Владимир Карягин: Нужно разобраться — либерализация или временная оттепель, похожая на НЭП |
В предпринимательской среде его считают убежденным «рыночником», открытым к общению. В правительственных кабинетах прислушиваются к его мнению, рассматривают предложения и охотно привлекают в состав рабочих групп и всевозможных общественных комиссий. А зарубежные представители бизнеса считают за удачу побеседовать с ним, прежде чем открывать свое дело в Беларуси. Более двух десятилетий он погружен в проблемы преобразования и устройства взаимоотношений частного бизнеса и государственных структур в новых экономических условиях. Владимир Николаевич Карягин — председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства, председатель ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей».
— После революции только в Беларуси были репрессированы около 2 млн человек, которые имели отношение к частной собственности. И долгие годы пропаганда формировала негативный образ бизнесмена и предпринимательства. Неужели с принятием Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» все так кардинально изменилось?
— Сейчас в Беларуси доминирует бизнес первого поколения, который начался с создания первых кооперативов и появления индивидуальной трудовой деятельности 32 года назад. Я помню, как в 1990-е гг. появлялись первые малые предприятия в Беларуси, начало развиваться частное предпринимательство. И это было огромным достижением.
Сегодня в Беларуси более 360 тыс. бизнесов: 240 тыс. индивидуальных предпринимателей, 110 тыс. компаний, акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью. Кроме того, у нас 23 тыс. ремесленников и 4 тыс. агроэкохозяйств, которые развернулись в последнее время.
Порядка 30% ВВП страны, или 7,8 млрд USD, в бюджет дает частный бизнес, причем из них 44% приходится на Минск. Бизнес сегодня стал заметным, власть и население поверили в предпринимательство, более трети белорусов работают в частных структурах.
Предприимчивость — это черта белорусов, но в сочетании с бережливостью. Психология белорусского предпринимателя отличается от российского и украинского. У нас очень многое делается скромно, спокойно, «без понтов», как это принято говорить в молодежном сленге.
Я хочу верить, что чиновники осознали необходимость рыночной экономики и наличия бизнеса в стране. Что, несмотря на регулярный регресс в отношениях и закручивание гаек, происходит именно та трудная ломка сознания, что еще раз свернуть НЭП не получится. А экономическая модель образца Северной Кореи просто очень быстро лопнет в центре Европы.
— Какие проблемы сегодня наиболее остро стоят перед бизнесом Беларуси?
— Проблем много и каждый год мы готовим доклад на стол Президенту о проблемах предпринимательства, составляем Индекс делового оптимизма с иерархией проблем бизнеса. На первом месте сейчас проблема под названием «работа на коротком поводке», то есть мы не можем спланировать свою деятельность на 3–5 лет вперед, мы работаем сегодня и сейчас.
Например, только 25 января вышел Указ Президента Республики Беларусь № 29 «О нологообложении», который определяет параметры налоговой политики в 2018 году: ставки акцизов, льготы, вычеты и т.д., а контракты, договоры да и вся деловая активность начались с 1 января. С 1 по 25-е был правовой вакуум.
Продолжение читайте в материале.
<...>