Национальной стратегией устойчивого развития Беларуси до 2035 года предусматривается, что субъекты хозяйствования постепенно перейдут к формированию публичной нефинансовой отчетности. Интегрированная отчетность базируется на идее, что ежегодный отчет компании должен объяснять провайдеру финансового капитала, как компания собирается создавать ценность, а не только сколько прибыли (убытков) она понесла.
В числе изменений — расширение состава бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, раскрываемой публично открытыми акционерными обществами, эмитентами облигаций, профучастниками; исключение необходимости представления депозитариями формы 6 «Информация о находящихся в собственности Республики Беларусь облигациях» и др.
Национальный банк Республики Беларусь письмом от 19.09.2023 № 23-13/50 «О вопросах специального резервирования» дал примечательные пояснения по работе с задолженностью. Для практического применения особый интерес вызывает пункт о списании активов, попавших под международные санкции.
С 1 октября 2023 г.
постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 30.08.2023 № 18 введены два новых коэффициента в
форму справки об основных экономических показателях, установленную
постановлением Минэкономики от 20.06.2016 № 42: коэффициент обеспеченности обязательств имуществом; коэффициент просроченных обязательств.
Министерством финансов Республики Беларусь разработан проект постановления «Об установлении форм расчетов части прибыли (дохода), подлежащей перечислению в государственный целевой бюджетный фонд национального развития». Формы расчетов части прибыли (дохода), подлежащей перечислению в ФНР, содержащиеся в указанном проекте постановления, в ближайшее время будут разосланы в госорганы для информирования подведомственных организаций.
Завершены подготовка и обсуждение проекта постановления Министерства финансов Республики Беларусь «О некоторых вопросах рынка ценных бумаг», которым предложено определить требования к аудиту бухгалтерской и финансовой отчетности эмитентов, осуществивших эмиссию необеспеченных и биржевых облигаций, поручителем, поручительством которого обеспечивается исполнение обязательств эмитента по облигациям.
Предусматривается также дополнение Инструкции № 43 п. 101, согласно которому поручителем до даты фактического погашения выпуска облигаций, поручительством которого обеспечено исполнение обязательств их эмитента, в составе ежемесячного отчета представляется расчет стоимости чистых активов поручителя по состоянию на первое число каждого месяца, а также информация о суммах предоставленного обеспечения исполнения обязательств в виде поручительства, гарантии, залога имущества и иных способов обеспечения, не прекращенных на эту же дату.
При наличии чистой прибыли по результатам работы за 2023 год организации деревообрабатывающей промышленности должны до 10 апреля 2024 г. направить на специальные счета сверх установленного размера 60 % от суммы прибыли от реализации товаров, работ, услуг и годовых амортизационных отчислений, уменьшенной на фактически произведенные расходы.
Предлагается сведения кредитной истории дополнить договорами, содержащими условие о предоставлении отсрочки или рассрочки оплаты товаров, работ или услуг, сведения о которых будут в Национальный банк представлять юридические лица, реализующие товары, работы, услуги на условиях отсрочки или рассрочки оплаты.
Пошаговый алгоритм действий субъектов хозяйствования, осуществляющих оборот прослеживаемых товаров, по внедрению электронных накладных. Субъекты хозяйствования должны обеспечить использование электронных накладных при обороте товаров, подлежащих маркировке незащищенными средствами идентификации и (или) прослеживаемости.
С 1 января 2023 г. вступили в силу изменения в порядок начисления амортизации —
Инструкцию о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденную
постановлением Министерства экономики, Министерства финансов и Министерства архитектуры и строительства от 27.02.2009 № 37/18/6, напоминает Минэкономики.
С 1 января 2023 г.
Указом Президента Республики Беларусь от 20.12.2022 № 430 «О списании курсовых разниц» корректируется порядок списания учитываемых в доходах (расходах) будущих периодов курсовых разниц, образовавшихся с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2025 г.
Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Влияние изменений курсов иностранных валют» утвержден
постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2022 № 61 «О бухгалтерском учете курсовых разниц». Документ вступил в силу с 1 января 2023 г.
Переоценка согласно
подп. 1.1,
1.2 Указа № 622 проводится по состоянию на 01.01.2023 в отношении числящихся в бухучете основных средств, доходных вложений в материальные активы и оборудования к установке.
Подготовлен проект постановления «Об изменении
постановления Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27 февраля 2009 г. № 37/18/6». Документом предусмотрено внесение изменений в
Инструкцию о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов.
ГТК разъяснил особенности составления таможенных и иных документов при совершении грузовых операций и перецепки, применения таможенной процедуры таможенного транзита и порядка продления срока, установленного в требовании, выданном в соответствии с
постановлением Совета Министров от 22.04.2022 № 247 "О перемещении транспортных средств".
В связи с поступающими вопросами о порядке применения норм постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 12.07.2022 № 69 «О порядке регулирования цен» Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь разъясняет новые правила ценообразования.
Консолидированная отчетность составляется по международным стандартам, однако при этом бухгалтерская отчетность компаний, входящих в группу, составляется по нашим, белорусским стандартам учета. Это усложняет сопоставление показателей двух видов отчетности и приводит к необходимости разработки алгоритмов экономического анализа, позволяющего сравнивать, анализировать и интерпретировать консолидированную финансовую отчетность группы и бухгалтерскую отчетность входящих в нее компаний.
Торговая организация, осуществляющая оптовую торговлю, приобретает товар у изготовителя и непосредственно со склада изготовителя отгружает его покупателю. Доставку товара и его передачу покупателю по договору с торговой организацией обеспечивает изготовитель собственным автомобильным транспортом. Каким образом должны оформляться документы по передаче продавцу приобретенного им у изготовителя товара, который будет отгружаться в адрес покупателя со склада изготовителя собственным транспортом изготовителя?
При транспортировке субъектом хозяйствования для сезонной замены новых шин в адрес субъекта хозяйствования, выполняющего работы по установке шин, создание электронной накладной обязательно. В графе «Грузополучатель» электронной накладной указываются данные субъекта хозяйствования, выполняющего работы по замене шин.
В случае, если перевозчик транспортного средства международной перевозки, состоящего на регистрационном учете в стране ЕС, не владеет информацией о перецепке на момент въезда транспортного средства на таможенную территорию ЕАЭС в Республике Беларусь, такие сведения подлежат указанию последующим перевозчиком до помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита в месте осуществления перегрузки (перецепки).
Кто должен представлять
налоговую декларацию (расчет) налогового агента по подоходному налогу с физических лиц?
Налоговую декларацию (расчет) налогового агента по подоходному налогу с физических лиц обязаны представлять налоговые агенты в налоговый орган по месту постановки на учет.
Драматические события в нашем регионе станут причиной существенного ухудшения экономических условий для одних компаний и усиления экономической неопределенности для других. Руководству компании необходимо оценить, вызывают ли эти события или условия (по отдельности или в совокупности) сомнения по поводу того, может ли компания продолжать непрерывную деятельность, или — в сложных случаях — оценку того, является ли допущение о непрерывности деятельности приемлемым при подготовке финансовой отчетности компании.
Рассмотрим основные изменения в порядок формирования кредитных историй и представления кредитных отчетов, которые вступили в силу с 29.11.2021 согласно
постановлению Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.10.2021 № 312 «Об изменении
постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 22 июня 2018 г. № 291».
Разночтения, содержащиеся в разделительном балансе, могут стать основанием для солидарной ответственности правопреемников при реорганизации компании. Застраховаться от этого поможет дополнение разделительного баланса текстовой частью. Однако на практике возникают сложности с определением надлежащей стороны в связи с переводом долга, уступкой права требования либо с реорганизацией одной из сторон.
Согласно документу административные меры предусмотрены при производстве продукции, не соответствующей требованиям техрегламентов ЕАЭС, выпуске несоответствующей продукции в обращение, в том числе без документов об оценке соответствия или с истекшим сроком действия, нарушениях требований к маркировке, неисполнении предписаний надзорных органов.
Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь
постановлением № 85 установило с 1 января 2022 г. новую форму годовой ведомственной отчетности о выполнении задачи по улучшению условий и охраны труда. Ее обязаны подать до 7 февраля большинство организаций.
Отчисления в фонд развития строительной отрасли для включения в сметную стоимость строительства определяются от итога граф 3 — 6 глав 1 — 8 и от суммы средств, предусмотренных подпунктами 30.1 — 30.5, 30.7 и 30.8 главы 9 сводного сметного расчета. Рассчитанная сумма отчислений в фонды развития строительной отрасли включается в графы 8 и 9 главы 9 сводного сметного расчета.
МНС полагает возможным до 1 февраля 2022 г. принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг такими субъектами хозяйствования без применения кассового оборудования при условии заключения до 10 октября 2021 г. с РУП ИИЦ договора.
МАиС
письмом от 19.08.2021 № 10-1-30/10546 разъясняет, что отчисления в фонды развития строительной отрасли предусматриваются в сводном сметном расчете стоимости строительства, в неизменной договорной (контрактной) цене по объектам, проектирование которых начнется с 1 сентября 2021 г.
Европейская Комиссия определила новые цели финансовой устойчивости. И как всегда, когда поднимается тема европейской финансовой устойчивости, в соответствующих посланиях к Европарламенту, Комиссия пишет в этот раз, что всецело поддерживает новые международные инициативы по интеграции факторов устойчивости в систему финансовой отчетности и ждет от этого самых высоких результатов.
Рассмотрим наиболее актуальные аспекты изменений в
Инструкцию о порядке применения и заполнения форм актов сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ, утвержденную
постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 20.07.2018 № 29. Нормы
Постановления № 54 вступили в силу с 9 июня 2021 г.
История этого вопроса требует небольшого пояснения, Госкомимущества, заботясь о государственном имуществе, особенно при первых проявлениях экономического кризиса, объявило о проведении правового мониторинга
постановления Совмина от 22.05.2003 № 683 «О порядке консервации основных средств». Чиновники пояснили, что вопрос консервации именно госимущества комплексно не урегулирован. Рассмотрим, что изменится в оформлении консервации ОС не только для госсектора, но я для частного бизнеса.
Разногласия по проекту соглашения о применении в ЕАЭС навигационных пломб для отслеживания перевозок должны быть устранены в ближайшее время. Рассмотрим действующее регулирование в России и Казахстане, а также практику применения
постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2020 г. № 311 «О применении навигационных устройств (пломб)» с учетом изменений и дополнений.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 230 принято в целях реализации
Указа Президента Республики Беларусь от 6 января 2021 г. № 9 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь», предусматривающего совершенствование действующего в Республике Беларусь механизма маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками, а также создание нового механизма — маркировки товаров средствами идентификации, предусмотренного
Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе от 02.02.2018.
Рассмотрим
Указ от 30 марта 2021 г. № 128 и
постановление Совмина № 240. Установлен
перечень запрещенных товаров, а также утверждено
Положение о порядке действий в отношении запрещенных товаров (далее — Положение). Соответствующие
перечень и
Положение вступают в силу через 10 дней после официального опубликования
постановления № 240, то есть с 5 мая 2021 г.
Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14.01.2021 № 6 «Об изменении постановлений Министерства финансов Республики Беларусь» внесены изменения сразу в 30 постановлений Минфина в области регулирования аудиторской деятельности.
Постановление № 6 вступило в силу 20 февраля 2021 г., а новый механизм позволяет установить организации, уклоняющиеся от обязательного аудита.