в ч. 1 п. 4 Положения. При этом соответствие инновационных проектов критерию, указанному в абз. 4 ч. 1 п. 4 Положения, является обязательным.
В соответствии с Положением средства местных инновационных фондов выделяются:
-
организациям, имущество которых находится в коммунальной собственности, хозяйственным обществам, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в коммунальной собственности;
-
научным, проектным и конструкторским организациям Республики Беларусь вне зависимости от их подчиненности;
-
организациям Республики Беларусь без ведомственной подчиненности;
-
иным организациям Республики Беларусь, являющимся плательщиками налога на прибыль в соответствующий местный бюджет;
-
учреждению образования «Национальный детский технопарк».
Конкурс по отбору инновационных проектов (работ, мероприятий) для финансирования из инновационного фонда (на примере г. Минска) проводится по следующим этапам:
-
предварительное рассмотрение заявочных материалов;
-
научно-техническая экспертиза проектов (ведомственная и государственная);
-
открытый конкурсный отбор проектов;
-
включение инновационных проектов в Государственную программу инновационного развития Республики Беларусь;
-
согласование плана расходов инновационного фонда с Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь.
Рассмотрение проекта органами местного управления
Порядок проведения открытого конкурсного отбора и ведомственной научно-технической экспертизы определяется областными и Минским городским Советами депутатов. В частности, в г. Минске — решение Минского городского Совета депутатов от 25.09.2012 № 247 «О некоторых вопросах формирования и использования средств инновационного фонда Минского городского исполнительного комитета».
Для участия в открытом конкурсе организации, претендующие на получение средств инновационного фонда, представляют в Минский горисполком следующие документы для финансирования:
-
заявку на участие в открытом конкурсном отборе;
-
бизнес-план инновационного проекта, разработанный в соответствии с Правилами по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, утвержденными постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 31.08.2005 № 158;
-
технико-экономическое обоснование инновационного проекта;
-
календарный план реализации инновационного проекта;
-
смету расходов, финансируемых за счет средств инновационного фонда Мингорисполкома, и смету расходов, финансируемых за счет иных источников (всего, в том числе по годам реализации проекта (работы, мероприятия));
-
аудиторское заключение о финансовом состоянии юридического лица;
-
иные документы и материалы, связанные с выполнением проекта (работы, мероприятия).
После окончания приема заявок ответственное структурное подразделение Минского горисполкома направляет в течение 5 рабочих дней в экспертный совет Минского городского исполнительного комитета по проведению ведомственной научно-технической экспертизы проектов документы по проектам на рассмотрение комиссии по проведению открытого конкурсного отбора.
Не позднее 5 рабочих дней после заседания конкурсной комиссии направляет на согласование в Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь планируемый объем расходов инновационного фонда на финансирование проектов.
Экспертиза проектов (работ, мероприятий) проводится экспертным советом, персональный состав которого утверждается распоряжением председателя Мингорисполкома.
Экспертиза проектов (работ, мероприятий) представляет собой анализ и оценку проектов (работ, мероприятий) на предмет:
-
соответствия критериям выделения средств из инновационных фондов;
-
принципиальной новизны технологии или продукции (услуги), предлагаемой в инновационном проекте;
-
научно-технического уровня проекта (работы, мероприятия);
-
конкурентоспособности проекта (работы, мероприятия);
-
возможности освоения результатов выполнения проектов (работ, мероприятий) в производстве;
-
возможных социальных, экономических и экологических последствий от реализации предлагаемых проектов (работ, мероприятий).
Экспертиза проектов проводится в течение 15 рабочих дней со дня поступления в экспертный совет представленных участниками документов.
По результатам экспертизы проекта экспертным советом готовится заключение, содержащее однозначные выводы о целесообразности (нецелесообразности) финансирования проекта из инновационного фонда Мингорисполкома.
Открытый конкурсный отбор проектов (работ, мероприятий) проводится конкурсной комиссией, персональный состав которой утверждается распоряжением председателя Мингорисполкома.
Протокол заседания конкурсной комиссии с перечнем отобранных проектов и согласованный с Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь планируемый объем расходов инновационного фонда на финансирование проектов являются основанием для подготовки решения Мингорисполкома о выделении средств инновационного фонда.
Рассмотрение проектов на республиканском уровне
В то же время в соответствии с ч. 2 п. 10 Положения средства местных инновационных фондов используются на финансирование реализации инновационных проектов, выполняемых в рамках государственной программы инновационного развития Республики Беларусь, что требует не только включения проекта в государственную программу, но и прохождения соответствующей государственной экспертизы в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.05.2015 № 431 «О порядке функционирования единой системы государственной научной и государственной научно-технической экспертиз».
Таким образом, после рассмотрения проекта местными органами управления и получения положительного заключения по нему документы направляются для прохождения государственной экспертизы, после чего идет процесс его включения в государственную программу.
Обязательное включение инновационных проектов в Государственную программу инновационного развития Республики Беларусь, проведение государственной экспертизы значительно увеличивают сроки проведения процедуры выделения средств из местного инновационного фонда (на практике срок выделения средств составляет от 10 до 18 месяцев после поступления заявки).
С учетом того что средства инновационных фондов в рамках формирования и исполнения местных бюджетов выделяются на один год, организация-получатель средств ограничена во времени для проведения необходимых процедур закупок и заключения договоров, что создает предпосылки для срыва сроков выполнения проектов.
Кроме того, необходимо постоянно следить за изменениями законодательства в данной сфере, поскольку в Указ № 357, определяющий порядок формирования и использования средств инновационных фондов (в том числе местных инновационных фондов), практически ежегодно вносятся изменения и дополнения (от 20.05.2013 № 229, от 21.07.2014 № 361, от 16.02.2015 № 57, от 28.11.2016 № 431, от 18.06.2018 № 240, от 12.04.2019 № 145, от 07.05.2020 № 156).
Заключение
В результате проведенных в последние годы изменений законодательства создана сложная система отбора инновационных проектов, которая не привела к эффективному распределению ресурсов, но при этом значительно усложнила процедуру рассмотрения проектов. Организации, претендующие на получение финансовых ресурсов, должны быть готовы не только к большим трудозатратам по подготовке документов, но и к длительным срокам их рассмотрения.
Процесс включения проекта в Госпрограмму начинается только после его рассмотрения местными органами управления и получения положительного заключения и прохождения государственной экспертизы.
<...>