Суровая правда о критериях SMART |
Критерии SMART были созданы не для целей. И не для задач. А для целей и задач. До сих пор исследовватели спорят, кто первый начал использовать этот акроним, но наиболее раннее документированное упоминание находится вот в этой статье: George T. Doran, «There’s a S. M. A. R. T. Way to Write Management Goals and Objectives», Management Review (AMA Forum), November 1981, pps. 35–36.
Правда, и здесь может возникнуть путаница, поскольку objectives в одних случаях переводится как «цели», а в других — как «задачи». Поэтому дальше придется разбираться самим.
В зависимости от того, насколько четко можно сформулировать ваши желания, мы можем разбить их на три категории. Самая большая и неконкретная категория — это направление (или намерение). Она отражает лишь вектор движения: хочу вот туда. На новые рынки. На новый виток развития. На свободу от офисного рабства, пусть даже офис — ваш собственный. Непонятно, нужно ли вам туда на самом деле, дойдете ли вы и т.п. Все это выяснится по мере продвижения. Сначала есть лишь желание. Его можно конкретизировать (S) и в некоторых случаях понять, как измерить продвижение (M). Но и это необязательно.
Если же ваше желание описать подробно (S), проставить критерии достижения (M), проверить на предмет достижимости (A), а в некоторых случаях и решить, зачем оно вам надо (R), мы получаем цель. Это конкретный пункт назначения, в который вы вострите свои лыжи. Ай гоу ту Хайфа. Провести реструктуризацию. Тратить на этот бизнес не более четырех часов в неделю.
Сейчас уже можно двигаться в путь. Все остальное вы уточните по ходу движения.
А уже по ходу движения будут возникать задачи. Задача — это тот кусок, который вы можете откусить и прожевать в один присест. Купить яхту. Выбрать консультанта. Разобраться с причинами перегрузки. От большого пути вы откусываете по кусочку, формулируете эти кусочки по критериям SMART, выполняете, получаете результаты, вносите коррективы в цель и ставите новые задачи.
Подробнее читайте в статье.
<...>