Оценка инвестиционной стоимости в системе оперативного контроллинга. Как побороть проблемные активы |
Оперативный контроллинг занимает одну из ключевых позиций в системе управления, однако существующие инструменты не всегда удовлетворяют требованиям к формируемой информации для целей управления. Оценка инвестиционной стоимости коммерческого предприятия с учетом отраслевых и производственных специфик на разных этапах жизненного цикла особенно актуальна в существующей кризисной ситуации.
Цель этой статьи — доказать, что выделение проблемных активов и их последующее обособленное бюджетирование в рамках модифицированной системы бюджетирования позволяет принимать обоснованные управленческие решения (в частности, о целесообразности продажи проблемного актива и цене его продажи).
Практическое внедрение модифицированной системы бюджетирования в коммерческих организациях в сочетании со сбалансированной системой показателей, основанной на рыночных мультипликаторах, дает возможность для оперативного и методологически корректного расчета индикативной рыночной стоимости коммерческой организации, а также для оценки влияния на нее эффекта от реализации новых инвестиционных проектов.
В настоящее время инструментарий оперативного контроллинга является весьма обширным. Только Х. Фольмут выделяет как минимум 15 инструментов оперативного контроллинга. Однако в нашем регионе широкое распространение получили далеко не все из существующих инструментов. Например, систематический анализ скидок и обоснованная оптимизация объемов заказов при закупке осуществляются лишь некоторыми, обычно наиболее крупными по масштабам деятельности, коммерческими организациями.
Одним из наиболее популярных инструментов оперативного контроллинга является бюджетирование, предполагающее построение определенной системы бюджетов в рамках коммерческой организации.
Бюджетирование — это производственно-финансовое планирование деятельности предприятия путем составления общего бюджета предприятия, а также бюджетов отдельных подразделений в целях определения их финансовых затрат и результатов.
По нашему мнению, распространение бюджетирования в коммерческих организациях объясняется его простотой, четкой логикой построения бюджетов, наличием или как минимум возможностью получения информации, необходимой для их построения, а также относительно низкими временными и финансовыми затратами, связанными с разработкой системы бюджетирования и ее практическим внедрением в организации.
С точки зрения общей методологии контроллинга между мнениями зарубежных и отечественных специалистов в этой области, на наш взгляд, есть одно очень важное отличие: за рубежом бюджетирование, за исключением узкоспециализированных исследований в области бухгалтерского учета, однозначно рассматривается как один из элементов системы контроллинга, а в публикациях специалистов стран ЕАЭС оно зачастую выделяется обособленно. Соответственно, и его структурирование, особенности внедрения и применения, оценка эффективности осуществляются с разных позиций.
Необходимо обратить внимание на некоторые интересные особенности бюджетирования, сложившиеся на протяжении последних нескольких лет в нашей практике оперативного контроллинга в коммерческих организациях.
В качестве первой такой особенности нужно выделить ориентированность бюджетирования исключительно на использование стоимостных оценок.
Безусловно, бюджетирование, ориентированное на использование стоимостных оценок, обладает рядом серьезных преимуществ: как минимум оно обеспечивает полную сопоставимость формируемых бюджетов, позволяет проводить корректный ретроспективный анализ и осуществлять прогнозирование на различных временных интервалах, отличается универсальностью и может использоваться в любых коммерческих организациях вне зависимости от степени диверсифицированности.
Однако в зарубежной практике бюджетирование обычно трактуется значительно шире. Очень часто при наличии такой возможности в иностранных коммерческих организациях параллельно составляются и используются два вида бюджетов:
- бюджеты, составленные в натуральных единицах измерения (натуральные бюджеты);
- бюджеты, составленные в стоимостных единицах измерения (финансовые бюджеты).
Одновременное ведение двух видов бюджетов (стоимостных и натуральных) позволяет получить более полное и объективное представление о процессах, протекающих в коммерческой организации.
Нужно оговориться, что одновременное использование обоих видов бюджетов возможно лишь при определенной однородности процессов, протекающих в рамках коммерческой организации (например, в том случае, если она осуществляет производство продукции, которая является относительно однородной или оказывает стандартизированные услуги).
...
Учитывая, что модифицированная система бюджетирования должна способствовать интеграции стратегического и оперативного контроллинга в рамках коммерческой организации, она должна соответствовать ряду обязательных требований.
Во-первых, модифицированная система бюджетирования обязательно должна предполагать построение бюджетов, включающих показатели, используемые при расчете рыночных мультипликаторов в рамках обеих компонент — общей и частной — сбалансированной системы показателей, применяемой в рамках стратегического контроллинга в коммерческих организациях. ...
Для этих целей возможно использовать следующие мультипликаторы:
...
Во-вторых, в масштабах всей организации предлагаемая система бюджетирования должна подразумевать обособленное построение бюджетов инвестиционных проектов.
...
В-третьих, модифицированная система бюджетирования, используемая в коммерческих организациях, должна предусматривать отдельное бюджетирование так называемых проблемных активов.
...
Практическое внедрение модифицированной системы бюджетирования в коммерческих организациях в сочетании со сбалансированной системой показателей, основанной на рыночных мультипликаторах, дает возможность для оперативного и методологически корректного расчета индикативной рыночной стоимости коммерческой организации, а также для оценки влияния на нее эффекта от реализации новых инвестиционных проектов. Кроме того, в таком виде она позволяет принимать взвешенные управленческие решения относительно проблемных активов, принадлежащих коммерческой организации, в том числе обосновывать влияние их продажи на индикативную рыночную стоимость коммерческой организации.
...
Подробнее читайте в статье.
<...>