Секреты управления денежными средствами: от стратегии к тактике |
— Каждый руководитель предприятия сталкивался с проблемой нехватки денег на оплату текущих счетов. Звонят кредиторы, приближается день выплаты зарплаты, а денег на всех катастрофически не хватает. Почему возникает дефицит денежных средств на предприятии? А главное, что делать в такой непростой ситуации?
— Управление денежными средствами разделяется на стратегическое и оперативное управление. Сначала обсудим, что делать, когда возникает кассовый разрыв на текущий момент, но в краткосрочной перспективе. Нужно составить и взаимоувязать между собой планы ежедневных поступлений и платежей. Для этого формируется платежный календарь с максимальной детализацией ежедневных денежных операций, моделируется ежедневный остаток. Например, на начало дня 1 сентября на счетах и в кассе 100 тыс. руб. Ожидаются поступления от клиентов в сумме 300 тыс. руб., а реестр всех платежей на этот день составляет 350 тыс. руб. Всего на конец дня 1 сентября останется 50 тыс. руб. (100 + 300 – 350 = 50), эта же сумма будет переходящим остатком на начало следующего дня, то есть 2 сентября. Планируем поступления и платежи на 2 сентября, формируем остаток на конец дня 2 сентября, который будет входящим на 3 сентября. И так далее, на целый месяц вперед. Обычный Excel вполне справится с такими несложными расчетами. Максимально детализируя имеющуюся информацию по поступлениям и платежам, можно точно спрогнозировать, когда, кому и сколько мы заплатим.
Другое дело, надо решить, что делать, когда мы ясно видим, что в ближайшей перспективе по прогнозам не сможем вовремя оплатить все счета. Для этого определяется очередность платежей в соответствии с приоритетами. Исходя из здравого смысла, к приоритету первой очереди относятся платежи, просрочка по которым приведет к крупным штрафным санкциям, или негативно отразится на деловой репутации и имидже компании. К платежам первого приоритета относятся налоговые платежи, выплата зарплаты (но не бонусов и премий) и все платежи, связанные кредитной историей в банках: погашение кредитов или процентов по кредитам, лизинговые платежи. К приоритету второй очереди относятся платежи поставщикам по основной деятельности. Для поставщиков мы клиенты, кормильцы, мы приносим им постоянный доход, они заинтересованы в развитии с нами отношений, поэтому часто прощают нам нарушение платежной дисциплины, даже если в договорах прописано иное. Но злоупотреблять этим не следует. Клиент не заплатил нам, у нас денег нет и мы, как клиент, не заплатили своему поставщику. Теперь у него денег нет, и он, в свою очередь, не заплатил своему поставщику. Тот — следующему. Эффект домино. Так финансовый кризис и зарождается... Кроме того, поставщик во время не закупит для нас товары или сырье, во время не произведет продукцию и не отгрузит нам, а мы сорвем срок поставки нашему клиенту. Так что решаем наши денежные проблемы за счет поставщиков очень аккуратно. Ну и наконец, к третьей очереди относятся платежи, которые можно относительно безболезненно сдвинуть до лучших времен: это премии и бонусы сотрудникам, косметический ремонт здания, закупка новых компьютеров и т.п.
Теперь разберем доходную составляющую кассового плана. Это поступления от клиентов и получение кредитов. Сначала отрабатываем уже свершившиеся сделки, изучаем клиентскую дебиторскую задолженность, проводим работу по сбору просроченной дебиторской задолженности. Контроль дебиторской задолженности нужно осуществлять регулярно, но в условиях дефицита денежных средств это становится приоритетом № 1. Руководитель ставит задачу ответственному за работу с клиентами сотруднику в максимально короткие сроки превратить в деньги просроченную дебиторскую задолженность. Нужно составить реестр клиентов с указанием суммы и количеством дней просрочки и перейти в активную фазу работы с клиентами в части сбора задолженности: ежедневные звонки, письма-напоминания, при необходимости встречи. Безусловно, законные требования оплатить по счетам доводятся до клиентов культурно и вежливо, нам же с этими клиентами важно сохранить взаимовыгодное сотрудничество. Возможно, где-то следует уступить клиентам, составить план реструктуризации задолженности, разрешить оплату просроченной задолженности частями. Как правило, такое интенсивное взаимодействие начинает давать результат в достаточно короткие сроки. Главное — это заставить клиентов начать платить, денежные ручейки должны слиться в единый денежный поток, способный восстановить наше пошатнувшееся финансовое положение.
Еще одним инструментом по наращиванию поступлений от клиентов могут быть различные краткосрочные рекламные акции, стимулирующие клиентов немедленно приобрести нашу продукцию или услуги, например скидка за предоплату, или распродажа залежавшихся запасов.
Ну и конечно, отрабатываем получение кредита как дополнительный источник пополнения казны. В идеале сотрудники, ответственные за работу с банками, заранее должны организовать возможность получения в банке овердрафта или кредитной линии, не дожидаясь наступления форс-мажорных обстоятельств. Кредитная линия или овердрафт — гибкие и удобные инструменты финансирования, позволяющие пользоваться заемными деньгами только тогда, когда они нужны, оперативно брать и оперативно погашать. Но не забываем, что доход от продаж — это деньги свои и навсегда, а кредит — это деньги чужие и на время. Чрезмерная зависимость от кредитов делает финансовое положение предприятия неустойчивым, да и проценты за пользование кредитами нужно платить, что увеличивает затраты и, следовательно, уменьшает прибыль предприятия. Основное внимание руководителя должно быть сосредоточенно на наращивании стабильного дохода и стабильных клиентских поступлений.
— А как лучше сориентироваться среди огромного количества финансовой информации, на что нужно обращать внимание? Как понять, куда инвестируются денежные средства? Эффективно ли они используются?
Ответы на эти и другие вопросы читайте далее в этом материале.
<...>