Борьба с контрафактом или одобрение с параллельным импортом? |
Совет ЕС одобрил новый план действия таможенных служб Союза в области борьбы против нарушений прав интеллектуальной собственности, рассчитывая на то, что новая программа позволит обеспечить эффективный контроль над соблюдением прав ИС, а также существенно повысит эффективность борьбы с оборотом товаров, нарушающих данные права.
В то же время в Думе России уже рассматриваются поправки в Гражданский кодекс РФ о легализации импорта товаров без разрешения владельцев товарных знаков. Поправки позволят правительству РФ на срок до 5 лет открывать российскую границу для параллельного импорта ряда товаров.
Эти поправки предполагают четыре случая, в которых правительство сможет разрешить параллельный импорт. Причиной может стать недоступность товаров в России или их нехватка, завышение цен или их качественное отличие от аналогов, продающихся в других странах. Исключение может быть сделано для товаров, чье производство может быть локализовано в России.
В пояснительной записке к проекту сказано, что пока развитие технологий и производства в России не позволяет удовлетворить большинство потребностей за счет внутренних ресурсов.
Теперь России придется разрешить противоречия с правилами ЕАЭС, так как не все его участники разрешают параллельный импорт. В частности, против него выступает Беларусь. Кроме того, потребуется разработка механизмов контроля качества импортных товаров.
Согласно данным Group-IB, объем онлайн-рынка торговли контрафактной продукцией в России за 2017 год вырос сразу на 23%, а его объем составил более 100 млрд RUB, по сравнению с 81 млрд в 2016 году. Мошенники продают на своих ресурсах бытовую и компьютерную технику, одежду и обувь, ювелирные изделия, аксессуары, косметику, медицинские препараты и многое другое, зачастую с огромной скидкой — до 80%. По статистике Group-IB, каждый 5-й поддельный товар был куплен в Интернете.
А поскольку рынок онлайн-торговли не только является одним из наиболее быстро развивающихся, но и наиболее легкодоступных для торговцев контрафактной продукцией, эта проблема постепенно выходит на первое место. Так, от онлайн-торговли контрафактной продукцией в первую очередь страдают именно крупные бренды, поскольку потребитель зачастую оказывается не в состоянии отличить брендовую продукцию от контрафактной, а последующие проблемы с качеством подобной продукции начинают отбрасывать тень на репутацию и авторитет соответствующего бренда. Более того, в последнее время появились совершенно новые виды контрафактной продукции. Мошенники могут создавать различного рода мобильные приложения и ПО, которые могут быть очень слабо отличимы от оригинала, однако благодаря им злоумышленники смогут получать доступ к личным и конфиденциальным данным пользователей.
При этом для Беларуси проблема нового законодательства ЕАЭС очень актуальна, поскольку ежегодно из страны отправляется порядка 12–12,5 млн международных почтовых отправлений, среди которых в том числе и посылки из столь популярных среди торговцев контрафактной продукцией интернет-магазинов. А на фоне принятия ЕС новых мер контроля белорусским почтовым и таможенным службам придется существенно усилить контроль за содержимым подобных посылок. В противном случае, учитывая то, что торговцы контрафактом стремительно перебираются в онлайн, поток контрафактной продукции и фальсификатов в перспективе может приобрести еще более угрожающие масштабы.
Стоит отметить, что борьба с контрафактной продукцией и фальсификатами в Беларуси идет как на национальном уровне, так и на уровне участия в соответствующих мероприятиях ЕАЭС. Так, на национальном уровне еще в прошлом году белорусские власти начали обсуждать идею создания централизованного органа по борьбе с контрафактной продукцией и фальсификатами. На уровне ЕАЭС Беларусь постепенно включается в программу продвижения так называемой RFID-маркировки, которая предусматривает наделение уже довольно значительного спектра товаров идентификационными метками, что позволяет специализированным органам государственного контроля получать полные сведения о товаре и легко отличать контрафактную продукцию от оригинального товара. Кроме того, Беларусь является одним из участников Соглашения о взаимодействии таможенных служб государств — участников СНГ в области экспертной, исследовательской и научно-исследовательской деятельности по идентификации и диагностике товаров, что также является показателем того, что Беларусь ведет активную борьбу с распространением контрафактной продукции. Однако пока что ее оборот только растет, а это значит, что государству в перспективе придется прилагать все больше и больше усилий к решению данной проблемы.
<...>